Основной проблемой жилищно-коммунального хозяйства в России является состояние основных фондов ЖКХ и необходимость их реконструкции и восстановления. Жилищно-коммунальные услуги это один из основных секторов российской экономики. Он обеспечивает население жизненно важными услугами со всей необходимой инженерной инфраструктурой.
Главной задачей органов государственной власти в сфере ЖКХ является создание такой системы нормативно-правового регулирования, которая обеспечит эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ, которое предусматривает реконструкцию и восстановление основных фондов ЖКХ, сокращение административных процедур, предотвращение коррупции. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от26 января 2016 г. № 80-р «Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года»)
Жилищно-коммунальное хозяйство — сфера, которая находится под постоянным контролем российского гражданского кодекса [1;с.121]. Несмотря на то, что отрасль преобразуется уже несколько десятилетий, все принятые реформы не дают существенных изменений. Тенденция развития ЖКХ стремительно падает, растут цены на тарифы, качество услуг снижается, всё чаще возникают аварийные ситуации.
В результате реформ был фактически создан новый рынок предпринимательской деятельности, в котором взаимодействует большое количество участников. Целью реформ было установление конкуренции в сфере ЖКХ, так как она способна снизить платежи и повысить качество обслуживания. Но из-за проблем организации и пробелов в законодательстве, возникло большое количество организаций, которые предоставляли услуги ненадлежащего качества, либо услуги не оказывали вовсе.
Все услуги ЖКХ должны соответствовать определенным параметрам:
Таблица 1
Тарифы на 2019 год по Санкт-Петербургу
Наименование услуги |
Планировавшийся к применению с 01.07.2019 тариф |
Фактически установленный тариф |
Водоснабжение, водоотведение, м. куб. |
32,75 |
31,58 |
Отопление, Гкал |
1834,9 |
1765,33 |
Горячее водоснабжение, м. куб. |
110,09 |
105,92 |
Электроэнергия (одноставочный в домах с газовыми плитами), кВт. ч. |
4,75 |
4,65 |
Электроэнергия (одноставочный в домах с электроплитами), кВт. ч |
3,56 |
3,48 |
Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/rajonnoe-hozyajstvo/tarify-na-2018-god/
Перед Правительством РФ стоит важная задача — модернизировать коммунальное хозяйство и снабдить общество качественными коммунальными услугами, удержав при этом резкий рост цен на тарифы и бюджетные расходы.
Система ЖКХ соединяет в себе экономическое, социальное, финансовое, информационное и технологическое пространства. Этим объясняется разница цен на услуги, так как идет региональный учет тарифов.
Основные фонды ЖКХ представляют собой произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, для управленческих нужд организации, либо для предоставление другим организациям за плату во временное владение и пользование, или во временное пользование [5, с.117]. К основным фондам относятся здания, сооружения, оборудование и т. д.
Состояние основных фондов ЖКХ на сегодняшний день оценивается как критическое. Следовательно, качество предоставляемых услуг ниже установленных норм.
В данной статье будет рассмотрена степень износа и экономические проблемы по реставрации и восстановлению основных фондов ЖКХ в Санкт-Петербурге.
Таблица 2
Ввод идействие зданий вРоссийской Федерации
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|
Количество введенных зданий, тыс. |
216,5 |
227,2 |
241,4 |
258,1 |
304,2 |
306,4 |
278,3 |
272,6 |
261,1 |
Общий строительный объем зданий, м3 |
397,4 |
423,2 |
485,6 |
526,7 |
617,8 |
622,8 |
608,5 |
599,4 |
584,6 |
Общая площадь зданий, млн. м2 |
91,5 |
99,0 |
110,4 |
117,8 |
138,6 |
139,4 |
135,8 |
137,3 |
132,7 |
Источник: Росстат
Таблица 3
Степень износа основных фондов ЖКХ по Санкт-Петербургу
Виды деятельности |
Годы |
|
2010 |
2018 |
|
Эксплуатация зданий жилого назначения |
50,7 |
41,8 |
Производство и распределение газового снабжения |
15,9 |
48,3 |
Передача и распределение отопления |
44,5 |
58,9 |
Распределение воды |
59,8 |
51,7 |
Эксплуатация зданий нежилого назначения |
41,3 |
66,3 |
Переработка сточных вод и отходов |
53,3 |
38,2 |
Источник: Росстат
За последние восемь лет наименьшее внимание уделялось газоснабжению. Сильные повреждения в трубопроводах и специальном техническом оборудовании. В целом основные фонды ЖКХ восстанавливают и реставрируют, так, например, оборудование для переработки сточных вод и мусора восстановлено на 15,1 %.
Решение проблемы восстановления и реконструкции основных фондов ЖКХ затруднено из-за нехватки средств. Организации жилищно-коммунального хозяйства сильно ограничены в возможности использования заемных средств и бюджетное финансирование стремительно снижается. Поэтому целесообразна разработка и применение экономического механизма для реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ. Основой решения данной проблемы должна быть разработка системы экономических мер, которая позволит обеспечить стабильное функционирование за счет проведения комплекса ремонтно-восстановительных работ изношенных основных фондов.
Задачи, которые возложены на жилищно-коммунальное хозяйство, выполняются не в полной мере, из-за этого снижается качество жизни населения. Следствием отсутствия единой концепции инновационного развития сферы ЖКХ и слабого методического обеспечения многих вопросов управления в регионах стали низкая эффективность управления и неэффективная политика региональных органов самоуправления в этой сфере [1, с.125].
Выделим основные пути решения экономических проблем жилищно-коммунального хозяйства:
− Внедрение инновационных технологий энергосбережения. Нужно установить систему энергосбережения и усовершенствовать приборы учета;
− Привлечение источников финансирования реконструкции зданий и капитального ремонта;
− Существенное улучшение качества реконструкции и ремонта жилищного фонда, экономия энергоресурсов, повышения качества жилищно-коммунальных услуг [6, с.5];
− Государственный контроль. Правовая ответственность за недобросовестную деятельность и качество услуг.
Жилищно-коммунальное хозяйство — одна из наиболее сложных подсистем экономики страны. Данная сфера подвергалась многим реформам, но проблемы ЖКХ так и не были решены. Так же и начатые реформы неэффективны, и ситуация в системе ЖКХ все так же усугубляется. Организационно-экономические реформы по совершенствованию деятельности жилищно-коммунального хозяйства должны основываться на механизмах стимулирования.
Литература:
- Волгина, Е А. Тенденции развития и приоритетные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства // ПОИСК. — 2015. — № 6 (53). — С. 121–128.
- Тарифы на 2019 год // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/rajonnoe-hozyajstvo/tarify-na-2018-god/ (дата обращения: 20.11.2019).
- Азбука для потребителей услуг ЖКХ // Азбука для потребителей услуг ЖКХ. URL: http://проектшгп.рф/wp-content/uploads/2014/09/АЗБУКА- для-потребителей-услуг-ЖКХ2.pdf (дата обращения: 22.11.2019).
- Грахов В. П., Мохначев С. А., Якушев Н. М., Гиззатуллин Р. Р. Применение концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–1. — С. 794.
- Васильев О. В. Состояние основных фондов ЖКХ России и Санкт-Петербурга // Государственное управление: концепции и технологии в эпоху цифровизации. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2019. — С. 116–122.
- Байрамуков С. Х., Долаева З. Н. Комплексный подход к проблеме модернизации жилищного фонда // Инженерный вестник Дона. — 2013. — № 4 (27). — С. 99.