Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В. А. Сухомлинский
Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение.
Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников.
Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.
Для многих учащихся математика — сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.
Для достижения здоровьесбрежения на уроках математики можно использовать учебный материал (тексты задач) с валеологическим содержанием, т.епутём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья.
Задачи, которые содержат сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами.
Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.
Вот пример такого урока математики в 6классе по теме «Все действия с десятичными дробями».
Цели:
1. Закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;
2. Развивать вычислительные навыки, мышление; интерес учащихся к математике и расширять кругозор;
3. Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,учебник, рабочие тетради.
Ход урока.
1. Организационный момент «Настроимся на урок!».
Учитель: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин).
Так давайте не будем упускать эту возможность и займемся математикой. Одно из замечательных качеств математики — развитие любознательности. Вы уже умеете выполнять все действия с десятичными дробями.
На сегодняшнем уроке мы не только будем решать задачи и примеры на применение правил действий с десятичными дробями, но и немного поговорим о здоровье — одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. Ещё древне — греческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.
2. Устный счет.
Вычислите:
1) 0,8 *2
2) 3,4*10
3) 0,6+0,4
4) 40: 0,2
5) 1,2*3
6) 0,65+0,65
7) 1,2: 2
8) 23,8*10
1) 1,6 2) 34 3) 1 4) 200 5) 3,6 6) 1,3 7) 0,6 8) 238
«Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ.
3. Фронтальный опрос.
1. Какая дробь называется десятичной?
2. Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.
3. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000.
4. Сформулируйте правило умножения десятичных дробей
5. Сформулируйте правило деления десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь.
Учитель: Ребята, выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше.
4. Задание. Решите уравнения
1) х + 10,5 = 18,98
2) 34,5 — у = 16,25
3) а * 1,9 = 3,8
4) 12,6: с = 12,6
1 ы |
8,48 з |
0,2 а |
17,25 г |
18,25 у |
2 б |
Ответы закодированы буквой. Ответ первого уравнения — это первая буква нашего слова: ЗУБЫ
Учитель: Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать.
Ведь по зубам судят о здоровье. В наших зубах, как в зеркале, отражается состояние организма в целом. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».
Вопрос: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов?
5. Тестирование.
1) 234,56 + 123,9
А- 358,46 — баранина
Б — 356,36 — свинина
2) 47–12,36
А — 34,74 — кофе
Б — 34,64 — чай
3) 23,2 * 1,4
А — 324,8 — картофель
Б — 32,48 — рыба
4) 234,4: 0,02
А — 11720 — черный хлеб;
Б — 1172 -– белый хлеб;
5) 34,7: 2
А — 17,305 — почки
Б — 17,35 — печень
6) 456 + 122,6
А — 578,6 — желток
Б — 168,2 — белок
7) 123,45 * 0,001
А — 12345 — лук
Б — 0,12345 — морепродукты
Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу.
Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, поиграем в игру. Я называю обыкновенную дробь, если ее можно перевести в десятичную, то вы встаете, нет — сидите на месте.
Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.
Отработка вычислительных навыков.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем люди чистили зубы в старину?
Давайте решим задачи, а ответы и будут ответами на мой вопрос.
1) Две собаки подбежали к хозяину одновременно. Одна бежала 0,46 с со скоростью 3,5 м/мин, а другая 1,04 с со скоростью 1,5м/мин. Какая собака была дальше от хозяина и на сколько (ответ выразите в см)?
2) Площадь кухни 8,4 м², а площадь комнат в 2,8 раза больше. Чему равна общая площадь квартиры?
50 — мёд, желток
5 — мел, молоко,
24,36 — сахар, лимонная кислота
31,92 — зола, соль
Учитель: Чем только не чистили зубы в старину! Для того применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, молоко, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Китайцы пользовались порошком из бобов мыльного дерева, жители Сибири и Урала варили из сосновой смолы жевательную мастику (так называемую серу), очищавшую зубы и укреплявшую десны.
Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Поэтому, не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно.
Вопрос: Ребята, а вы знаете, какое минимальное количество щёток должен сменить человек в течение года?
А чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте выполним следующее задание. Ответы записываем, складываем и делим на 4,5.
1) У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь?(5)
2) В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4)
3) У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (0)
4) Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего? (4)
5) Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час? (0)
6) На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5)
Учитель: Ребята, зубную щетку следует менять не реже, чем каждые 3 месяца. Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.
Домашнее задание. Составить примеры с зашифрованными ответами о здоровье.
Запомните: Очень сложно болезни лечить,
Легче болезни предупредить.
Спасибо за урок. До свидания.
Вывод. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:
- формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- закрепление гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
При построении уроков следует помнить, что:
- Необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;
- Введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;
- Динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;
- Домашнее задание дается творческого характера.
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Литература:
1. Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001–2005 гг».).
2. Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
4. Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики / Усова, Г.П., 2010. -8с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. –272 с.
6. «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000».., 2002 г.