В данной статье рассматриваются некоторые политические и экономические проблемы стран, богатых ресурсами, желающих максимально реализовать имеющийся потенциал.
Ключевые слова: ресурс, инвестиции, нефть, мировое хозяйство, богатство.
This article discusses some political and economic problems for the governments of resource-rich countries looking to make the most of their resources.
Key world: Resource, Investment, Oil, the world economy, wealth.
Нефтяные компании XXI века очень отличаются от Standard Oil Company Джона Д. Рокфеллера, которая преобладала в отрасли в XIX веке.
Несмотря на все усилия нефтяных компаний завоевать и сохранить влияние в своей сфере, зачастую контроль над ресурсной базой в стране сохраняют правительства, осуществляющие управление через национальные компании. Исследование, переработка и продажа нефти во многих странах по-прежнему находится в руках государства.
Политики часто пытаются максимизировать выручку от национальных компаний, чтобы компенсировать политическое давление. Таким образом, национальные нефтяные компании не в состоянии поддерживать достаточный уровень дохода для финансирования столь необходимых инвестиций.
В Нигерии, например, более 80 процентов государственных доходов приходит от продажи сырой нефти. Стратегии национальных компаний варьируются в зависимости от роли, которую они играют в той или иной стране, и уровня их отношений с правительством.
В настоящее время они, скорее всего, сосредоточатся на бизнес-целях, однако продолжают борьбу, чтобы остаться в авангарде технического прогресса. В последние годы, национальные компании все чаще стремятся привлечь независимые компании и их инвестиции, основной капитал и технологии для модернизации и улучшения доступа к экспортным рынкам.
Центральным звеном социально-экономической системы здесь считается этика, которая органически увязывается с хозяйственной деятельностью и является неотъемлемым атрибутом национального мышления и процесса познания. Африканский экономист Аллу Мьауе считает, что познание процессов социально-экономического развития общества невозможно вне единства и противоположности экономики и этики, вне их взаимодействия и взаимосвязи [21].
Этика является предметом экономической теории, требующим самостоятельного анализа, так как она является важнейшей предпосылкой социально-экономического развития, игнорирование которой неизбежно придаст ущербность любой модели жизнедеятельности общества и спровоцирует принятие решений, противоречащих духу народа.
Проблему взаимодействия экономики и этики нельзя ограничивать общетеоретическим подходом. Необходимо исходить из реальной социально-экономической действительности, конкретной историко-национальной специфики нашего общества, в котором африканские страны играют конституирующую роль.
Существует странное явление, которое экономисты называют «проклятием ресурсов». Суть его в том, что страны, богатые природными ресурсами, в меньшей степени экономически развиты по сравнению с менее обеспеченными государствами. Однако не все страны, богатые природными ресурсами, находятся в такой ситуации. Там около тридцати, Индонезия и Нигерия, была доход на душу населения, и как сильно зависит от нефтяных доходов. В 2012 г., ВВП на душу населения в ЮАР был в три раза больше чем в Нигерии. Рост ВВП на душу населения Нигерии прогнозируется от $11,000 в 2012 году до $15,000 в 2020 году. Две другие богатые нефтью страны – это Сьерра-Леоне и Ботсвана. В Ботсване прогнозируется рост ВВП в 7,5 % в период между 2012 и 2020, в то время как Сьерра-Леоне погрузилась в гражданскую войну на почве контроля нефтяных богатств. Прогноз роста ВВП нефтедобывающих стран Африки представлен в таб.1.
Таблица 1
Прогноз ВВП нефтедобывающие страны Африки, $.2012–2020гг.
2012, ВВП на душу населения, $ |
Рост ВВП в процентах, % |
Рост населения в процентах, % |
2020, ВВП на душу населения, $ |
|
Нигерия |
$11,000 |
4 % |
1 % |
$15,000 |
Сьерра-Леоне |
$7,500 |
8 % |
0.5 % |
$16,000 |
Ботсвана |
$12,000 |
7.5 % |
0.5 % |
$25,000 |
ЮАР |
$34,000 |
2 % |
0.5 % |
$39,000 |
Конго |
$3,600 |
8.5 % |
1.5 % |
$7,000 |
Ангола |
$4,400 |
6.5 % |
1 % |
$7,500 |
Источник: Bank Africa of Development 2012
Богатые природными ресурсами страны Африки можно охарактеризовать следующими факторами:
- КОРРУПЦИЯ
В процессе создания фирмы в некоторых африканских странах, помимо расходов, предусмотренных действующими законами, ожидаются расходы, не поддающиеся контролю со стороны властей. Коррупция получила слишком широкое распространение, и государства не в силах бороться с этим фактом. Некоторые экономические соглашения между африканцами иногда (и даже в большинстве случаев) нарушаются одной из сторон.
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Это правда, что в некоторых странах, не имеющих ресурсов, некоторое снижение государственными органами налогов, в частности, на топливо, способно стимулировать инвесторов, особенно иностранцев. Однако, сколько инвесторов ориентируются Африку сегодня, но откажутся от нее на следующий день?
- ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКИ
Политическая нестабильность, военные перевороты и ксенофобия также являются факторами экономического застоя. Во время каждых выборов в африканской стране, темпы развития экономики замедляются из-за ожидания инвесторами результатов.
Часто национальные нефтяные компании имеют эксклюзивные права на уступки в виде юридически обязывающих контрактов с иностранными нефтяными компаниями на разведку и разработку части резервов. Эти контракты бывают нескольких видов, в том числе соглашения о разделе продукции и производственные контракты.
Как правило, правительства выделяют нефтяные блоки независимым компаниям посредством процесса торгов, хотя они часто призывают к прямым переговорам.
Относительная стабильность в течении десяти лет, продуманная макроэкономическая политика, улучшение условий торговли и продуктивных партнерских отношений, дали лидерам африканских стран определенный запас экономического маневра, теперь они более свободны чем когда-либо, для того, чтобы выбрать свой собственный путь развития. Спрогнозированные экономические перспективы континента подтвердились в 2013 г. и подтверждаются в 2014 г. [3], что является свидетельством реальной устойчивости африканских экономик к внутренним и внешним шокам и их роль центра роста в мировой экономике.
Экономический рост в Африке ожидался на уровне 4,8 % в 2013 году, а в 2014 г. планируется ускорение до 5,3 % [18]. При этом планируется максимальное извлечение выгоды из растущего сельскохозяйственного производства, развития сферы услуг и увеличения добычи нефти и горнодобывающей деятельности. Эта относительная диверсификация локомотивов роста будет поддерживаться увеличением внешних финансовых потоков, что подтверждается и восстановлением внутреннего спроса, движимого повышением уровня потребления и инвестиций.
Но есть меры, на которые развитые страны и международное сообщество могут пойти, чтобы увеличить шансы на успех: повышение прозрачности в процессе управления, реализация антикоррупционных законов, запрет на секретные банковские счета и, наконец, создание стабилизационного фонда.
Литература:
1. Auty, Richard M. Resource Abundance and Economics Development 2012
2. Birdsall, Nancy, D. Education, Growth, and Inequality 2012
3. Chaudhry, Aziz. 2013 Le prix de la croissance: Economie et Institutions en Afrique
4. Institut américain du pétrole: http:// api-ec.api.org/frontage.cfm
5. BP Statistical Review of World Energy: http:// www.bp.com
6. Agence international de l’Energie: http:// www.iea.org
7. Organisation des pays exportateurs de pétrole: http:// www.opec.org
8. Society of Petroleum Engineers: http:// www.spe.org
9. Perspectives économiques regionales Mai 2013
10. Сайт Африканского союза: http// www.africa-union.org
11. Olivier Caslin, Jeune Afrique, Mars 2014
12. Groupe de la Banque Africaine de developpement: Revue annuelle, Edition 2013, vers une croissance durable en Afrique
13. Jerome bon et Pierre Gregory, Tribune de l’Economie 2012
14. Journal of Economics 2013
15. The Economic Review, cost curves in the Industry September 2013
16. Ouattara,A, Economie en Afrique, Star edition 2013
17. Pupion, P.C 2012, croissance et developpement en Afrique
18. Young African Economy Magazine 2012
19. Center for Energy, Petroleum, and Mineral. http//www.dundee.ac
20. Profile of the Oil and Gas extraction Industry: www.epa.gov
21. Bank Africa of Development, 2013