Ключевые слова: российский бизнес, Латинская Америка, Африка.
В настоящее время система международных отношений и мирового хозяйствования претерпевает значительные изменения. Система однополярного мира с лидирующей позицией США постепенно сменяется системой многополярного мира, во главе с развивающимися странами Евразии, Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки. Переломным моментом данной трансформации можно считать начало проведения Россией специальной операции на территории Украины с 24 февраля 2022 года, в связи с чем страны ЕС, США и их союзники объявили несколько пакетов санкций против России, существенно ограничивших взаимное сотрудничество. По этой причине чрезвычайно важным для России и российского бизнеса становится поиск новых партнеров.
В данной статье будут рассмотрены перспективы развития нового партнерства России со странами Латинской Америки и Африки. Под государствами Африки здесь и далее имеются в виду государства Северной Африки и государства Африки Южнее Сахары. Приоритетными секторами для текущего анализа являются сектора промышленности, агропромышленный комплекс (АПК), энергетический и транспортный сектор.
Текущий анализ необходимо начать с обзора ресурсной базы рассматриваемых регионов. Латинская Америка обладает богатой ресурсной базой: крупнейшие нефтяные залежи в мире находятся в Венесуэле: 303.56 млрд баррелей [8], однако страна производит лишь 0.57 мб/д. На территории Бразилии располагается железорудный бассейн Минас-Жерайс; в районе Андских гор находится медный и оловянный пояс; на территории Бразилии и Ямайки — залежи бокситов; Аргентина, Чили и Боливия являются основными поставщиками лития. Регион имеет благоприятный климат и почвы для развития сельского хозяйства. На территории Бразилии располагаются леса Амазонии, а также в регионе имеется достаточное количество водных ресурсов, например, реки Амазонка, Парана, Ориноко.
Африка — один из самых богатых природными ресурсами регион в мире. Запасы нефти (109.61 млрд баррелей) и природного газа (21,2 % добычи ОПЕК) сосредоточены в Алжире, Анголе, Конго, Экваториальная Гвинее, Габоне, Ливии и Нигерии, которые являются членами ОПЕК. Однако добыча нефти при больших запасах небольшая, для сравнения добыча Саудовской Аравии составила 9.21 мб/д, в то время как в Ливии — 0.39 мб/д. В регионе находятся большие запасы алмазов: 300 млн каратов в Ботсване, 150 в ДР Конго, 120 в ЮАР; также золота, хромитов, урана [9]. Гвинея является второй страной по производству бокситов, что составляет 23.7 % от мирового производства, а медный пояс Африки проходит от ДР Конго до ЮАР [10]. Природные условия для ведения сельского хозяйства в целом благоприятны, имеются леса Экваториальной Африки, однако из-за неравномерного распределения водоемов в регионе существует проблема нехватки воды.
Проанализировав ресурсную базу регионов, необходимо перейти к краткой характеристике приоритетных для текущего анализа секторов промышленности в регионах. В Латинской Америке активно развивается черная металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, легкая промышленность. В 2020 году промышленность в Латинской Америке составила 28.1 % от ВВП региона, занятость населения в секторе — 20.4 %. [11] Главными центрами промышленности являются Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили. Доля промышленности в ВВП Чили (2020) составила 31.4 %, Мексике — 29.7 %. В секторе работают такие местные компании как Carso Group, Metalsa (Мексика), Aero Boero SA (Аргентина), Vale, Petrobras (Бразилия), PECSA (Перу). Более того большая часть ПИИ (2020) в Латинскую Америку приходится на обрабатывающую отрасль и промышленность, главный инвестор в экономику региона — Китай, опередивший в 2020 году США [6].
Текущее присутствие российского бизнеса в машиностроительной, химической, обрабатывающей промышленности активно расширяется. В 2021 году экспорт России в Латинскую Америку черных металлов составил 3,19 млрд. дол. США, а нефти и топлива — 2,28 млрд. дол. США. Импорт России наземного транспорта составил 562,46 млн. дол. США и электрических машины — 273, 2 млн. дол. США. В машиностроительной отрасли успешно работают такие российские компании как «УАЗ», «КАМАЗ» в химической отрасли — «ФосАгро», «ЕвроХим».
Промышленность в Африке не является наиболее развитым сектором, несмотря на богатство природной базы — в основном она представлена горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, текстильной отраслью. Крупными центрами промышленности являются Северная Африка, Западная Африка (Нигерия), Южная Африка (ЮАР, Ботсвана). В 2020 году промышленный сектор в Египте составил 32 % от ВВП, в ЮАР 23.4 %, но в ЦАР 20.1 %, в Руанде 19.3 %. [10] Доля населения, занятого в промышленности Египте составила 26.9 %, в то время как в Руанде — 8.6 %. Промышленный сектор в Африке направлен на экспорт, и развивается за счет иностранных инвестиций. В 2020 году доля ПИИ в промышленность Африки составила 29.2 %. Основным инвестором экономики Африки является Китай, а также ЕС и США [13].
Российский бизнес активно развивается в промышленности Африки. В 2019 году АО «Гипроцветмет», Афрэксимбанк, группа «Ви Холдинг» и РЭЦ подписали соглашение о создании межгосударственной платформы для реализации горнорудных проектов в Африке. В том же году «Уралхим» и Grupo Opaia SA условились о строительстве завода карбамида в Анголе, а также реконструкции портовой инфраструктуры. Компания «АЛРОСА» сотрудничает с Анголой, Ботсваной в сфере добычи алмазов. Группа компаний «Ренова» осуществляет добычу марганцевой руды, золота в Мозамбике, ЮАР, Габоне. Экспорт России в Африку минерального топлива и нефти в 2021 году составил 2, 906 млрд. дол. США и электрических машин 700,99 млн. дол. США.
Агропромышленный комплекс в регионе Латинской Америке играет важную роль. В регионе развито как растениеводство, так и животноводство. Наиболее популярными культурами, выращиваемыми в регионе, являются бананы, кофе, какао, сахарный тростник, табак, виноград, пшеница, кукуруза, цитрусовые. Основные плантации бананов сконцентрированы в Эквадоре, Колумбии и Коста-Рике. Главными производителями пшеницы являются Аргентина и Бразилия, кофе и какао — Бразилия, Колумбия. Животноводческий сектор, где лидерами являются Аргентина и Бразилия, представлен разведением крупного рогатого скота, свиней и овец. В рыболовстве в основном заняты Чили и Перу. В 2020 году АПК составил 6.5 % от ВВП стран Латинской Америки, а занятость населения в секторе — 13.5 %.
Российский бизнес имеет особое значение в поставках в Латинскую Америку удобрений для сельскохозяйственной продукции, осуществляемых, например, компаниями «Уралкалий», «ФосАгро», «Еврохим». В 2021 году экспорт удобрений в регион составил 4,57 млрд. дол. США. Российский бизнес осуществляет также поставки техники в регион, например, концерн «Тракторные заводы» поставляет в Никарагуа адаптированные модели сельскохозяйственной техники «АГРОМАШ». Товары сельского хозяйства (орехи, фрукты, масличные семена, мясо, рыба, кофе, чай) составляют большую часть импорта России. Важным преимуществом сотрудничества является нахождение региона в другом полушарии Земли, что создает возможности для импорта «несезонных» продуктов в Россию.
Сельское хозяйство в Африке, как растениеводство, так и животноводство составляет значительную часть производства региона. Основными культурами, выращиваемыми в регионе, являются кукуруза, зерновые культуры, масличные и финиковые пальмы, батат, клубневые, кофе и какао. Животноводство, сконцентрированное в Западной и Экваториальной Африке, ЮАР, на Мадагаскаре, представлено разведением крупного рогатого скота, овец, коз, верблюдов. В 2020 году АПК составил 18.5 % от ВВП Африки Южнее Сахары, а занятость населения — 52.9 %. В Северной Африке наибольшую часть от ВВП АПК составил в Алжире (14.1 %), наибольшая часть занятых в АПК в Марокко (33.3 %). ПИИ в сельское хозяйство в 2020 году составили 4.76 млн. дол. США, что составляет меньшую часть ПИИ в регион [12].
Российский бизнес («ФосАгро», «УралХим») осуществляет поставки сельскохозяйственных удобрений в Африку, а также сельскохозяйственной техники («Ростсельмаш» поставляет в Зимбабве комбайны ACROS). АПК представляет особую важность для торговли России и Африки: в 2021 году главными статьями импорта России из Африки стали орехи, фрукты, какао, овощи, кофе и чай, также предметы одежды. В то же время экспорт злаков России в Африку составил 3,53 млрд. дол. США. Преимущество АПК Африки для сотрудничества с Россией состоит в расположении региона в другом полушарии, что открывает возможности для импорта Россией «несезонной» продукции.
Развитие энергетического сектора в Латинской Америке во многом обусловлено богатой ресурсной базой региона. Топливно-энергетический комплекс региона состоит из переработки нефти, газа; осуществляется строительство ТЭС, ГЭС, АЭС, также используются альтернативные источники энергии. Основным источником электроэнергии в регионе остаются природный газ и нефть, однако использование гидроэлектроэнергии и возобновляемых источников энергии играет большую роль. В качестве примера, ТЭК Бразилии состоит из гидроэлектроэнергии на 61.8 % и на 23.4 % из нефти и газа, ТЭК Коста-Рики — из гидроэлектроэнергии на 74.6 % и на 24.4 % из ВИЭ, но ТЭК Тринидад и Тобаго на 100 % состоит из переработки нефти, газа. В целом ТЭК региона состоит из производства нефти, газа и угля на 43.8 % и на 44 % из гидроэлектроэнергии, ВИЭ составляют 7.6 %. Доступ к электроэнергии есть у 98.4 % населения. Крупнейшими местными энергетическими компаниями региона являются Eletrobras, Petrobras (Бразилия), YPF (Аргентина), Pemex (Мексика).
Присутствие российского бизнеса в энергетическом секторе Латинской Америки достаточно высоко. В 2015 году «Газпром» и аргентинская нефтегазовая компания YPF подписали соглашение о совместной разведке и добыче углеводородов в Аргентине. Более того на сегодняшний день свыше 20 % электроэнергии в Аргентине вырабатывается на российском оборудовании компании ПАО «Силовые машины». В регионе над строительством ТЭС, ГЭС работают «Лукойл», «Интер-РАО», «Росатом», «Роснефть». В 2021 году экспорт России в Латинскую Америку минерального топлива и нефти составил 2,28 млрд. дол. США, а импорт ядерных реакторов и механических устройств — 441, 6 млн. дол. США.
В энергетическом секторе Африки выделяются ТЭК Северной Африки и Африки Южнее Сахары. ТЭК Северной Африки практически на 100 % состоит из использования нефти, газа и угля. Например, в Египте доля использования нефти и газа составляет 91.7 %, в Алжире — 99.7 %. Доступ к электроэнергии в Северной Африке имеют практически 100 % населения, исключением является Ливия, где доступ к электроэнергии есть у 68.5 % населения. ТЭК Африки Южнее Сахары на 64.1 % состоит из нефти, газа и угля и на 20.5 % из гидроэлектроэнергии, также используются ВИЭ (2.4 %), такие как солнечная и ветряная энергия. Доступ к электроэнергии имеют 46.7 % населения. Крупнейшими местными энергетическими компаниями в регионе являются Eskom (ЮАР), NNPC (Нигерия), Sonangol (Ангола), Sonatrach (Алжир).
Российские компании активно развивают проекты в энергетическом секторе Африки. «Лукойл» является участником трех добывающих проектов в Египте, также участником проекта по разработкам в Гане и Нигерии, также Камеруне и ДР Конго. В 2015 году Россия и Египет подписали соглашение о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации первой египетской АЭС «Эль-Дабаа», поддержку которой осуществляет «Росатом». С 2017 года «Роснефть» реализует строительство атомного реактора в Нигерии. В 2019 году ВЭБ, РЭЦ, Афрэксимбанк и Национальная нефтяная компания «Конго» начали сотрудничество по проекту строительства трубопровода в Республике Конго. В том же году ВЭБ.РФ, РЭЦ и MYA Energy (Марокко) подписали меморандум о сотрудничестве по возможности финансирования строительства нефтеперерабатывающего завода в Марокко.
Транспортный сектор в Латинской Америке представлен как сухопутным, морским, так и авиасообщением. Наиболее развита в регионе автомобильная сеть дорог с твердым и грунтовым покрытием (например, Панамериканское шоссе). Железнодорожное сообщение региона сконцентрировано в основном на территории Аргентины и Бразилии. На сегодняшний день разрабатываются проекты по строительству высокоскоростных магистралей, однако важной остается проблема разноколейности, снижающая производительность железных дорог. В регионе распространен внутренний речной транспорт из-за широкой сети рек, расположенной в основном в Бразилии. Важную роль во внешнем сообщении играют морские порты (Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Веракрус, Гавана, Панама), обеспечивающие большую часть международных перевозок. Трубопроводная транспортная сеть для транспортировки нефти и газа расположена в Бразилии, Аргентине, Венесуэле. Развита сеть авиасообщений, среди крупнейших аэропортов — Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Мехико, Сантьяго, Лима. В Латинской Америке развита сеть авиакомпаний, например, LATAM Airlines Group, Aeromexicо, Avianca Holdings S. A. Более того в регионе действует бразильский авиастроительный конгломерат Embraer, конкурирующий с Airbus и Boeing.
В транспортном секторе Латинской Америки российский бизнес реализует поставки техники. В автомобильной отрасли работают компании «УАЗ», «КАМАЗ». «РЖД» принимает участие в строительстве дороги Вака-Муэрта в Аргентине, АО «Трансмашхолдинг» — в реконструкции железнодорожного депо Мечита. Более того «Трансмашхолдинг» стал победителем тендера на поставку 560 вагонов электрички серии «Иволга» в Аргентину общей стоимостью $864 млн. В авиастроительной отрасли АО «Гражданские самолёты Сухого» реализует проект Сухой Суперджет 100, тендер на поставку которого компании удалось выиграть, обойдя сильного конкурента Embraer. Помимо пассажирских самолетов Россия поставляет в Латинскую Америку военные самолеты Су-30 и вертолеты Ми-171Ш (и другие модели).
Транспортная сеть Африки представлена сухопутным и морским сообщением, и наиболее развита в ЮАР и в Северной Африке. Автомобильная сеть региона (Трансафриканская сеть дорог), сконцентрирована в основном на севере и на юге региона, но не охватывает его центральную часть. Часть дорог нуждается в реставрации, некоторые из них все еще грунтовые и опасны для эксплуатации. Железнодорожная сеть Африки также распределена неравномерно — на юге и на севере она хорошо развита, однако в центральной части Африки имеется проблема разноколейности, что затрудняет передвижение. Водное судоходство сконцентрировано в основном центральной Африке, где имеются озера и реки, однако цена на поездки остается высокой, а инфраструктура недостаточно развитой. Морские порты, расположенные в ЮАР (Кейптаун, Порт-Элизабет), в Западной Африке (Лагос, Дакар) и Северной Африке (Агадир, Касабланка), осуществляют международные грузовые перевозки. Трубопроводные сети для транспортировки нефти и газа расположены в Северной Африке, одна из крупнейших — Магриб-Европа, идущая из Алжира в Испанию. Авиатранспортная сеть Африки (AirAlgerie, AirBotswana, GabonAirlines, KenyaAirways и пр.) достаточно молода, большая часть авиакомпаний были созданы сравнительно недавно. Крупнейшими аэропортами региона являются Найроби, Каир, Йоханнесбург.
Транспортная отрасль в Африке представляет интерес для российского бизнеса. Автомобильные компании «КАМАЗ», «УАЗ» осуществляют поставки автомобилей и развивают сотрудничество с местными компаниями — Bell Equipment имеет сертификат дистрибьютора «КАМАЗ» в ЮАР. «РЖД» изучает возможность строительства дорог в Нигерии, Эфиопии. В 2019 году ВЭБ, РЭЦ, Афрэксимбанк и Национальная нефтяная компания «Конго» подписали меморандум о сотрудничестве в строительстве трубопровода в Республике Конго. Более того Россия поставляет в Африку военные самолеты Су-30 и вертолеты Ми-171Ш (и другие модели).
Иные отрасли, которые также могли бы быть интересны российскому бизнесу — фармацевтическая отрасль, образовательные технологии, электронная коммерция, банковская сфера, ИТ. По статистике ООН [12], третичный сектор занимает большую часть ПИИ в Африке (66.04 % в 2020 году) и играет большую роль для региона Латинской Америки. В перечисленных отраслях существует множество успешных примеров, реализуемых российским бизнесом и Россией проектов: поставки вакцины Спутник в Аргентину, выход платформы изучения иностранных языков Lingua Leo на рынок Бразилии, поставки вакцины от Эбола в Африку (Гвинею), дистрибуция компании Jolla смартфонов INOI в Египет, Кению, Танзанию. Важным становится диверсификация экспорта и импорта России с Латинской Америкой и Африкой, и развитие в сфере технологий, цифровизации и инноваций, так как в странах действует значительное количество инновационных стартапов.
Необходимо отметить, что сотрудничество с Латинской Америкой и Африкой возможно не только в двустороннем формате. Для обеспечения эффективного диалога существуют разнообразные площадки, в первую очередь БРИКС, куда входит Бразилия и ЮАР. Также в регионах развит процесс интеграции — крупнейшими интеграционными объединениями являются Меркосур, Тихоокеанский Альянс, КАРИКОМ, Африканский союз, Союз арабского Магриба. Россия имеет возможность сотрудничать с интеграционными объединениями как самостоятельно, так и в рамках ЕАЭС. Например, в 2018 году был подписан Меморандум о взаимопонимании и торгово-экономическом взаимодействии ЕАЭС и Меркосур.
Большое значение имеет сотрудничество деловых кругов России (РСПП) с Латинской Америкой и Африкой. В настоящее время партнерство осуществляется как в многостороннем, так и в двустороннем формате. Среди институтов многостороннего партнерства можно выделить сотрудничество РСПП с Латинской Америкой и Африкой в B20 («Деловая двадцатка»), ВТО, БРИКС. Примерами двустороннего сотрудничества РСПП с деловыми кругами регионов являются, например, партнерства РСПП с Аргентинским Промышленным союзом, Национальной конфедерацией бразильской промышленности, Союзом предпринимателей ЮАР, Генеральной Конфедерацией Предприятий Марокко.
Некоторыми препятствиями сотрудничества России с регионами Латинской Америки и Африки являются географическая удаленность регионов от России, необходимость инвестиций в технологическую модернизацию регионов (особенно Африки), влияние США и растущее влияние Китая в регионах, а также политические конфликты в Африке, осложняющие поток ПИИ. Тем не менее, данные проблемы могут быть решены в процессе сотрудничества.
Таким образом, несмотря на некоторые препятствия, регионы Латинской Америки и Африки могут быть весьма интересны российскому бизнесу, и иметь для него большие перспективы. В настоящее время сотрудничество России и регионов ведется как в двустороннем, так и в многостороннем формате на уровне государства (и интеграционных объединений), бизнеса, партнерства деловых кругов. Помимо наиболее приоритетных отраслей (промышленности, АПК, транспорта и энергетики) были предложены для анализа инновационные, цифровые и технологические аспекты сотрудничества, содержащие потенциальные перспективы для развития российского бизнеса на рынках Латинской Америки и Африки.
Литература:
- Взаимодействие бизнеса и власти в современно России. Международное деловое сотрудничество и интеграция / С. Р. Красильников, С. В. Михневич, А. В. Соловьева, О. И. Сапожков, С. Л. Корниец. — М.: РСПП, 2021–260 с.
- Гонзалес Медина К. В. Какие страны Латинской Америки готовы сотрудничать с Россией в условиях экономических санкций? 2022. РСМД. URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakie-strany-latinskoy-ameriki-gotovy-sotrudnichat-s-rossiey-v-usloviyakh-ekonomicheskikh-sanktsiy/.
- Какие контракты заключили на форуме «Россия — Африка». РБК. 2019. URL: https://www.rbc.ru/business/23/10/2019/5db035149a79473afc68a097.
- Крупнейшие российские проекты в Африке. Коммерсант. 2019. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4134272.
- Моисеев А. Деловые связи России с Латинской Америкой в условиях пандемии: проблемы и перспективы. 2021. Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/29495.
- ECLAC. Foreign Direct Investment in Latin America and the Caribbean. 2021.URL: https://repositorio.cepal.org/bitstream/handle/11362/47148/4/S2100318_en.pdf.
- ITC. Trade Map. 2022. URL: https://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=5 %7c643 %7c %7c %7c %7cTOTAL %7c %7c %7c2 %7c1 %7c1 %7c2 %7c2 %7c1 %7c1 %7c1 %7c1 %7c1
- OPEC. Annual Statistical Bulletin. 2022. URL: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.html.
- Statista. Countries with the largest diamond reserves as of 2021. 2022. URL: https://www.statista.com/statistics/267905/world-diamond-reserves-by-country/.
- The World Bank. Commodity Markets Outlook. 2021. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/c5de1ea3b3276cf54e7a1dff4e95362b-0350012021/original/CMO-April-2021.pdf
- The World Bank. World Development Indicators. 2022. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
- UNCTAD. Economic Development in Africa Report 2021. 2021. URL: https://unctad.org/webflyer/economic-development-africa-report-2021.
- UNCTAD. Special Economic Zones & African Continental Free Trade Agreement: Results from a continent-wide survey. 2021. URL: https://www.africaeconomiczones.com/wp-content/uploads/2021/04/SEZs-and-AfCFTA-Results-from-a-wide-continental-survey-AEZO-UNCTAD-Project.pdf