Главная задача врача — борьба за жизнь и здоровье человека. Поэтому специфику врачебной деятельности можно сравнить с работой спасателя: и врачи, и спасатели приходят на помощь в критические моменты жизни человека, начиная от его рождения, до предсмертного часа. И так же как и у спасателей, успех деятельности врача в критической ситуации определяется, прежде всего, его профессионализмом. Профессионализм врача в качестве значимого компонента включает в себя и этикет. Этикет в широком смысле — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения индивида к людям, его одежда, речь, манеры. Методологическим основанием любого — врачебного, педагогического, дипломатического этикета — служит этика. Этикет также тесно связан с психологией общения.
Главный принцип этикета можно выразить формулой «Не навреди!»: не навреди словом, действием, эмоциями, манерами тому делу, которому служишь. Однако как среди врачей, так и представителей других профессий, встречаются люди, игнорирующие нормы этикета, считающие их необязательными. Проблема всеобщности, обязательности норм этикета, как и вообще нравственных норм, является философской и имеет два подхода к решению: сакральный и профанный.
Суть первого подхода выражена в любой религии и религиозной философии. Она сводится к утверждению, что все нормы, регулирующие отношения между людьми основываются на первичной духовной матрице, имеющую внематериальную и внепсихическую природу. Именно в соответствии с этой матрицей происходит структуризация Хаоса в Космос, элементарных частиц в атом, небесных тел в галактики. Человек, как часть Вселенной, должен подчиняться этим всеобщим нормам. В какой мере он их нарушает, в такой же мере он должен страдать сам и приносить страдания и неудобства другим. Эта точка зрения в достаточно ясной и полной форме изложена в многочисленных работах профессора Р. Ю. Рахматуллина [1; 2; 3; 4; 5].
В основании второго — профанного — подхода, объясняющего истоки нормативного знания, лежит утверждение об этикете как продукте человеческого творения. Здесь субъектом нормотворчества выступает человек или социальная группа, вводящие для удобства коммуникации определенные предписания, регулирующие межличностные отношения [6]. Но в этом случае исчезает святость и обязательность нормы: получается, что с точки зрения одних, необходимо руководствоваться одними предписаниями, с точки зрения других — другими.
На наш взгляд, это противоречие между всеобщим и историческим в объяснении природы нормативного знания может быть решено следующим образом. Существуют первичные порождающие структуры, имеющие сакральную природу. Специфика их реализации зависит от материала, условий и предметной области, на которую они проецируются. Это можно сравнить с проектом и его реализацией: известно, что качество реализации проекта во многом зависит от исполнителя и тех условий в которые он поставлен. Исходя из этого можно утверждать, что одна и та же норма может быть реализована в разных формах в зависимости от условий ее реализации. Важно заметить, что каковы бы нормы этикета человек не считал правильными, в любом случае он оценивает их в качестве обязательных в той сфере, где он работает или учится. Т. е. речь идет о корпоративной этике и основанных на ней нормах поведения, речи, ношения одежды и т. п.
Известно, что первым письменным источником врачебной этики является клятва Гиппократа — клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. Несмотря на то, что с момента своего возникновения в III в. до н. э. она не раз редактировалась, этот документ остается квинтэссенцией врачебного этикета. В нем выражены основные принципы поведения врача. Если следовать тексту (который мы здесь не приводим), они сводятся к следующим:
1. Почитать своих учителей, обучивших тебя врачебному делу, и в случае надобности помогать им.
2. Делиться своими знаниями с другими, признающими клятву Гиппократа.
3. Все действия по отношению к больному и рекомендации не должны наносить ему вреда и убеждать его в их справедливости.
4. Не способствовать самоубийству, если даже человек просит об этом.
5. Не способствовать абортам.
6. Не рассматривать больного в качестве источника обогащения или других привилегий для себя.
7. Соблюдать врачебную тайну.
Со времени Гиппократа содержание клятвы врача не раз изменялось. Так, в царской России врачи давали так называемое «Факультетское обещание», в СССР выпускники медицинских вузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза», которое носило несколько политизированный характер. С 1999 года в Российской Федерации действует текст, который сохраняет в себе общечеловеческие принципы и нормы врачебного этикета, выраженные в клятве Гиппократа.
Известно, что этикет является частью коммуникативного процесса. Первый, весьма важный элемент этого процесса — образное восприятие, в данном случае врача пациентом. И главное здесь роль образа врача в создании чувства доверия к нему. Известно, что если больной не доверяет врачу, то эффективность лечения сильно уменьшается. Чем больше внешний вид врача ассоциируется с образом порядочного человека, вызывающего доверие профессионала, тем лучше устанавливается доверительная связь между ним и пациентом. Поэтому от первого впечатления зависит многое. Трудно доверять врачу, если он неряшлив, источает неприятные запахи (пота, алкоголя и т. п.), у него грязные, неаккуратно постриженные волосы и ногти, старомодная одежда и обувь. В этом случае врач своим внешним видом сам провоцирует антипатию к себе. Но здесь нужно учитывать и то, что ультрамодная одежда, чересчур выраженный макияж, дорогие украшения, сильный запах даже самой дорогой туалетной воды, слишком короткая юбка или глубокое декольте также не способствуют установлению доверительного отношения к врачу. В этом случае у пациента может появиться впечатление, что врач чрезмерно озабочен своим внешним видом и проблемами досуга, старается поражать своих коллег и больных не профессионализмом, а внешним видом.
Нужно иметь в виду, что если первое впечатление о враче в целом благоприятно, то потом все его поведение, черты и действия начинают переоцениваться позитивно; в них выделяются и гиперболизируются преимущественно только положительные моменты, а негативные как бы переоцениваются или не замечаются. И наоборот: если первое впечатление о враче оказалось отрицательным, то даже его положительные качества и поступки затем или не замечают, или недооценивают на фоне внимания к его недостаткам.
Большую коммуникативную функцию выполняет речь врача. Во-первых, не рекомендуется говорить больному о своих личных проблемах (нехватка денег, плохие условия труда, семейные проблемы и пр.): речь должна идти о больном и его болезни с целью сбора анамнеза. Изучение анамнеза это не просто перечень вопросов и ответов для правильного диагноза заболевания, а еще и установление психологической совместимости врача и пациента. Поэтому врач должен быть и психологом, знать не только что спрашивать, но и как спрашивать и реагировать на речь больного. Важно, чтобы в процессе беседы у пациента сложилось впечатление, что врач понимает его и хочет помочь. Речь должна быть правильно построенной, доверительной и спокойной с уверенной интонацией. Такая речь повышает степень доверия к полученной от врача информации и уверенность больного в профессиональной компетентности врача.
В общении с пациентом важны также знания в области невербальной коммуникации: использование открытых поз, располагающих к общению; языка жестов, мимических реакций, выражающих доброжелательность, спокойствие и уверенность; межличностных дистанциях в общении, отражающих степень эмоциональной близости в зависимости от поставленных тактических задач [7; 8; 9].
Опыт и знание этикета важны и для снятия напряжения в общении при недовольстве пациента какими-то проблемами, прямо не связанными с работой врача (очереди в регистратуру, в лаборатории и на прием врача, грубость некоторых работников медицинского учреждения и т. п.). Напряженность, недовольство больного не должны настраивать врача на недружелюбное отношение к нему. В этом случае необходимо постараться тактично и терпимо установить контакт с ним, расположить больного к себе, дать ему успокоиться и лишь после этого начинать опрос. Нужно заметить, что тактичность, как элемент врачебного этикета, способствует созданию положительного имиджа врача, что влияет, в свою очередь, формированию позитивной установки у больного. Такая позитивная установка нередко формируется еще до встречи больного с врачом в результате общения пациента со знакомыми и другими больными, положительно отзывающими о работе этого врача. Поэтому тактичность это капитал, помогающий врачу в решении главной задачи его профессиональной деятельности.
Нередко врачу приходится бывать в неожиданных, опасных для жизни больного ситуациях. Но как бы он не был напуган, удручен, к примеру, допущенной ошибкой, он не должен показывать личной растерянности больному. Уверенная манера поведения помогает сформировать у пациента чувство компетентности врача, его способности контролировать ситуацию и выбрать правильные действия, что позволяет больному поверить в благополучный исход событий, вселить в него надежду.
В новейшее время, в связи с усугублением межнациональных и межрелигиозных отношений как в России так и в мире целом, значимым во взаимодействии врача и пациента становится их национальная и религиозная принадлежность. Важными делаются такие качества врача как толерантность, национальная и религиозная терпимость, отсутствие предубеждений на этнической или религиозной почве. Если даже пациент «заряжен» на эту или другую политическую тему, нужно умело перевести разговор на деловой уровень, касающийся лечения.
Одним из принципов врачебного этикета является уважительное отношение врача к своим коллегам. Каким бы высоким профессиональным статусом и авторитетом врач не обладал, он не должен демонстрировать пренебрежительное отношение к своим менее опытным коллегам, медицинским сестрам, санитаркам. Особенно нельзя этого допускать в присутствии больных. Это вовсе не означает недопущение критики в адрес тех, кто её заслуживает. Указывать на ошибки коллег нужно, но этично это делать или наедине с ними, или на совещаниях. Особенно важно не допускать обсуждение с больным профессионализм другого врача, с которым пациент общается или общался, указывать больному на ошибки, допущенные при предшествующем лечении или диагностике.
Последнее, но не менее важное требование, сформулированное в клятве Гиппократа — обязанность хранить врачебную тайну. Врач не должен сообщать третьим лицам информацию как о факте обращения пациента в медицинское учреждение, так и о диагнозе, состоянии здоровья больного, сведений о его личной жизни, полученных при сборе анамнеза и лечении [10].
. Таким образом, врачебный этикет является важным показателем не только личностных качеств врача, его умения строить доверительные отношения с пациентами и коллегами, но специфическим индикатором его профессионализма.
Литература:
1. Рахматуллин Р. Ю. Метафизические истоки нормативного знания // Философская мысль и философия языка в истории и современности. Уфа: Академия ВЭГУ, 2008.
2. Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.
3. Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.
4. Рахматуллин Р. Ю. Метафизические основания внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11.
5. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Онтологические основания идеи федерализма в свете философии права // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4.
6. Черепанова М. В., Этштейн М. З. Моральные кодексы как феномены культуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 1.
7. Аллан Пиз. Язык телодвижений. М.: Эксмо, 2003.
8. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
9. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1988.
10. Николаева Е. В., Смбатян С. М. Врачебная тайна: медицинские и юридические аспекты, вопросы разглашения // Главврач. 2012. № 3.