В данной статье рассмотрены используемые различные пути активизации познавательной деятельности в учебном процессе. Разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Особое место в формировании познавательной и профессиональной деятельности учащихся занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося. Ни одно практическое занятие не проходит без интерактивных методов, клинических игр, которые повышают интерес к занятиям.
Ключевые слова: учебный процесс, игры, студенты, самостоятельность учащихся.
This article describes different ways of activation of cognitive activity in the educational process. A variety of forms, methods and means of education, the choice of such combinations that occurred in situations stimulate the activity and independence of the students. A special place in the formation of educational and professional activity of students take such forms of classes, which provide active participation in class each student, not one practical lesson goes by without interactive methods, clinical games that enhance the interest in the lessons.
Key words: educational process, games, students, the independence of the students.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному.
В процессе обучения важнейшей составляющей становятся личностно-ориентированные образовательные технологии, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности студентов. Студенты включаются в процесс целеполагания, планирования, подготовку, осуществления всего образовательного процесса [3, c.255].
В учебном процессе используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Вместе с тем, особое место в формировании познавательной и профессиональной деятельности учащихся занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на занятии каждого учащегося, не одно практическое занятие не проходит без интерактивных методов, клинических игр, которые повышают интерес к занятиям.
Успешность обучения существенно зависит от отношения учащихся к учебной деятельности. Эффективность урока заметно возрастет, если учащиеся охотно выполняют предложенные им задания. Каждый урок нужно проводить так, чтобы было интересно учиться. На скучном, неинтересном уроке преподаватель много сил и времени тратит на привлечение внимания учащихся, если учащимся интересно учиться, они своим поведением как бы помогают преподавателю.
На занятиях педагог должен создавать такие ситуации, в которых учащиеся сами отстаивают своё мнение, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях. Самостоятельно выбирают разноуровневые задания, находят варианты решения проблемы, при этом задают вопросы друг другу и анализируют ответы. В проблемной ситуации участвуют и студенты и преподаватель: последний не только создает такую ситуацию, но в той или иной мере участвует в ее разрешении.
Тем не менее, познавательный интерес является один из наиболее значительных мотивов учения, так как он ранее всего осознается учащимся. Более того, задача каждого педагога формировать познавательные и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление будущего специалиста, учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение естьне что иное, какспецифический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль педагога обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Познавательная деятельность характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, изучения содержания, овладения способами применения знаний в измененных условиях. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения. Познавательная деятельность связана с активностью учащегося, выражается в проявлении высоких волевых качеств учащегося, в упорстве и настойчивости достижении цели, большой устойчивости волевых усилий, проявляющейся в том, когда учащийся стремится довести начатое дело до конца и при трудностях не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Структура познавательной деятельности:
Исходя из вышесказанного, отметим, что при выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. Учащейся при этом должен не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося. Чем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения, пополняется профессиональный багаж.
Таким образом, правильный выбор места и времени применения тех или иных форм и методов обучения. Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Литература:
1. Белагурова В. А. Научная организация учебного процесса. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
2. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Рост он/Д, 2005
3. Пидкасистый П. И. Педагогика. — Пед.общество России, М.: 1998.
4. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.