Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 14.07.2014

Статья просмотрена: 702 раза

Библиографическое описание:

Исакова, Н. А. Воспитание юного петербуржца средствами музейной педагогики / Н. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 379-383. — URL: https://moluch.ru/archive/70/12017/ (дата обращения: 17.12.2024).

Санкт- Петербург всегда считался культурной столицей России. Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцем. Незаменимым средством формирования духовного мира является искусство. Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства.

Роль музейной педагогики в художественно- эстетическом развитии ребенка неоценима, так как опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной работы в дошкольном учреждении, дошкольник включает в свое творчество, вносит в традиционные виды изобразительной деятельности. Среда для ребенка это не просто место обитания, а источник развития. Поэтому при создании атмосферы в группе, я старалась учесть все условия, позволяющие ребенку рождать эмоции, чувства, испытывать духовное напряжение, утонченность потребностей и вкусов.

Главная цель: вызвать у детей интерес к искусству, развивать способность видеть, любить и понимать изобразительное искусство

Поставила следующие задачи:

Познавательные:

1.      Формировать познавательные интересы через вхождение в атмосферу музея.

2.      Познакомить с архитектурой и историей музейного здания.

3.      Познакомить с историей и содержанием музейной коллекции.

Развивающие:

1.      Формировать эмоциональную отзывчивость на содержание произведения искусства.

2.      Формировать способность размышлять по поводу увиденного, анализировать и обобщать собственные наблюдения, впечатления, мысли.

3.      Развивать творческое воображение.

4.      Развивать эстетические способности.

5.      Развивать способности словесно выражать (оформлять) свои мысли, чувства, впечатления.

Воспитательные:

1.      Воспитывать нравственные качеств ребенка.

2.      Формировать познавательную активность.

3.      Формировать коммуникативные навыки.

4.      Воспитывать внимание.

5.      Воспитывать музейную культуру (соблюдать правила поведения в музее, бережное отношение к музейному памятнику, уважение к труду музейных сотрудников).

У большинства старших дошкольников опыт посещения музеев недостаточно широкий; как правило, интерес к ним ситуативный, корреляционно связан с широтой, многообразием и обобщенностью представлений о музеях, опытом их посещения, уровнем и особенностями развития умений коммуникации с музейными предметами, развитием художественно- эстетического восприятия, эмоционально- эстетических способностей, познавательной активности.

Как сделать, чтобы современные дошкольники с интересом шли в музей, чтобы начальный опыт посещения музея не был ограничен запоминанием запретов и правил поведения в музейных залах.

Для диагностики детей использовала следующие методы исследования:

-        анализ психологических особенностей детей 5–7 лет по восприятию искусства в музейной среде;

-        психолого-педагогические методы: интервьюирование детей, опрос детей старшего дошкольного возраста;

-        изучение продуктов творческой деятельности детей (рисунки, поделки, рассказы, игры).

Определила уровень представлений ребенка-дошкольника о музее и его функциях. Выяснила уровень сформированности представлений детей в различных областях знаний.

Дети в группе очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет развивать у детей интерес к культуре и искусству.

Прежде чем начать работу с музеями составила план, включила в него мероприятия, намеченные в плане нашего детского сада и музеями с которыми решила работать.

В работе использовала методы и приемы, которые позволяют развивать интеллектуальные, эмоциональные, волевые, творческие проявления интереса в их единстве.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что ознакомление дошкольников с искусством в детском саду не может в полном объеме сформировать умение понимать и чувствовать прекрасное. Необходима встреча ребенка с его подлинными произведениями. С этой целью организовывались экскурсии в музей.

Значение слов «музей», «памятник», «время», «предмет», «культура» пока непонятно детям, но все, что связано с ними тоже остается за пределами сознания. Поэтому первые вводные занятия я посвящаю разъяснению языковых «загадок». Самые сложные понятия толкуются в игровой форме. В ходе занятия создается понятийный словарь: дети не пишут, а зарисовывают сложные понятия в виде пиктограмм.

Понятие «чувство времени» остается не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда. При подготовке детей к посещению музея провожу занятие на тему: «Я поведу тебя в музей...» В конце занятия совместно с детьми выясняем правила поведения в музее: как можно себя вести (в музее следует смотреть, слушать, думать, размышлять, отвечать и спрашивать); как нельзя себя вести (в музее нельзя бегать, громко разговаривать, трогать экспонаты руками). Дети делают рисунки: «Пассажиром чудесной машины времени может стать тот, кто: …»

Провожу беседу, что дети знают о музее, как представляют себе его работу, при этом объясняю такие понятия, как «история», «памятник», «скульптура» и др.

Для активизации детского любопытства, снижения тревожности перед малознакомым местом использую следующие приемы:

-        при первом посещении Зоологического музея использовала эмоциональный яркий рассказ, насыщенный примерами о том каких животных дети могут увидеть в музее (тема: «Животные России и Ленинградской области»);

-        обсуждая с детьми тему экскурсии в музей Хлеба, даю детям информацию о том, что музей превратился в одно из наиболее посещаемых мест традиционной культуры, о истории и коллекции музея, о том, что любимым лакомством наших предков были медовые коврижки;

-        перед посещением Центрального Военно-морского музея с детьми рассматривали фотографии, проспект о музее, сделали выставку книг и предметов аналогичных коллекции музея;

-        предварительно рассматриваем с детьми в группе репродукции по теме: «Художник, влюбленный в море». Предлагаю детям найти изображение такого моря, про которое можно сказать что оно «смеется». (Вид Леандровой башни в Константинополе);

-        собираясь на экскурсию в Ботанический сад, определяем расположение на карте города (выясняем, что сад находится на Аптекарском острове), составляем маршрут движения, как долго предстоит добираться, уточняю какие растения, они хотят увидеть;

-        совместно с детьми обсуждаем правила поведения с пояснением и демонстрацией (например, предлагаю услышать тихий голос воспитателя в гомоне голосов всей группы; грязными руками, напачканными краской, погладить лист белой бумаги;

-        пройти, держась за руки, по узкому проходу среди выставленных хрупких экспонатов);

-        использую приёмы «Тихие ножки», «Музейный шаг, голос, жест».

Выбор музея определился, прежде всего, территориальным расположением. Рядом находится Елагиноостровский музей. Для первичного формирования «образа музея» особенно ценно, что здесь в качестве экспонатов представлены не только признанные произведения искусства, но и старинная мебель, зеркала, декоративно-прикладное искусство. Дети впервые встречаются с экскурсоводами, которые умело адаптируют экскурсионный рассказ. В Елагиноостровском музее на первом этаже ребята знакомятся с удивительными интерьерами, рассматривают старинную мебель, зеркала. Интересна для экскурсии с детьми выставка декоративно-прикладного искусства. Фарфоровая сказка (экскурсия-игра) экскурсовод в костюме сказочной феи встречает детей и рассказывает увлекательную историю об изобретении фарфора. Для активизации внимания детей, интереса использовались следующие приемы:

-        детям предлагалось, войдя в зал, остановиться, окинуть взглядом пространство, бегло осмотреть музейные экспонаты и выбрать те скульптуры, которые хотели бы рассмотреть. Так внимание детей привлекли работы «Козленок Васенька», «Заяц с морковкой», «Лиса и колобок», туалетная коробочка, «Переполох».

-        найти в зале скульптурные композиции по сказкам, назвать сказку. Большинство детей быстро справились с заданием («Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна лягушка», «Конек Горбунок», «Каменный цветок», «Аленький цветочек»).

Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально-положительный отклик. У ребят есть возможность соприкоснутся с декоративно- прикладным искусством в группе детского сада, подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы гжельской росписи и т. д. В целях эмоционального воспитания детей рассматривание предметов сопровождалось художественным словом, прибаутками, потешками, звучанием народной музыки, частушек, песен.

Особое значение имеет «погружение в прошлое». Музыкально-танцевальная экскурсия игра «В гости к Марии Федоровне» посвящена бальной культуре XIX века, знакомство с придворным этикетом, разучивание танцев, бал в Овальном зале дворца, все это переполняло чувство ребят. Экскурсия предполагает не только погружение в другую историческую эпоху, но и будучи деятельной, она давала детям коммуникативный опыт. Для активизации выражения впечатлений от бала детям предлагалось выразить испытанные эмоции в рисунках, описать запомнившиеся костюмы в рассказах.

В Русском музее дошкольники знакомятся с подлинниками изобразительного искусства и при этом получают сведения о самом художнике, особенностях его творчества и жизни. Экскурсия — путешествие «Художник, влюбленный в море». Детям рассказывается о том, что изображая море, Айвазовский не просто передает его в разном настроении и состоянии — он рассказывает зрителям о своей жизни и переживании («Вид на взморье в окрестностях Петербурга»). Затем детям предлагается представить настроение молодого художника, оказавшегося в одиночестве в холодном и строгом Петербурге. Обращаем внимание детей на краски, которыми он передал цвет водной глади, делаем сравнение их с красками южного моря («Леандровой башни»). Детям задаются вопросы:

-        Какие чувства испытывает одинокий рыбак на берегу?

-        Может ли он отправится сейчас в плавание?

Картина «Морской берег»: плещется море, уходящие вдаль корабли, исчезающий на горизонте парус и путник, вглядывающийся в море с призывной тоской. Другое полотно — «Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива». Вопросы детям:

-        Как вы думаете, путник, герой первой картины, прощается с морем или он пришел к берегу, чтобы ощутить радость встречи?

-        Как бы вы назвали эту картину — «Прощание» или «Встреча»?

-        Какие чувства испытывают на второй картине мать и дети?

-        Как это передает художник?

Эти вопросы помогут детям понять содержание картин. Перед обозрением картины «Черное море» дети выполняют дыхательные упражнения — глубоко и громко подышать в такт волнам, бегущим навстречу. Дыхательные упражнения помогут частично снять возникшую усталость и почувствовать ритмический строй картины. После картины «Радуга» проходит пластическая игра по правилам пантомимы «Море волнуется — раз, море волнуется — два». Выбрав на картине одного из персонажей, дети после слов ведущего: «Морская фигура замри», — изображают его пластически. Дети, как правило, справляются, изображая при этом человека с веслом или того, кто размахивает шляпой.

При проведении экскурсии «В гостях у волшебницы Осени» ребятам предлагается внимательно осмотреться и найти среди выставленных пейзажей два. Про один можно сказать: «Унылая пора…», про другой — «Очей очарование» (картины Е. Волкова «Болото осенью», «Октябрь»). Большинство детей без труда определяют правильно. Рассматривая картину «Девушка у пруда» дети находят увядшие травинки, отцветшие цветы. Усадив детей на банкетки, переходим к композиционной игре «Оживление пейзажа». Чтобы оживить пейзаж, дети должны «войти в картину» в качестве персонажей (одинокая березка, багряный кустик и др.). Чтобы получить от Осени подарок ребята надевают волшебные очки и отыскивают самый тихий, укромный уголок, где можно пошептаться с Золотой Осенью (И. Остроухов «Золотая осень»). Находят, тех кто «разговаривает» в тихом лесу на картине. (Конечно! Это болтливые сороки-белобоки).

Натюрморт — жанр живописи, который вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, ассоциации с их собственным жизненным опытом, привлекает внимание к средствам выразительности. Так, например, после рассматривания картины (П. Кончаловский «Сирень в корзине») Миша Б. Сказал, что он почувствовал запах цветов. Тася О. Здесь очень красивые цветы. Художник нарисовал их яркими красками. У него, наверное, было веселое настроение. (А Головин «Цветы»). Полина Ш. Картина теплая, громкая, беспокойная, радостная. (И Машков «Снедь московская: хлебы»).

Прием «Разговор с картиной» (дети задают вопросы) используем при рассматривании портретной живописи «Как тебя зовут? Где ты живешь? Кто тебе подарил такую красивую шляпу?»; при описании пейзажа: «В этом волшебном лесу водятся медведи? Как зовут этих волшебных медвежат?», «Почему упала эта сосна?»

Использование игровых приемов сосредотачивало внимание детей на необходимой для восприятия части портрета, активизировало мыслительную деятельность детей, создавало интерес к произведению, формировало положительное отношение к жанру портрета. Дети с увлечением принимали игровые элементы «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т. д.), а мы отгадаем, «Узнай к какому из портретов подходит эта музыка», «Придумай свое название данному портрету», «Кто лучше и красивее передаст в движении тело человека», «Откроем «тайну» человека, которую скрыл от нас художник». Портретная живопись является благоприятным эмоциональным материалом, который созвучен детским чувствам, учит понимать душевный мир другого человека, бережно относиться к нему.

Экскурсия «Едет Маслена по льду, везет блины на меду» в Российском Этнографическом музее проходила на игровой площадке Детского этнографического центра, где сняты обычные музейные запреты: можно взять в руки предмет; можно бегать и танцевать; разрешается громко петь. Через образ Масленицы был показан пласт русской духовной культуры, традиции. Особое значение имело использование музейных предметов в музейной среде в условия сегодняшнего дня.

Для активизации интереса к повторному посещению музея использую прием «Закрытые двери» — предлагаю подумать над тем, какие предметы можно увидеть в других залах, высказать предположение, есть ли в музее определенные предметы (игрушки, детские портреты), и при последующем посещении проверить версии, задать интересующие вопросы экскурсоводам. В процессе рассматривания обычной карты города с указанием основных достопримечательностей внимание детей обращается на многообразие музеев, выставочных залов и галерей. Совместно с детьми находим на карте маршрут, определяем и обозначаем маршрут; после экскурсии дети рисуют эмблему музея и размещают ее на карте города. Ребята рассказывают о музеях, в которых побывали совместно с родителями.

Дети дошкольники по своей натуре «собиратели», наша задача заинтересовать детей этим видом деятельности, подтолкнуть их и научить грамотному коллекционированию.

Интересная форма работы — организация презентаций детских коллекций. Ведь именно эта часть работы помогает детям освоить новую социальную роль, поднимает самооценку ребенка и повышает его социальный статус в группе, развивает интерес к коллекционированию. После очередной презентации ряды коллекционеров пополняются. Успешно прошла презентация таких коллекций, как: коллекция лошадей — Юля X., Настя И., коллекция собак — Кирилл Ю., коллекция динозавров — Сережа К. и другие.

В ходе экскурсий ставятся вопросы детям, которые создают проблемные ситуации, побуждающие к поиску самостоятельных, нестереотипных решений:

— Как бы ты назвал эту картину, если бы был ее автором?

— Не напоминает ли тебе эта картина какое-либо музыкальное произведение?

— Каким характером обладает эта музыка?

Игра в жизни дошкольников — ведущая форма познания. Важное место занимают дидактические игры, они дают возможность сочетать вербальные и невербальные приемы восприятия и интерпретации произведений искусства. Проводим игры типа «Народные умельцы», «Да — нет», «Живые силуэты», «Ожившая скульптура», «Видящие руки», «О чем говорят эти вещи» и другие. Организовываем сюжетно-ролевые игры «Музей», «Путешествие в прошлое», «Выставка» с распределением ролей «экскурсовод», «посетитель», «оформитель», «хранитель», «реставратор», «художник». Эти игры в дальнейшем помогают детям адаптироваться в современной жизни.

Также мною разработаны игры по знакомству детей с живописью. Это «Четвертый лишний», «Что-то здесь не так», «Разрезные картинки». Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Создаваемые детьми работы способствуют закреплению и уточнению знаний, формируют интерес и положительное отношение.

Обязательным условием в группе является предметно-пространственная развивающая среда, где проходят игры детей в общении друг с другом. Это специально отведенное место, где находятся игры, альбомы, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Не менее важным условием для реализации задач является работа с семьей. Как показала практика работы с семьей, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят ее в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что восприятие ребенком искусства оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности.

В условиях семьи детей знакомят с изобразительным искусством в основном посредством репродукций картин, книжных иллюстраций, но это бывает эпизодически, в основном тогда, когда ребенок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребенка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью.

Сотрудничество с семьей по развитию ребенка средствами искусства проводилось следующим образом. В группе провели родительское собрание «Значение музея в развитии ребенка». Познакомила родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, чтобы привлечь родителей к проведению активного отдыха в выходные дни. Для обогащения педагогических умений родителей провела консультацию «Идем в музей». После посещения музея проводили с родителями обсуждение. Активное участие родители принимали в выставке фотоматериалов «Санкт-Петербург — город музеев». Это способствовало повышению внимания родителей к музейной педагогике, а также к обмену опытом. В раздевалке для родителей оформлена наглядная агитация «Чем мы будем заниматься в этом месяце. Музеи»; папки с информацией: «Вам это интересно?», «Пробуждение интереса к живописи», «Куда пойти с ребёнком в выходной день?», «Декоративно-прикладное искусство детям». Родители помогают в проведение праздников: «Весёлое Рождество», «Масленица», «Петербургский бал»; оказывают помощь в организации экспозиции декоративно-прикладного искусства. А так же с удовольствием принимают участие в организации и проведении экскурсий, составлении фотоальбомов, оформили в раздевалке выставку фотографий «Где мы были».

Непрерывный контакт работы с родителями оказывает помощь в воспитании юного петербуржца средствами музейной педагогики.

Воспитание юного петербуржца осуществляется во всех видах деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной. Этому способствует проводимая в группе работа с детьми, создание предметно-пространственной развивающей среды и тесная взаимосвязь с родителями.

Литература:

1.                   Вербенец А. М. Маленькие граждане в художественном музее Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб: Союз, 2007.

2.                   Вербенец А. М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея, СПб: Союз,2007.

3.                   Горяева Н. А. Народно-прикладное искусство, М., 2000.

4.                   Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ, М. Творческий центр — Сфера. 2005.

5.                   Кутьина Н. Б. Воспитание культурой. СПб. 2004.

6.                   Мацкевич М. В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе художественный музей — детский сад Дис. канд. пед. Наук. М., 2006.

7.                   Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством, М. Скрипторий, 2006.

8.                   Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей, М Аркти, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музей, декоративно-прикладное искусство, картина, внимание детей, изобразительное искусство, музейная педагогика, правило поведения, родитель, детский сад.


Задать вопрос