Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 18.07.2014

Статья просмотрена: 2427 раз

Библиографическое описание:

Машинистова, Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. В. Машинистова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/70/11998/ (дата обращения: 16.12.2024).

Статья посвящена вопросам обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста. С утверждением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольное образование вышло на качественно новый уровень. В связи с этим педагогам-дошкольникам необходимо привести свои программы в соответствие с новыми требованиями. В статье рассматриваются основные положения, которых необходимо придерживаться при разработке образовательной программы по иностранному языку для старших дошкольников.

Ключевые слова:вариативная часть программы, сферы развития личности дошкольника, образовательная среда, предметно-пространственное окружение, коммуникативные умения, педагогическая диагностика (мониторинг), целевые результаты

В отечественной и зарубежной научно-методической литературе по раннему языковому образованию указывается, что начинать обучать иностранному языку целесообразно еще в дошкольном возрасте, учитывая «сенситивный» период языкового развития детей. При этом практика показывает, что оптимальным является старший дошкольный возраст: от 5 лет до момента поступления в школу. Раннее обучение иностранному языку «способствует интеллектуальному росту детей, ускоряет их языковое развитие; формирует важные элементы социальной компетенции; облегчает раннюю интеграцию в поликультурном пространстве современного мира; закрепляет полезные умения взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками; тренирует универсальные познавательные действия и готовит к школьному образованию» [3]. Обучение детей иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться как в рамках основной образовательной программы, так и в рамках оказания дополнительных образовательных услуг.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) [1], вступившего в силу 1 сентября 2013 года, был разработан и утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО, Стандарт), который представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию» [2]. Стандарт был утвержден 17 октября 2013 года, статус нормативного правового документа приобрел 14 ноября 2014 года, а вступил в силу уже с 1 января 2014 года. Сейчас вся сфера дошкольного образования находится на этапе внедрения ФГОС ДО. Основная сложность — отсутствие вариативных комплексных программ, имеющих статус примерной. Тем не менее, дошкольные организации уже сейчас должны привести свои образовательные программы в соответствие с ФГОС ДО. Закон предусматривает механизм определения соответствия вариативных авторских программ образовательным стандартам — проведение их экспертизы и включение по ее результатам в реестр примерных основных образовательных программ. Порядок проведения экспертизы примерных основных образовательных программ находится пока в стадии разработки [4]. ФГОС ДО является основой для разработки образовательных программ дошкольного образования и включает требования: к структуре образовательной программы и ее объему; к условиям реализации образовательной программы; к результатам освоения образовательной программы [2, п. 1.8]. Каким требованиям должна соответствовать образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников (далее — Программа) согласно ФГОС ДО?

В Законе указано, что ФГОС обеспечивает: преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ; государственные гарантии уровня и качества образования [1, ст. 11]. Согласно Стандарту программы дошкольного образования должны обеспечивать «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей» [2, п. 2.1]. Из этого следует, что Программа должна способствовать целостному и всестороннему развитию личности старших дошкольников (не только речевому, но и интеллектуальному, нравственному, эстетическому, мировоззренческому), расширять их общий кругозор и готовить к дальнейшему освоению образовательной программы по иностранному языку начального общего образования. Содержание и объем Программы должны соответствовать возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Вариативная часть программы определяется участниками образовательного процесса (педагогами, обучающимися и их родителями) и зависит от индивидуальных особенностей, способностей и потребностей обучающихся. В основе ФГОС ДО заложены принципы, предусматривающие вариативность и разнообразие содержания программ дошкольного образования:

-                   поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

-                   личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

-                   уважение личности ребенка;

-                   реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Следовательно, при составлении Программы необходимо учитывать потребности ребенка в физической, игровой, творческой активности, общении, личностном самовыражении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе. Важно также создавать условия для межличностного взаимодействия дошкольников и их взаимодействия с взрослыми (педагогами и родителями).

В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему Программа формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста» [2, п. 2.3], которая должна:

-        сохранять уникальность дошкольного возраста;

-        развивать личность детей, их мотивацию и способности в различных видах общения и деятельности;

-        создавать условия развития инициативы и творческих способностей детей;

-        содействовать сотрудничеству детей со сверстниками, педагогом и семьей;

-        формировать познавательный интерес детей средствами их включения в различные виды деятельности;

-        приобщать детей к культурным нормам и традициям семьи, общества, своей страны и страны изучаемого языка;

-        учитывать конкретную индивидуальную, этнокультурную и социальную ситуации развития каждого ребенка.

Содержание Программы должно охватывать следующие сферы развития личности ребенка [2, п. 2.3]: социально-коммуникативную; познавательно-речевую; художественно-эстетическую; физическую. Поэтому в Программе должны быть предусмотрены разнообразные виды активности детей: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная, конструирующая, изобразительная, музыкальная, физическая. На занятиях по иностранному языку необходимо активно использовать различные виды игр (ролевые, коммуникативные, пальчиковые, подвижные и др.); физкультминутки и разминки на иностранном языке; прослушивание и разучивание простых стихов, считалок, песенок на английском языке; разные виды творческой деятельности (лепка, рисование, художественное конструирование и т. д.); проектную деятельность; инсценировки. Содержание Программы должно быть направлено на развитие у детей первичных представлений:

-       о себе и других людях;

-       о своей Родине и других странах;

-       о планете Земля;

-       о социальных нормах и некоторых культурных традициях общения и поведения в России и других странах;

-       об объектах окружающего мира;

-       об отношениях между людьми;

-       о времени и пространстве;

-       о временах года и погоде

Важным аспектом содержания Программы является образовательная среда, которая представляет собой педагогическое пространство, наполненное содержанием образовательного курса, средствами его реализации и отношениями его участников в сфере образования. Образовательная среда программы по иностранному языку для старших дошкольников должна отличаться «гибкостью и возможностью трансформировать предметное пространство педагогически ценным коммуникативным содержанием, адекватными возрасту методами и приемами развивающего обучения, гуманистическими отношениями всех участников образовательного процесса и поликультурным характером используемых материалов» [3]. По своей структуре Программа по иностранному языку для старших дошкольников должна состоять из обязательной части (не менее 60 % объема) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40 % объема). [2, п. 2.10]

Основным условием реализации Программы является организация образовательного пространства, разнообразие наглядных материалов, оборудования и инвентаря на занятиях. В образовательном пространстве (помещении для занятий) рекомендуется выделить такие зоны активности детей:

-         игровая (для различных видов игровой активности);

-         познавательная (для общей групповой познавательной активности);

-         проектная (для проектной активности в малых подгруппах).

Важно обеспечить во всех видах детской деятельности эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением. В образовательном процессе очень важна роль педагога-воспитателя, который обеспечивает необходимую поддержку детям в их познавательной деятельности и повышает эффективность взаимодействия с детьми при помощи следующих педагогических действий:

-       фокусирование внимания на интересе детей;

-       внимательное и терпеливое отношение к каждому ребенку;

-       одобрение детской познавательной активности;

-       вовлечение всех детей в общение;

-       постоянная опора на наглядность, музыку, движение и ритм;

-       использование артистичности, мимики, жестов;

-       применение на занятии современных информационных технологий;

-       поощрение детей, прежде всего, за участие в занятии.

Указанные действия являются элементами языковой педагогики дошкольного образовательного курса иностранного языка [3]. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга) для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей [2, п. 3.2.3].

Результаты освоения Программы — целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [3, п. 4.1]. В процессе реализации Программы не предусмотрена ни промежуточная, ни итоговая аттестация дошкольников [3, п. 4.3]. Согласно Стандарту, к целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования относятся [2, п. 4.6]:

-       проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и способность выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности;

-       положительное отношение к миру, другим людям, самому себе и активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-       развитое воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

-       достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;

-       развитая крупная и мелкая моторика, а также хорошее физическое развитие (подвижность, выносливость, овладение основными движениями и контроль над ними);

-       способность к волевым усилиям и знание социальных норм поведения;

-       проявление любознательности; склонность к наблюдениям и экспериментам; обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; обладание элементарными представлениями в разных областях знаний; способность к принятию собственных решений.

Поэтому главным итогом реализации Программы следует считать готовность старшего дошкольника к освоению образовательной программы по иностранному языку в начальной школе, а также «активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, положительное переживание каждым ребенком своего участия в организуемых видах познавательной активности и желание продолжать обучение в школе» [3]. У образовательного курса иностранного языка для старших дошкольников есть своя содержательная специфика, которую нужно учитывать при определении целевых ориентиров. Целевые ориентиры выражаются в определенных коммуникативных умениях, которые старшие дошкольники должны приобрести к завершению образовательного курса. Мильруд Р. П. выделяет следующие умения [3]:

-         называть на иностранном языке доступное детям количество предметов и объектов, а также явлений и процессов окружающего мира;

-         действовать с предметами, объектами и изображениями, сопровождая эту деятельность элементарными речевыми действиями на иностранном языке;

-         группировать объекты и предметы окружающего мира на основании ведущих признаков и свойств;

-         произносить усвоенные фразы на иностранном языке в соответствующих коммуникативных ситуациях;

-         описывать изображения с передачей содержания объекта описания, цвета и количества, размера и формы предмета;

-         кратко раскрывать содержание сюжетного рисунка с использованием элементарных языковых конструкций;

-         излагать последовательность событий анимационного фрагмента или серии сюжетных рисунков, следуя логической линии, с использованием элементарных фраз в настоящем времени;

-         выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира, событиям и поступкам с помощью элементарных структур;

-         сообщать информацию о себе, своей семье, городе и стране, предпочтениях и умениях в форме простых фраз;

-         участвовать в детских праздниках и концертах, выступая в инсценировках, читая стихи-рифмовки и исполняя песенки.

Другими словами, дети старшего дошкольного возраста способны научиться называть элементы окружающего мира на иностранном языке, понимать слова и соединять их в простые предложения, а также выражать свои мысли посредством элементарных предложений. Так у детей постепенно формируются основы будущей коммуникативной компетенции. Следует подчеркнуть, что целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию. Поэтому Программа «закладывает основы для дальнейшего получения личностных, метапредметных и предметных результатов, требуемых ФГОС в условиях общего среднего образования» [3].

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, при разработке образовательной программы по иностранному языку для старших дошкольников необходимо придерживаться следующих основных положений:

-       Программа должна способствовать целостному и всестороннему развитию личности каждого ребенка и соответствовать возрастным особенностям старших дошкольников;

-       Содержание Программы должно охватывать все сферы развития личности дошкольника: социально-коммуникативную, познавательно-речевую, художественно-эстетическую и физическую;

-       Реализация программы происходит в формах, специфических для детей данной возрастной группы (игровая, физическая, творческая активность, познавательная и исследовательская деятельность);

-       Программа должна учитывать потребности ребенка в личностном самовыражении, общении, самоутверждении, внимании к себе, поощрении и успехе;

-       Важным условием реализации Программы является организация образовательного пространства, разнообразие наглядных материалов, оборудования и инвентаря на занятиях;

-       Программа должна обеспечить эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с педагогом, друг с другом и с предметно-пространственным окружением;

-       Главным результатом реализации Программы по иностранному языку для старших дошкольников следует считать готовность и желание продолжать изучать иностранный язык в начальной школе, активное и заинтересованное отношение детей к занятиям, а также определенные коммуникативные умения.

Литература:

1.                 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета. — 31 дек. — 2012. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html [последняя дата обращения: 4.07.2014].

2.                 Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 25 нояб. — 2013. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html [последняя дата обращения: 4.07.2014].

3.                 Мильруд Р.П Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается // Просвещение. Иностранные языки. — № 11. — 2014. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-experiment/ [последняя дата обращения: 4.07.2014].

4.                 Скоролупова О. А. О введении ФГОС дошкольного образования или «нестандартный стандарт» // Просвещение. Иностранные языки. — № 11. — 2014. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2014/05/preschool-education/ [последняя дата обращения: 4.07.2014].

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, дошкольное образование, образовательная программа, Программа, окружающий мир, ребенок, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, начальное общее образование, образовательное пространство.


Ключевые слова

образовательная среда, коммуникативные умения, вариативная часть программы, сферы развития личности дошкольника, предметно-пространственное окружение, педагогическая диагностика (мониторинг), целевые результаты

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики

В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...

Способы формирования «мягких навыков» у обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС третьего поколения

В данной статье раскрываются теоретические и практические аспекты, способствующие формированию «мягких навыков» школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС 3-го поколения как средство самоопределения старшеклассников.

Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных познавательных действий у младших школьников на уроках русского языка

Повышение качества обучения школьников является одной из самых жизненных проблем педагогики и методики сегодня. Образование на современном этапе требует новых подходов, заложенных в государственных стандартах второго поколения. Современная система об...

Развитие познавательной деятельности у детей школьного возраста в процессе игровой деятельности

Развитие познавательной активности является обязательной частью соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим актуализируются вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности у детей школьного возраста. Ц...

Формирование мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования

В статье поднимается вопрос о формировании мотивации учения младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Дается описание проведенного исследования по проблеме формирования м...

Бумажная пластика как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ФГОС дошкольного образования нацеливает педагога на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства, выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной...

Особенности обучения иностранным языкам в системе дополнительного образования

Система дополнительного образования создана прежде всего для того, чтобы повысить квалификацию и тем самым предоставить возможности для карьерного роста и разнообразные профессиональные перспективы. Данная статья посвящена специфике формирования и ра...

Изучение отношения педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольном учреждении

В данной статье автором рассматривается интеграция образовательных областей в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и отношение педагогов к реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образоват...

Особенности становления навыков саморегуляции в учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

В статье рассматриваются актуальные требования Федерального государственного стандарта, курирующего процесс освоения школьниками навыков саморегуляции в начальных классах. Описываются отличительные возрастные особенности детей 7–11 лет, рассматривает...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос