Автор: Смалева Полина Геннадьевна

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Смалева П. Г. Преимущества интегрированных систем менеджмента в условиях перехода организаций к устойчивому развитию // Молодой ученый. — 2009. — №7. — С. 30-33.

Для российских предприятий, ориентированных на международные рынки и стремящихся на равных конкурировать с западными компаниями, принципиальное значение приобретает сертификация на соответствие международным стандартам. Интегрирование систем менеджмента (качество, экология, охрана труда и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития любой организации.

Наиболее известна и востребована в настоящее время серия стандартов ISO 9000:2000, включающая основные положения и требования к системе менеджмента качества (ISO 9000, ISO 9001) [1], а также директивы по улучшению деятельности предприятия (ISO 9004). Наряду с построением системы менеджмента качества на предприятиях разрабатываются, внедряются и сертифицируются системы экологического менеджмента и менеджмента охраны труда и промышленной безопасности. Создание и сертификация систем экологического менеджмента на соответствие международному стандарту серии ISO 140001 [2] становится важнейшим условием устойчивого развития предприятий, их присутствия на международных рынках. Выработка требований к системе управления профессиональной безопасностью и здоровьем в соответствии с серией стандартов OHSAS 18000 (Occupational Health and Safety Assessment Series) [3] – также задача первоочередной важности. Существуют стандарты систем менеджмента социальной ответственности (SA 8000, IS 10000), стандарты менеджмента информационной безопасности (BS 779991, 2:1999, ISO 17799:2000), управления проектами (BS 607991, 2, 3:2000; IEC 62198:2002), управления рисками в корпоративном управлении (PD 6668:2000), управлении знаниями (PAS 2001:2001) и т.д.

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) – это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое. ИМС включает системы, работающие в рамках единого информационного пространства, которое обеспечивает не только актуальность, оперативность, полноту и достоверность информации, но и поддерживает взаимодействие и информационный обмен между системами. Последнее необходимо для достижения оптимального баланса между текущими финансовыми, производственными, социальными, маркетинговыми, экологическими и другими показателями, дающими интегрированную оценку степени достижения поставленных перед предприятием стратегических и оперативных целей.

Таблица 1 – Отдельные системы менеджмента организации [4]

Система менеджмента

Объект управления

Задача (цель) системы

Серия стандартов

Основные показатели

Система менеджмента качества

Основные и обеспечивающие бизнес - процессы

Повышение качества продукции и степени удовлетворенности заказчика

Серия ISO 9000

Результативность и эффективность бизнес-процессов

Степень удовлетворенности заказчика

Система экологического менеджмента

Экологические риски, возникающие в процессе производственной деятельности

Соблюдение требований природоохранного законодательства, снижение техногенного воздействия производства на экологию, повышение экологической чистоты выпускаемой продукции

Серия ISO 14000

Выброс вредных веществ в атмосферу

Экологичность продукции

Система менеджмента здоровья и безопасности                       

Производственные и социальные риски

Обеспечение профессиональной безопасности и здоровья, снижение потерь от несоответствующей деятельности, предотвращение возникновения инцидентов аварий, нештатных ситуаций

Серия OHSAS 18000

Функциональная устойчивость и надежность

Система управления проектами

Жизненный цикл проекта

Повышение качества и рентабельности проектной деятельности

Стандарт ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000

Рентабельность, результативность и эффективность проектной деятельности

Система управления продукцией

Жизненный цикл продукции

Повышение эффективности стадий жизненного цикла продукции, улучшения качества и коммерческой привлекательности продукции

Система стандартов ISO 10303 ISO13584

Качество и коммерческая привлекательность продукции Эффективность стадий жизненного цикла продукции

Менеджмент IT-среды

IT-среда

Повышение надежности, эффективности, оперативности работы IT-служб

Стандарты CobiT, ITIL (ITSM)

Оперативность, надежность, эффективность информационной поддержки менеджмента

 

Сам факт наличия формального описания столь большого числа систем менеджмента говорит о необходимости их интеграции. В первую очередь — интеграции в систему менеджмента компании. СЭМ, СМК, любая другая система менеджмента или их комбинация могут быть эффективны и результативны, только если они являются неотъемлемым элементом системы управления организацией [5].

Соответствующая международным стандартам и объединяющая в единое целое различные спектры деятельности предприятия, ИСМ является мощным инструментом поддержки принятия решений и оптимального управления производственными, финансовыми, проектными, социальными, экологическими и информационными рисками.

При разработке и внедрении ИСМ, соответствующей приведенным выше стандартам, организация способна получить целый комплекс серьезных преимуществ, среди которых:

Стратегические:

·         увеличение рыночной стоимости (капитализация) компании;

·         возможность тиражирования бизнеса;

·         трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании;

·         обеспечение согласованности действий внутри организации, при которых общий результат от взаимодействия процессов выше, чем простая сумма отдельных результатов;

Лабиринт

·         минимизация функциональной разобщенности, возникающей при разработке и внедрении отдельных систем менеджмента:

·         возможность получения муниципального и государственного заказа.

Организационные:

·         системное управление;

·         согласованное взаимодействие процессов и функций;

·         уменьшение объема документов на систему менеджмента, по сравнению с суммарным объемом документов в нескольких параллельных системах;

·         высвобождение высшего руководства для стратегической деятельности;

·         значительное упрощение получения разрешений, лицензий и других разрешительных документов.

Экологические:

·         развитие подходов к менеджменту (сбору, анализу и обмену) экологической информации;

·         сокращение потерь ресурсов, сырья и материалов и снижение вклада этих составляющих в себестоимость продукции;

·         идентификация приоритетных экологических аспектов, привлечение к ним внимания и, тем самым, предотвращение развития серьезных экологических проблем (загрязнения окружающей среды, несоответствия требованиям законодательства, ответственности за прошлые нарушения и т.п.);

·         ликвидация мест несанкционированного накопления отходов производства и потребления, улучшение условий труда и обстановки на производственной площадке;

Лабиринт

·         разрешение, смягчение, предотвращение конфликтных ситуаций с природоохранными органами и общественностью путем открытия и корректной интерпретации информации о загрязнении, разработки и внедрения экологических программ.

Экономические:

·         снижение рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей компании;

·         снижение количества нештатных ситуаций, несчастных случаев;

·         повышение производительности труда;

·         эффективное использование ресурсов;

·         получение своевременных инвестиций и льготных кредитов;

·         значительный приоритет над конкурирующими организациями при прочих равных условиях;

·         заключение договоров страхования с минимальными процентными ставками;

·         уменьшение затрат на разработку, сертификацию и функционирование системы менеджмента, по сравнению с суммарными затратами при нескольких системах менеджмента.

Репутационные:

·         повышение престижа и конкурентоспособности компании на внутреннем и международном           рынках;

·         позитивное общественное мнение о надежности, стабильности и высоком уровне развития компании;

Лабиринт

·         улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон;

·         улучшение психологического климата в организации;

·         улучшение отношений с поставщиками;

·         повышение инвестиционной привлекательности.

Вывод: Деятельность современного предприятия регламентирована, прежде всего, международными стандартами. Предприятие должно осознавать, что динамичный бизнес представляет собой «движущую силу» устойчивого развития общества, а также формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения экологических проблем. Одним из средств реализации концепции устойчивого развития является внедрение на предприятии ИСМ, позволяющей объективно оценить особенности его функционирования в системе «экономика – общество – окружающая среда». Степень эффективности ИСМ может быть проанализирована с помощью следующих индикаторов: решение задач управления качеством (ISO 9000), управление воздействием производства продукции на окружающую среду (ISO 14000), создание условий для производительного и безопасного труда (OHSAS -18000), формирование условий социальной защищенности, реализации социальных гарантий (SA 8000), защита конфиденциальной информации организации (ISO 27000), учет требований потребителей (ISO 20225) и т.д.

Таким образом путем установления взаимосвязи между руководством и персоналом, а также в процессе определения круга потребителей, планирования выпускаемой продукции и разработки применяемой технологии с учетом требований международных стандартов можно построить современную интегрированную систему менеджмента (ИСМ), ориентированную на концепцию устойчивого развития предприятия.

 

Литература

1.      International Organization for Standardization. ISO 9001:2000 Quality management systems — Requirements. — Geneva: ISO, 2000.

2.      International Organization for Standardization. ISO 14001:1996 Environmental Management Systems — Specification with Guidance for Use. — Geneva: ISO, 1996.

3.      OHSAS 18001:1999 Occupational health and safety management systems —Specification. — London:BSI, 1999.

4.      Новикова Г.М. Интегрированная система менеджмента и стандарты управления // Газовая промышленность. – 2005.- № 9.

5.      Системы экологического менеджмента для практиков / С.Ю. Дайман, Т.В. Островкова, Е.А. Заика, Т.В. Сокорнова; Под ред. С.Ю. Даймана. М.: Изддво РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 248 с.

Лабиринт

 

Основные термины (генерируются автоматически): системы менеджмента, системы менеджмента, систем менеджмента, систем менеджмента, система менеджмента, система менеджмента, экологического менеджмента, экологического менеджмента, устойчивого развития, устойчивого развития, Интегрированная система менеджмента, Интегрированная система менеджмента, менеджмента организации, менеджмента организации, систему менеджмента, систему менеджмента, менеджмента качества, менеджмента качества, интегрированных систем менеджмента, интегрированных систем менеджмента.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос