П.И.Новгородцев о правах человека, нравственности и идеалах партии народной свободы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 1746 раз

Библиографическое описание:

Анашкина, С. В. П.И.Новгородцев о правах человека, нравственности и идеалах партии народной свободы / С. В. Анашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 167-170. — URL: https://moluch.ru/archive/7/486/ (дата обращения: 23.12.2024).

В современном российском обществе на фоне постоянных дискуссий о дальнейших путях развития страны всё чаще возникает понимание того, насколько важно сегодня изучение отечественного идейного наследия. Особую роль в развитии на российской почве философии права, социальной философии в более широком смысле, а также философского учения о демократии сыграл видный философ, ученый и педагог рубежа XIX-XX вв. – Павел Иванович Новгородцев. Свою политическую и общественную деятельность, он успешно сочетал с научной работой. До сих пор его труды, касающиеся государства, прав человека и демократии изучаются не только отечественными, но и зарубежными учеными.

Большую часть жизни Павел Иванович посвятил парламентской работе. Будучи активным членом кадетской партии (Народной свободы), он был избран в 1906 г. в состав I Государственной думы от Екатеринославской губернии и активно работал в конституционно-демократической фракции. Новгородцев много занимался обоснованием её политической и юридической программ. Так ученый получил уникальную возможность применения своих философских идей о правах человека и демократии на практике. Общеизвестно, что на фракцию конституционных демократов приходилось большинство членов в  первых двух созывах российского парламента начала XX века,  кадеты всегда имели решающее влияние на выработку позиции I и II государственных дум по вопросам развития страны. Идеалы, которые разрабатывал профессор Новгородцев вместе со своими сторонниками, были  демократическими не только на бумаге, но и в партийной работе. Множество его философских идей, так или иначе, были положены в основу программы партии народной свободы, влияли на её тактику в Государственной думе, помогли кадетам в выработке более четкой линии своей парламентской деятельности и стать подлинно либеральной партией. Безусловно, важным звеном политической доктрины кадетов была идея государственности и прав человека. Отсюда и вытекает значимость обращения к трудам одного из идеологов партии – П.И.Новгородцева.

Обеспечение демократических свобод личности для кадетов являлось первостепенной задачей, стоящей перед государственной властью. «Основные права граждан» – первая глава программы партии – яркое тому подтверждение. Данный раздел включает в себя не только те права, которыми граждане обладают в силу наличия у них политико-правовой связи с конкретным государством и определяемые как политические права, но и личные права, которыми каждый индивид обладает вне зависимости от своего гражданства. Весьма значимым представляется то обстоятельство, что в программе конституционно-демократической партии не только декларировались права человека, но и указывались условия их реализации, а также правовые и законодательные гарантии прежде всего в форме судебной защиты со стороны независимой судебной власти, а также предоставления пострадавшему от незаконных действий государственной власти права на возмещение убытков. Впоследствии этот момент войдет в качестве структурообразующего элемента в целый ряд либеральных законопроектов.

Будучи главой московской школы философии права, П.И.Новгородцев явился одним из идейных вдохновителей и разработчиков данной правовой доктрины кадетов. В своих размышлениях ученый явился последователем виднейшего философа предшествующего столетия – Вл.С.Соловьева. Интересно, что Новгородцев причислял его к наиболее видным защитникам правовой идеи среди философов XIX века. [1, c.3] «Эта идея (идея права) была для него одной из самых важных и дорогих»[2, c.3], - утверждал Новгородцев в своей речи, произнесенной на торжественном заседании Психологического общества 2 февраля 1901 г.

В обществе начала XX века всё чаще юристы, принадлежавшие к реалистическому течению, старались очернить высокий нравственный характер самой идеи права, затемнить её, раскритиковать. Сам П.И.Новгородцев утверждал, что «в такое смутное для юридической науки время следует в особенности ценить всякую попытку, направленную к тому, чтобы отстоять идеальную сущность права»[3, c.4-5]. Говоря о вкладе Вл.Соловьева в современную философию права, он часто указывал на его критику «славянофильской иллюзии» и учения Л.Н.Толстого, который, как известно, указывал на вред и безнравственность права. Сам П.И.Новгородцев разделял это мнение Соловьева и полностью поддерживал его позицию. Взяв за основу высокие гражданственные идеи Вл.Соловьева, он развил и углубил их, выдвинул на новый уровень важную для российского общества проблему – притеснение философско-юридического понятия и значения права, положив тем самым в основу идеалов партии Народной свободы, а также в Программу партии достигнутые результаты.

П.И.Новгородцев, противопоставлял неопределенной мечте славянофилов положительный идеал правового государства, выработанный жизнью Западной Европы. [4, c.11] Здесь необходимо заметить, что правовое государство не было для мыслителя последним выражением нравственной солидарности, а только необходимой ступенью к высшей форме теократического общения. [5, c.11] Таким образом, мы видим, что никакая идеализация понятия «права» для Новгородцева была не свойственна. Ученый стремился дать объективную оценку этому понятию, заслуженную характеристику, указывая на ценность, важность, историзм и глубину данного явления. Это вылилось в разработку законопроекта партии кадетов о правах человека.   Законодательная комиссия, разработавшая во время  I Думы законопроекты о свободах, о гражданском равноправии, о неприкосновенности личности, в междумский период разделилась на два отдела: Московский и Петербургский. В первый из них и вошел П.И. Новгородцев.

Ещё на этапе разработки законопроекта о правах человека, Новгородцев настаивал (соглашаясь с Соловьевым), что настоящая нравственная свобода, а также нравственно развитое общество без должных гарантий со стороны права и государства остается пустой фикцией. [6, c.10] Государство имеет своей целью «охранять принудительное равновесие частных своекорыстных сил  и полагать пределы всяким  эгоистическим захватам» [7, c.10] - подкреплял он свою мысль. Обеспечение демократических свобод, защита личности, её социальных и политических прав и интересов – вот истинная цель каждого государства. Роль права в человеческой жизни должна, прежде всего, представать «в свете его высшего идеального предназначения служить целям нравственного прогресса, помогать нравственному началу распространяться среди людей». [8, c.4-5]  Получается, что именно с таким сухим и сугубо юридическим понятием как «право» Новгородцев связывал свои идеи, касающиеся путей достижения нравственности общества, а следовательно и его демократического строя. Мыслитель отрицает возможность существования нравственно развитого, стремящегося к «идеальному» состоянию, государства без политико-правовой составляющей. Невозможно освободиться от гнета, как морального, так и физического, в обществе, которое самостоятельно стремится к освобождению от всяких политических прав.

Другим подтверждением идей Новгородцева-Соловьева служат размышления обоих о безопасности общества. Для развития человеческой свободы и нравственности, для удовлетворения политических и личных прав каждого безусловно необходимо благоустроенное общество. «Без существования общества, - рассуждал Соловьев, - нравственность есть только отвлеченное понятие». [9, c.17] Новгородцев углублял эту мысль, доказывая, что существование общества зависит не от совершенства некоторых, а от безопасности всех. Эта безопасность не может охраняться одним нравственным законом, который остается недействительным для людей с преобладающими противообщественными инстинктами. По отношению к этим последним необходим принудительный юридический закон; необходима общественная организация, стесняющая зверские инстинкты людей и устраняющая возможность их беспрепятственного проявления. [10, c.17]

Утверждение так называемых прав «первого поколения», включающих преимущественно личные и политические права и свободы, закрепляло представления, характерные для классического либерализма; права «второго поколения», основанные на идее права на достойное существование, оказались признаны в определенной степени под влиянием социалистических концепций. Значительный вклад в разработку представлений о праве на достойное существование и внес П.И. Новгородцев. У ученого имеется ряд статей, касающихся данной проблемы. [11]  Как уже упоминалось выше, признание прав «второго поколения» происходило на фоне острой теоретической и политической борьбы, имевшей не только социальное, но и правовое содержание. Фактически речь шла о радикальном изменении самой концепции права. В центре этой борьбы оказался комплекс прав, получивший название права на труд и неразрывно связанные с ним иные социальные права. Это обозначало перенос функций государства, существовавших до этого только в сфере публичного права, в сферу права частного, известного применительно к данной сфере в Европе, как «свобода контракта».

Сторонники данного подхода основывались на необходимости «позитивного» понимания свободы. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, - писал П.И. Новгородцев, - но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком». [12] Защитники «права на достойное существование» не видели ничего чрезвычайного в предлагаемом либеральной доктриной изменении функций государства. Например, русский философ и юрист С.И. Гессен подчеркивал, что свойственное классическому либерализму отрицательное представление о задачах государства никогда не соответствовало действительности: осуществление личной свободы невозможно без правовой помощи государства. А другой член конституционно-демократической партии П.Б.Струве писал: «Наша партия либеральная: она отстаивает свободу личности. И в то же время она отстаивает начало свободы личности для всякой личности и поэтому она демократична». [13, c.12] Неудивительно, что либеральные теоретики говорили о том, что «однажды созданное, право личности на государственную поддержку продолжало с течением времени углубляться и расширяться, наполняться все большим содержанием». Их общий вывод состоял в том, что для современного им общества настала пора сделать следующий шаг, признав право каждого не только на свободу и собственность, но и на труд и образование.

Признание права на труд влекло за собой существенное ограничение упомянутой выше свободы контракта, бывшего одним из базовых для классического европейского либерализма. Из всех прав «второго поколения» право на труд имело наиболее серьезные основания претендовать на статус естественного права, непосредственно вытекающего из права на жизнь. Сторонники правового регулирования трудовых отношений не без оснований подчеркивали, что договор о найме - это не просто сделка о купле-продаже: услуги не могут быть отделены от личности работника, которая сама по себе обладает безусловной ценностью. Соответственно общество вправе возложить на нанимателя обязанность заботиться о том, чтобы отношения найма не наносили вред жизни и здоровью работника. Неудивительно, что именно эти права мы встречаем в комплексе либеральных законопроектов, хотя и разработанных с разной степенью полноты.

Еще одним направлением в законодательном закреплении прав человека, которому было уделено значительное внимание в программе либерального законотворчества, благодаря профессору П.И.Новгородцеву, были социальные права, или так называемые права второго поколения, связанные с реализацией позитивных прав, например таких, как право на социальные, экономические и культурные права (помимо затронутого выше права на труд): право на свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на образование и др., для реализации которых необходимо вмешательство государства, проявляющееся в их нормативном определении, создании социальных программ и государственных гарантий.

Здесь необходимо добавить следующее. Обращаясь к тексту самого законопроекта, следует отметить, что в его основу положена идея «восстановления общего и единого для всех суда и права». Уже в этой исходной посылке мы видим насколько взаимосвязанной была вся система законодательной работы кадетской партии, основанной на базовых либеральных программных установках. Именно в существовании функционирования судебной власти не зависимой от исполнительной кадеты видели главные гарантии независимости личности. В своем докладе в Думе П.И. Новгородцев прямо заявлял: «Сколь бы ни были совершенны постановления, предназначенные к охранению личности от произвольного лишения свободы, но если остается в силе правило, по которому административная власть может, если найдет это нужным, изъять то или другое дело из-под ведения общего суда, свобода граждан не может считаться обеспеченною». [14, c.38] Данное положение признавалось кадетами недопустимым не только ввиду того, что оно нарушает права личности, но и потому, что «вместе с тем колеблется сама идея права и расшатываются устои общественного правосознания». [15, c.38]

Итак, научные труды П.И.Новгородцева внесли заметный вклад в обоснование русского социального либерализма и получили широкий общественно-политический резонанс. Ученый явился достойным продолжателем философско-правовых идей Вл.С.Соловьева. П.И.Новгородцев не только раскрыл для нас многие его взгляды на древнейшие греческие понятия, но также дополнил и углубил их. Он нарушил прежнюю простоту их определений. Благодаря развитию этих идей нам раскрывается нравственная задача права – смирять злые наклонности, обуздывать упорный эгоизм лиц, бороться с несправедливостью и произволом сильных, обеспечивать общее равенство и свободу. Открыв Программу конституционно-демократической партии, мы встретим в ней с первых же строк именно эти постулаты. Своеобразным рефреном всей законотворческой деятельности российских либералов в Думе звучат слова П.И. Новгородцева, сказанные им после закрытия I Думы и отражавшие всю сложность сложившейся ситуации. «Никогда народная свобода не будет упрочена в России без осуществления тех законодательных предложений, которые были начертаны I Государственной думой и внесены в нее партией народной свободы» [16, c.24], - говорил видный отечественный юрист, отвечая на критику справа. Но необходимость реформирования именно правовой системы страны, которую сознавала либеральная часть общества, наталкивалась на императивное самоограничение допустимых в политике средств и методов общественных преобразований. «Государственная дума, - подчеркивал Новгородцев, - должна держаться строго конституционных рамок и что существующие Основные законы, хотя и несовершенны и подлежат изменению, должны быть соблюдаемы». [17, c.24]

Библиография:

1.      Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С.Соловьева. М., 1901.

2.      Там же.

3.      Там же.

4.      Там же.

5.      Там же.

6.      Там же.

7.      Там же.

8.      Там же.

9.      Там же.

10.  Там же.

11.  Новгородцев П.И. Два этюда // Полярная звезда. СПб., 1905. № 3.

12.  Цит. по: Малинова О.Ю. Развитие концепции прав человека и правовое регулирование трудовых отношений [Электронный ресурс] // http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Proekt/humanrights/Tezis/tez_7.html

13.  Струве П.Б. Идеи и политика в современной России. М., 1906.

14.  Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы. 1905-1907 гг. СПб., 1907.

15.  Там же.

16.  Новгородцев П. Профессор В.И. Герье о первой Государственной думе // Русская мысль. 1907. № 1.

17.  Там же.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Новгородец, народная свобода, Государственная дума, Идея, достойное существование, конституционно-демократическая партия, труд, государственная власть, кадетская партия, личная свобода.


Задать вопрос