Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 7083 раза

Библиографическое описание:

Яковлева, И. А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей / И. А. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 463-465. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11946/ (дата обращения: 20.04.2024).

Умственное развитие ребенка происходит в повседневной жизни, в ходе общения с взрослыми, в играх со сверстниками.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами.

В умственном развитии детей большое значение имеет фольклор. В защиту фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали такие педагоги, как Флерина, Усова, Тихеева, Водовозова.

Фольклор — это народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклорные произведения существуют сотни и тысячи лет назад в устной форме. Самые старые из них возникли задолго до появления письменности.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины,- говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов», -говорил русский педагог и писатель А. Н. Толстой.

К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учиться ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»

Важнейшими воспитательными средствами умственного развития являются разные формы устного народного творчества.

Русское народное творчество выражает представление народа о личности, обществе, государстве, раскрывает его социально-бытовые взгляды.

«Начало искусства слова — в фольклоре» — говорил М. Горький

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком, а значит, способствует развитию умственных способностей.

Термин «ум» часто используется как синоним «способности мышления». Иметь ум, быть умным — значит, быть способным. Одна из важных основ способности — овладение знаниями.

В представлении народа понятие «способность» рассматривается как одно из свойственных качеств человеческой личности, о чем свидетельствует многозначительность слова.

На ранних этапах развития нации приоритет физического развития бесспорен, отсюда вытекает и требования к героям эпосов, сказок, которые обязательно должны были иметь неимоверную физическую силу.

Позднее требования к одаренным личностям приобретали несколько иное направление. На первое место вместо грубой физической силы выступила умственная способность: «Сильный одолеет одного, а умный — десятерых».

Постепенно возрастает роль знаний в жизни людей: «Человек без знаний — слепой», «Знания дороже богатства», «Знающий человек не пропадет». Люди, стремящиеся к знанию, учению всегда пользовались уважением: «Не золото является богатством, а знание», «Не расти в длину, а развивайся умом».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Они развивают смекалку, память, скорость мышления, логику, догадливость и сообразительность. Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Содержание загадок всегда отражает жизнедеятельность человека, явления окружающей действительности. Они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях. Отгадывание загадок оказывает влияние на развитие речи детей, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умение четко выделить наиболее характерные признаки предмета, явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Кроме загадок, к средствам умственного воспитания относятся скороговорки, дразнилки, игры с элементами театрализации, подвижные игры, подчиняющиеся определенным правилам.

Пословица и поговорка создается всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдение народного ума.

Пословицы прочно ложатся в память. Конечной целью пословицы всегда было воспитание, с древнейших времен выступающее как педагогическое средство. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой оказывают воспитательное влияние.

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений.

Песни, так же как и пословицы, неоценимы в умственном воспитании подрастающего поколения: с одной стороны, они призывают к овладению богатым интеллектуальным опытом трудящихся, а с другой представляют материал для раздумий, размышлений, обогащают память сведениями об окружающей действительности.

Потешка помогает ребенку «открыть» себя. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В потешке звучит, что ребенок для взрослого — высшая ценность. Разыгрывание потешки с именем ребенка побуждает его к большому осмыслению содержания.

Малые фольклорные произведения — это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, ожидание добра. Простота малых фольклорных форм ничего общего не имеет с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

Сказки призваны привести в систему педагогические роли загадок, пословиц и песен. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов, опубликованных в образовательной литературе специально для детей.

Многообразие поэтических форм и содержание песен, сказок, загадок и пословиц свидетельствует о том, что народная педагогика, определяя черты совершенной личности, параллельно проявляла заботу и о реализации идеала совершенного человека.

Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора оказывает влияние на умственное развитие ребенка.

Былинный эпос — это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. Песенная лирика используется тогда, когда ребенок еще совсем маленький. В песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Все они направлены на развитие у детей речи, слуха, внимания, следовательно, непосредственное влияние на умственное воспитание.

Таким образом, приобщение ребенка к народной культуре начинается с раннего детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребенка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости, развития и воспитания ребенка на начальном этапе его развития, умственного воспитания.

Литература.

1.      Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 1999.

2.      Бахтин В. С. От былины до считалки. — Л.:Детская литература, 1982.

3.      КрыськоВ. Г. Этнопсихологический словарь.-М., 1999

4.      Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Поддьякова Н. Н., Сохина Ф. А.: М.:Просвещение, 1984

5.      Князева О. Л. Маханаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПб.: Детство-Пресс, 2000

6.      Советский энциклопедический словарь. М., 1997

Основные термины (генерируются автоматически): умственное воспитание, ребенок, дошкольный возраст, народная культура, народная педагогика, народная сказка, песенная лирика, родной язык, русский народ, умственное развитие детей.


Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.); - Развитие интереса к праздникам и русским традициям; - Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа. Кроме того, музыкальный фольклор становится основой для развития творчества детей, проявляющегося в придумывании песен...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного...

Устное народное творчество — первые и блестящие попытки. Русской народной педагогики, и никто не может состязаться. С педагогическим гением народа. К. Д. Ушинский. Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе...

Похожие статьи

Устное народное творчество как средство воспитания...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний возраст, особое влияние, развитие ребенка.

Народная педагогика как средство воспитания культуры речи...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Устное народное творчество как фактор социального и духовного...

устное народное творчество, народ, сказка, ребенок, детский фольклор, народная педагогика, народное творчество, русский фольклор, народная культура, педагогическое средство.

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской...

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.); - Развитие интереса к праздникам и русским традициям; - Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ

Народный фольклор — средство развития личности ребёнка

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.

Влияние устного народного творчества на формирование...

устное народное творчество, ребенок, дошкольный возраст, сказка, детский фольклор, народное творчество, раннее детство, народная педагогика, задача воспитания, прослушивание сказок.

Опыт народной педагогики в социально-нравственном...

Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Через музыкальный фольклор дети дошкольного возраста усваивают нравственные ценности своего народа. Кроме того, музыкальный фольклор становится основой для развития творчества детей, проявляющегося в придумывании песен...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного...

Устное народное творчество — первые и блестящие попытки. Русской народной педагогики, и никто не может состязаться. С педагогическим гением народа. К. Д. Ушинский. Духовно-нравственное направление является значимым звеном в общей системе...

Задать вопрос