Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 02.07.2014

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Фокина, Т. Е. Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ / Т. Е. Фокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 432-434. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11860/ (дата обращения: 26.04.2024).

В статье отражены основные организационные основы учебного процесса в контексте реализации современных педагогических технологий и методик обучения в процессе подготовки к единому государственному экзамену.

Ключевые слова:учебный процесс, психические явления, развивающее обучение, умственные способности, мотив, единый государственный экзамен.

Психическая природа определяет деятельность и способности учащихся, основным средством диагностики которых на сегодняшний день является единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ). Однако действия в учебном процессе, которые порождают знания, необходимо определенным образом организовать, чтобы управлять ими и получить достойный образовательный результат. Поэтому учебная деятельность школьника должна быть осознанной, целенаправленной и активной, связанной с достижением поставленных задач. Успешное выполнение той или иной учебной деятельности определяется способностью учащегося. Умственные способности развивают интеллект школьника, влияют на его обучаемость и эффективность учебной деятельности. Способность тесно связана с понятием «одаренность». Одаренность помимо способности к сосредоточенному вниманию и быстроте мыслительного процесса, отличается также энергичной любознательностью и особой настроенностью на умственную работу.

Психические явления могут быть побуждением к действию. В этом случае они становятся мотивомкак определенной потребностью. Однако в качестве мотива выступает не сама потребность, но предмет потребности, предполагающий осуществление будущего. То есть, мотив связан с опредмеченной потребностью, причем мотивационный предмет может быть как вещественным, так и идеальным. В итоге мотив определяет устойчивость и направление поведения индивида, обеспечивает достижение цели. Наиболее важными мотивами с педагогической точки зрения можно считать потребности учащегося в познании, самоактуализации, любви и другие эстетические потребности.

С процессом деятельности тесно связано общение. При этом общение в психолого-педагогическом смысле представляется в виде контактов между учащимися, которые порождаются потребностью в совместной деятельности. В общении ни один из партнеров не может рассматриваться в качестве объекта, но каждый является активным субъектом этого процесса. В общении имеет место максимальное проявление субъективной сущности ученика. Процесс общения может приобретать относительную самостоятельность. Поэтому учитель должен знать правила и обладать техникой общения.

Обобщая сказанное необходимо выделить следующие принципы обучения, в процессе подготовки к ЕГЭ. Объектом воздействия педагога является учащийся, имеющий индивидуальные психологические особенности восприятия и осмысления знаний и умений. Поэтому концептуальную основу учебно-воспитательного процесса составляет принцип личностно-ориентированного обучения. Здесь главная цель в максимальном выявлении и грамотном «окультуривании» индивидуального опыта школьника для достижения им высокого образовательного результата на этапе ЕГЭ.

Личностно-ориентированное обучение тесно связано с проблемой развития учащегося. Необходимо, чтобы школьники не только обучались, но также развивали человеческие качества — ум, волю, позитивные чувства, честь, совесть. В современной дидактике в качестве базового принято положение психолога Л. С. Выготского о том, что обучение обязано опираться на достигнутый уровень развития. При этом обучение должно быть нацелено на «зону ближайшего развития», где возникают внутренние процессы психических новообразований. Развивающее обучение (авторы принципа — В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин) осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ученик сознательно ставит цели и задачи, творчески их достигает. Основа такой технологии — решение учебных задач. В дальнейшем идея развивающего обучения была дополнена концепцией саморазвивающего обучения (автор технологии — Г. К. Селевко). Здесь обучение выражается не только в удовлетворении познавательных потребностей, но в самоутверждении и самоактуализации школьника в контексте самосовершенствования личности.

Для обоснования процесса развивающего обучения важнейшим является принцип единства сознания и деятельности (сформулирован А. Н. Леонтьевым и С. П. Рубинштейном). Он состоит в том, что любые природные задатки, имеющиеся у человека с рождения, получают развитие лишь в процессе деятельности. При этом продуктивность мышления наиболее ярко проявляется при решении учеником различных проблем. Поэтому проблемность является важной и неотъемлемой чертой познания. Психологический принцип единства сознания и деятельности в дидактике реализуется в единстве содержательной и процессуальной сторон обучения.

Указанные принципы послужили основой для разработки и реализации психологических моделей учебно-воспитательного процесса при подготовке к ЕГЭ — активизирующей, формирующей и развивающей. Основная цель активизирующей модели — повысить уровень познавательной деятельности учащихся. Основное средство здесь — проблемный подход. Формирующая модель — это поэтапное обучение умственным действиям с помощью определенных правил. Цель развивающей модели — создание с помощью организационных форм обучения особых условий, способствующих развитию личности школьника.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков// Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2.                  Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

3.                  Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

4.                  Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

5.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

6.                  Матусевич, М. С. Организация профилактики наркозависимости в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, В. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 795–797. С. 227–229.

7.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

8.                  Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

10.              Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

11.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

12.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

13.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

14.              Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник Герценовского университета. 2007. № 7. С. 48–51.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Ткачук, В. А. Взаимосвязь психофизиологических особенностей профессиональной деятельности летного состава и его статокинетической устойчивости / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). с. 373–375.

17.              Ткачук, В.А. влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного ВУЗа / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). с. 1036–1038.

18.              Ткачук, В. А. Связь характера ценностной ориентации наркозависимых лиц с их индивидуально-психологическими особенностями / В. А. Ткачук, А. А. Ткачук // Молодой ученый. 2014. № 3 (62).

Основные термины (генерируются автоматически): развивающее обучение, единый государственный экзамен, личностно-ориентированное обучение, обучение, потребность, процесс деятельности, процесс подготовки, учебная деятельность, учебно-воспитательный процесс, учебный процесс.


Похожие статьи

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Учебная деятельность обучаемых адекватна деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.

Личностно-ориентированное обучение выявляет одну из глобальных проблем педагогики. Это — управление учебной деятельностью учащихся.

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном...

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий.

Педагогу при подготовке и проведении личностноориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной...

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность, созидание

 результат деятельности. Виды личностно-ориентированных технологий: Исследовательская (проблемно-поисковая).

Организация личностно-ориентированного учебного занятия...

Создание системы на идее развивающего личностно-ориентированного обучения обусловило иной подход к учебному процессу. Преподаватель вынужден пересмотреть свое отношение к обучаемому предмету.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

учебный материал, личностно-ориентированный подход, студент, образовательный процесс, профессиональная деятельность, личностно-ориентированное обучение, задание, занятие, образ.

Необходимость применения личностно-ориентированного...

личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ученик, дифференцированный подход, учебная деятельность, способность, пройденный материал, метод обучения, знание...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Рис. 2. Упрощенная действующая модель процесса обучения ориентированная на действие. Так как цель деятельности преподавателя - это инициирование учебы в объясненном ранее понимании, вторая взаимосвязь основного отношения должна быть объективной сутью модели.

Похожие статьи

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Учебная деятельность обучаемых адекватна деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.

Личностно-ориентированное обучение выявляет одну из глобальных проблем педагогики. Это — управление учебной деятельностью учащихся.

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном...

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий.

Педагогу при подготовке и проведении личностноориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной...

Технология личностно-ориентированного обучения

учебная деятельность, личностно-ориентированное обучение, учебный материал, учебный процесс, создание условий, учащийся, ученик, индивидуальная работа, критическое мышление, личной опыт.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

личностно-ориентированное обучение, личностный подход, студент, личностно-ориентированный подход, учебная деятельность, процесс обучения, ориентированное образование, обучение, учебный процесс...

Личностно-ориентированное обучение на основе современных...

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, в основе которого ставится личность обучаемого, ее индивидуальность, ценность, созидание

 результат деятельности. Виды личностно-ориентированных технологий: Исследовательская (проблемно-поисковая).

Организация личностно-ориентированного учебного занятия...

Создание системы на идее развивающего личностно-ориентированного обучения обусловило иной подход к учебному процессу. Преподаватель вынужден пересмотреть свое отношение к обучаемому предмету.

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания...

учебный материал, личностно-ориентированный подход, студент, образовательный процесс, профессиональная деятельность, личностно-ориентированное обучение, задание, занятие, образ.

Необходимость применения личностно-ориентированного...

личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ученик, дифференцированный подход, учебная деятельность, способность, пройденный материал, метод обучения, знание...

Технология обучения, ориентированная на деятельность

Рис. 2. Упрощенная действующая модель процесса обучения ориентированная на действие. Так как цель деятельности преподавателя - это инициирование учебы в объясненном ранее понимании, вторая взаимосвязь основного отношения должна быть объективной сутью модели.

Задать вопрос