Авторы: Муродова Муясар Хикматовна, Тагирова Наиля Варисовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 18.02.2016

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Муродова М. Х., Тагирова Н. В. Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 799-802.



Процесс обучения и воспитания представляет собой сферу общественной деятельности по передаче от старшего поколения младшему наполненного социального опыта. Данный процесс является целенаправленной последовательностью выполнения учебных задач. В ходе данного процесса осуществляется взаимодействие субъектов и объектов — преподавателя и обучаемых.

Этот процесс характерен постоянным изменением свойств обучаемых в результате усвоения ими содержания представленного опыта. Основная функция данного процесса состоит в том, чтобы за минимальный срок наилучшим образом передать молодому поколению то содержание социального опыта, которое необходимо для воспроизведения и развития общества.

Социальные цели развития общества влияют на содержание образования, его конкретное наполнение, на организаторов и исполнителей учебной деятельности.

К сожалению, педагогика не рассматривает деятельность как самостоятельное педагогическое явление. Педагогика даёт изучение конкретных видов деятельности: учебной, общественной, эстетической, спортивной и др.

Учебная деятельность выделяется как специфическая. Существуют несколько подходов к её определению. Рассмотрим некоторые из них.

Н. Дайри считает, что «...учебная деятельность — это усвоение собственно теоретических научных понятий». В. В. Давыдов уточняет: «...из каких операций складывается та специфическая деятельность индивида, которую называют учением?». Принципиально это зависит от того, какую функцию обучаемый выполняет в педагогической ситуации.

Это может быть функции:

1) пассивного восприятия и освоения преподносимой из вне информации;

2) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;

3) организуемого извне направляемого поиска, обнаружения и использования информации.

В первом случае обучаемый играет роль приёмника и дешифратора информации. Он — объект формирующих воздействий педагога. В основе научения лежит сообщение и выявление ему готовой информации и учебных действий.

Во втором случае обучаемый играет роль саморегулирующего селектора и генератора информации. Он — объект педагогических воздействий и субъект познавательной деятельности.

JI. Б. Ительсон подчёркивает, что как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действий, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача — направить усилия обучаемых на то, чтобы чему-то научиться. «Если нет таких усилий, направленных к учебной цели, то нет и самого учения».

Необходимо выяснить возможности применения идей психологической и философской теорий деятельности при системном рассмотрении учебной деятельности как обучающего, воспитывающего и развивающего воздействия на каждого обучаемого.

Выделение учебной деятельности как проектировочной связано с формированием теоретических знаний. С развитием наук, с количественным и качественным ростом научных знаний учебная деятельность обретает всё большую самостоятельность и независимость, обособляясь от трудовой. Знания не противопоставляются умениям и навыкам, а рассматриваются как их составная часть. «Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены, вне действий обучаемого».

Проектирование как способ деятельности используется для формирования у учащихся полноценных умственных действий. Проектирование помогает формированию научно-теоретического мышления, так как обучаемые оказываются в положении исследователей, и вся их учебная деятельность приобретает творческий и технологический характер.

Проектирование также значимо и для развития рефлексирующей деятельности обучаемых. Это необходимо для того, чтобы обучаемые не только умели произвести те или иные умственные действия, но и могли их проанализировать, а главное — имели потребность в таком анализе и привычку к нему.

Учебная деятельность обучаемых адекватна деятельности педагога в учебно-воспитательном процессе.

При оценке такой деятельности необходимо брать за основу не единичное занятие, а систему по изучению отдельной темы программы обучения.

При этом, особо обращая внимание на умение осуществлять логико-психологический анализ учебного материала и проектирование тех конкретных действия обучаемых, посредством которых он вводится в область знаний изучаемой темы.

Таким образом, учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения рассматривается как целостная система.

Особое значение придаётся деятельности преподавателя и обучаемых. Для преподавателя важно установление логической структуры темы, выделение исходных понятий, на основе которых выделяются все остальные понятия и логические связи между ними.

Для обучаемых актуальным становится установление чёткого перечня тех знаний, которые должны быть усвоены, т. е. того, что он должен знать, а также перечень тех умений, которыми необходимо овладеть, т. е. то, что он должен научиться уметь делать.

Личностно-ориентированное обучение выявляет одну из глобальных проблем педагогики. Это — управление учебной деятельностью учащихся. В исследованиях Е. В. Бондаревской обосновывается парадигма личностно-ориентированного образования.

В разработанной Е. В. Бондаревской парадигме образования имеется ряд положений:

Первое положение касается представлений о сущности и назначении личностно-ориентированного обучения. Здесь имеется в виду становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности и творческого начала. Образовать человека — значить дать ему возможность стать субъектом культуры и научить жизнетворчеству.

Второе фундаментальное положение парадигмы определяет отношение преподавателя к учащемуся и к его позиции в образовательном процессе, рассматриваются пути осуществления личностно-гуманного подхода в обучении и воспитании.

Третье положение парадигмы связано с определением человекообразующих функций. Важнейшая из этих функций — гуманитарная. Суть функции состоит в сохранении и восстановлении экологии человека.

Одной из важных функций личностно-ориентированного обучения является культуросозидательная или культурообразующая функция, которая обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования.

На современном этапе придаётся особое значение функции социализации личности. Эта функция обеспечивает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта и его адаптации к изменяющимся обстоятельствам.

Личностно-ориентированное обучение должно признавать учащегося главным действующим лицом образовательного процесса. Исходя из вышеизложенного, определяются требования к построению учебной деятельности учащихся. Это — приоритет индивидуальности, самобытность учащегося, его активность и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное образование предполагает особую работу по выявлению опыта каждого учащегося, его социализации, контроля выполнения учебной работы и его участия в коллективной деятельности.

Эта работа обеспечивает взаимодействие двух видов опыта: общественно-исторического и индивидуального, в результате чего происходит вытеснение индивидуального и «наполнение» этого опыта общественным.

Развитие учащегося как личности, т. е. его социализация, идёт не только путём овладения нормативной деятельностью, но и через обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития.

Учебная деятельность учащихся обеспечивает познание. Основным результатом этой деятельности становится формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.

В исследованиях ведущих дидактов учебная деятельность в рамках личностно-ориентированного обучения должны отвечать определённым требованиям, которые могут обеспечить её продуктивное протекание.

К этим требованиям относятся:

 характер учебного материала должен способствовать существующему субъективному опыту учащегося;

 изложение знаний преподавателем должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование и интегрирование, но и на преобразование наличного опыта каждого учащегося;

 ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта учащегося с научным содержанием задаваемых нормативов;

 использование активного стимулирования учащегося к самооценке собственной образовательной деятельности;

 мотивация учащегося к самообразованию, саморазвитию, самовыражению в ходе овладения знаниями;

 учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы учащийся имел возможность его выбора при выполнении заданий и решении учебных задач;

 необходимо стимулировать учащегося к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов переработки учебной информации;

 при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий, необходимо выделение общелогических и специфических предметных приёмов учебной работы с учётом их функций в личностном развитии;

 в процессе учебной деятельности важно обеспечить контроль и оценку не только результатов, но, главным образом, процесса учения, тех трансформаций, которые осуществляются учащимся, усваивая учебный материал;

 целесообразно обеспечить построение, реализацию, рефлексию и оценку учения как субъективной деятельности.

Выявленные требования определяют структуру и назначение занятий.

Во-первых, основной задачей занятий становится не сообщение и проверка знаний, а выявление опыта учащихся по отношению к излагаемому преподавателем содержанию обучения и актуализация этого содержания.

Во-вторых, учащиеся не просто слушают преподавателя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своей информацией и проводят обсуждение, с помощью преподавателя отбирают необходимое содержание, которое актуально как научное знание.

В-третьих, преподаватель постоянно обращается к учащимся с вопросами не для поиска правильных или неправильных ответов, а для установления многообразий позиций, альтернатив, точек зрения и взглядов, связывая их с дидактической целью урока.

В-четвёртых, преподаватель не принуждает, а убеждает учащихся принять то содержание, которое он предлагает с точки зрения актуальности научного знания.

Таким образом, учащиеся не просто усваивают готовые знания на занятиях, но и осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание. Особый смысл заключается в выявлении личностнозначимого смысла занятия и определения его ценности.

Специально организованная работа учащихся и преподавателя приводит к тому, что усваиваемое знание не «обезличивается», а становится личностно-значимым, а проводимое занятие становится формой коллективного общения, обеспечивающего развитие учащихся.

Факторы, обеспечивающие продуктивность учебной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения:

 главная цель преподавания — это создание условий для проявления познавательной активности учащихся;

 использование в процессе учебной деятельности разнообразных форм и методов, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся;

 создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе коллектива;

 стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения учебных заданий;

 использование в ходе занятий дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебных действий и их содержание;

 значимой является оценка деятельности учащегося не только по конечному результату, но и по особенностям его достижения;

 особенно важным является поощрение стремления учащихся находить свои способы работы и анализа способов работы однокурсников ходе занятия;

 создание ситуаций активного общения на занятии, позволяющее каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность и избирательность в способах работы, создание обстановки для самовыражения.

При анализе учебной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного обучения необходимо отметить роль преподавателя. Деятельность преподавателя видоизменяется.

Были определены критерии, характеризующие такую деятельность. К ним были отнесены:

 наличие у преподавателя рабочего плана адекватного уровню дифференциации учащихся;

 использование проблемных творческих заданий;

 применений заданий, позволяющих учащимся самим выбрать тип и форму материала: словесную, письменную или творческую;

 создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся на занятии;

 мотивация учебного труда;

 при оценивании учащихся акцентировать внимание на то, как учащийся рассуждал, и какой способ использовал;

 аргументировать отметки по следующим параметрам: правильность, самостоятельность и оригинальность.

Таким образом, учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения рассматривается как целостная система.

Эффективность этой системы зависит от успешного проектирования при учёте следующих моментов:

 задача преподавателя не диктовать готовые знания учащимся, а «разбудить» их собственную познавательную активность, которая выразится в выборе содержания и целей, методов работы, поведения и ценностей;

 преподаватель должен стимулировать и облегчать самостоятельную деятельность учащихся;

 позиция преподавателя — это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь»;

 необходимость создания атмосферы «свободы» на занятии и добивать того, чтобы учащиеся не боялись делать ошибки, свободно обсуждали проблемы, взаимодействовали друг с другом, выдели в преподавателе источник знаний и опыта.

Литература:

  1. Ительсон Л. Б. Учебная деятельность, её источники, структура, условия. В кн. «Хрестоматия по возрастной психологии» — М., 1994. — с. 156–158.
  2. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения.// Вопросы психологии — 1995. № 2. — с. 31 -41.
  3. Ангеловский К. Учителя и инновации. — М.: Просвещение, 1991
  4. Аношкин А. Педагогическое проектирование систем и технологии обучения — Учебное пособие. — Омск: ОмГПУ, 1997
  5. Сериков В. Б. Личностно ориентированое образование//Педагогика, 1994
Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, деятельность учащихся, личностно-ориентированного обучения, Учебная деятельность, учебная деятельность, Учебная деятельность учащихся, учебной деятельности учащихся, учебная деятельность учащихся, условиях личностно-ориентированного обучения, Похожая статья, социального опыта, учебной деятельностью учащихся, самостоятельную деятельность учащихся, исполнителей учебной деятельности, Выделение учебной деятельности, деятельности преподавателя, источники учебной деятельности, рассмотрении учебной деятельности, построению учебной деятельности, учебной деятельности разнообразных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос