Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Бельгисова Е. А., Логинова Ю. А., Гацаева Р. Г., Макушкина Н. В. Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14059/ (дата обращения: 19.09.2018).



Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И. Г. Песталоцци [6]

Что значит деятельность?

– это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат;

– результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь;

– при определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. «В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В. В. Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции.

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности». [3]

«Системно-деятельностный подход предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

– признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности». [7]

«Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения. Одной из них является «Технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Петерсон.

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума. Данная технология — это разработанная последовательность деятельностных шагов». [3]

«Дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
  3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
  6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач». [4]

Эти дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

«Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

учебная задача;

учебные действия;

действия самоконтроля исамооценки». [9]

Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля исамооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе. Более подробно деятельностный метод разработан Л. Г. Петерсон.

Системно-деятельностный подход приводит к пониманию того, чем являются в широком смысле слова стандарты образования. Такой подход не отрицает прежнего подхода. На операционально-технологическом уровне без ЗУНов ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, через собственный опыт, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое компетентность. Это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.

Системно-деятельностный подход к результатам образования означает, что изменяется представление о содержании образования. Его состав определяется не только традиционной «ЗУНовской» составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, понятий и методов базовых наук, являющихся основой школьных предметов, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах — индивидуальной или совместной — ее организации.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

«Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие — я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю так-то…». [1]

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

«Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, составлять план выхода из затруднения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться». [8]

Литература:

1. Официальный сайт Центра «Школа 2000…» под руководством Л. Г. Петерсон // Официальный сайт Центра «Школа 2000…». URL: https://www.sch2000.ru/lessons/tdm/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

3. Инфоурок. URL:https://infourok.ru/doklad-osnovnie-idei-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-547621.html

4. Социальная сеть работников образования. // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/03/31/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh

5. Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya_po_teme_sistemno-deyatelnostnyy_podhod-129649.htm

6. Презентация на тему: "«Системно — деятельностный подход» // MyShared. URL: http://www.myshared.ru/slide/566381/

7. Системно-деятельностный подход // nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/11/17/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-osnova-standartov

8. Основа стандартов второго поколения // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/sistemno-deyatelnostnyy_podhod-osnova_standartov_vtorogo_pokoleniya-589337.htm

9. Инфоурок. https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-osnova-standartov-vtorogo-pokoleniya-688467.html

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, учебная задача, подход, действие, деятельность, ребенок, учебное сотрудничество, собственный опыт, познавательное развитие обучающихся, целостное представление.

Похожие статьи

учебная деятельность, учебная задача, подход, действие...

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго... учебная деятельность, учебная задача, подход, действие, деятельность, ребенок, учебное сотрудничество, собственный опыт, познавательное развитие обучающихся, целостное представление.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... Активность студента в обучении — волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную учебно-познавательную деятельность личности.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;  развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка. В основе познавательной деятельности всегда лежит

Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.

В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

ребенок, совместная деятельность, учебная деятельность, сотрудничество, свободная игра, сверстник, развивающее обучение, III, совместная игра, конструктивный диалог.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

...образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося, обучающийся, подход

Главная цель образовательного процесса— целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

учебная деятельность, учебная задача, подход, действие...

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго... учебная деятельность, учебная задача, подход, действие, деятельность, ребенок, учебное сотрудничество, собственный опыт, познавательное развитие обучающихся, целостное представление.

Развитие познавательных универсальных учебных действий...

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект... Активность студента в обучении — волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную учебно-познавательную деятельность личности.

Формирование универсальных предпосылок учебной...

 организация форм совместной деятельности, учебного сотрудничества;  развитие рефлексивной самооценки, как основы развития субъектности в учебной или познавательной деятельности...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка. В основе познавательной деятельности всегда лежит

Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения...

В настоящее время учебный процесс направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, на формирование их творческого мышления. Здесь очень важна активная деятельность самих учащихся.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

В современной образовательной практике значение исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.

В итоге учебная деятельность предельно автономизируется от познавательной и становится скучной.

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.

Развитие сотрудничества дошкольников... | Молодой ученый

ребенок, совместная деятельность, учебная деятельность, сотрудничество, свободная игра, сверстник, развивающее обучение, III, совместная игра, конструктивный диалог.

Системно-деятельностный подход на уроках обществоведческих...

...образовательный процесс, учебная деятельность, учебный материал, включение обучающегося, обучающийся, подход

Главная цель образовательного процесса— целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее...

Задать вопрос