Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (68) июнь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.06.2014

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Кошелев М. Н. Компьютерная технология критериально-ориентированного тестирования // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 486-489. — URL https://moluch.ru/archive/68/11656/ (дата обращения: 13.12.2018).

В статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных и объективных средств измерений и оценки индивидуальных достижений учащихся СПО в процессе обучения с использованием компьютерных технологий. А также доказывается результативность применения критериально-ориентированного тестирования, позволяющего измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в результате изучения определенного курса.

Ключевые слова:знания, умения, навыки, компетенции, критериально-ориентированное тестирование.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предъявляет требования к аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующего текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольный работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций (глава VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата) [1].

В соответствии с этим в ходе подготовки студентов по специальности «Электроэнергетика и электротехника» определены следующие компетенции: общекультурные — способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции; способностью и готовностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией и другие.

Профессиональные компетенции включают в себя: способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики, в своей предметной области; владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий; готовностью работать над проектами электроэнергетических и электротехнических систем и их компонентов; способностью использовать методы анализа и моделирования линейных и нелинейных электрических цепей постоянного и переменного тока и другие. [1].

В качестве средства оценки сформированности компетенций студентов по определенному курсу, предлагается использовать критериально-ориентированные тесты. Они будут использованы при мониторинге качества результатов обучения, для промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Под качеством учебных достижений в определенной области содержания понимается совокупность знаний и умений, усвоенных учащимися в процессе изучения дисциплины. Оценка качества рассматривается в одном аспекте: количественном — определение доли усвоенного учебного материала и соотнесение доли с определенным уровнем качества;

Планируемый результат обучения представлен в образовательном стандарте и программе учебной дисциплины в виде требований к знаниям и умениям обучающихся. То из запланированного, что фактически усвоено учащимися, рассматривают как достигнутый результат или учебные достижения. По классификации, разработанной в теории учебных задач, требования к знаниям и умениям относятся к так называемым критериальным задачам (что и на каком уровне должно быть усвоено) [2, c. 138].

Основной целью критериально-ориентированного тестирования является определение степени усвоения обучающимся учебного материала. Показателем качества усвоения выступает относительный тестовый балл, равный отношению числа набранных испытуемым баллов к максимально возможному числу баллов. Оценка качества усвоения учебного материала формируется путем сравнения относительного тестового балла с так называемым стандартом оценивания (критериальным баллом) — если относительный балл выше критериального, то испытуемого относят к категории аттестованных, если ниже — к категории неаттестованных. [4]

Так как в колледже идет обучение по специализации и параллельных групп на отделении нет, то выбираем схему проведения эксперимента № 2, который предполагает исследование одной группы: ее поведение изучается и в экспериментальных и в контрольных условиях. Он применяется, когда имеется только экспериментальная группа и нет возможности сформировать контрольную. В качестве экспериментальной группы выбираем группу 21-ЗИО.

На основании экспертных оценок элементов формируемых знаний и умений устанавливаются уровни их сформированности для каждого обучаемого и средние по группе.

Критерии результативности:

1)                 Менее 50 % — “не освоено”

2)                 50–70 % — “удовлетворительно”

3)                 Выше 70 % — уровень освоения обязательной части (согласно ФГОС).

Для того чтобы проверить изучение курса «Информационные технологии», в течение всей дисциплины было пройдено три раздела, на которых использовали промежуточные тесты и один итоговый по всему курсу дисциплины. Выборка составила 31 человек.

Каждый по изучению первого раздела проходил обязательный тест для диагностики знаний. Программа из базы технических заданий, в котором находилось 120 вопросов, было произвольно выбрано 50 вопросов, по 10 заданий из 5 тем. На каждый вопрос установлено ограниченное время на ответ. По завершении теста программа автоматически произвела диагностику знаний по первому разделу и вывела в таблицу коэффициенты, посчитанные по следующей формуле: Xi = (n/N) * 100,

где Xi — процентное отношение, n — количество правильных ответов, N — максимальное количество вопросов в теме.

В ходе исследования были получены следующие результаты (таблица 1).

Таблица 1

Результаты тестирования

№ п/п

ФИО

1 раздел

2 раздел

3 раздел

Итоговый

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1 попытка

2 попытка

3 попытка

1

Аг Д

0,30

0,34

0,40

0,40

0,54

0,72

0,50

0,74

2

Ан Е

0,54

0,60

0,76

0,50

0,70

0,54

0,50

0,74

3

Б А

0,68

0,88

0,78

0,80

4

В И

0,90

0,86

0,94

5

Гер Т

0,40

0,56

0,68

0,70

0,60

0,74

6

Гиб Р

0,56

0,70

0,46

0,64

0,74

0,56

0,80

7

Иг П

0,20

0,40

0,74

0,36

0,56

0,70

0,52

0,76

8

Ил В

нб

0,52

0,60

0,78

0,70

9

Кал А

0,40

0,46

0,50

0,46

нб

0,70

0,70

10

Ков И

0,38

0,54

0,72

0,34

0,64

0,82

0,56

0,56

0,70

11

Коз Н

0,86

0,66

0,70

0,82

12

Кр А

0,82

0,94

0,90

13

Куд А

0,68

0,68

0,72

0,58

0,74

0,74

14

Кур Д

0,44

0,60

0,74

0,56

0,60

0,72

0,56

0,78

15

Мал И

0,94

0,94

0,94

16

Мер А

0,56

0,60

0,60

нб

0,60

0,70

0,66

0,66

0,80

17

Меш В

0,66

0,72

0,54

0,62

0,72

0,76

18

Мин А

0,30

0,36

0,50

0,60

0,66

0,70

0,60

0,70

19

Н Е

0,76

0,56

0,78

0,68

0,80

20

Н С

0,54

0,70

0,56

0,66

0,82

0,64

0,74

21

Пек И

0,86

0,86

0,82

22

Пр В

0,18

0,46

0,56

0,44

0,54

0,58

0,42

0,66

0,72

23

Пол А

0,68

0,70

0,78

0,74

24

Р К

0,66

0,66

0,78

0,56

0,60

0,66

0,60

0,68

0,78

25

С М

0,96

0,90

1

26

Т Ю

0,64

0,72

0,74

0,74

27

Т А

0,62

0,68

0,72

0,68

0,68

0,84

0,76

28

Хаб Р

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

нб

29

Хак Р

0,76

0,56

0,74

0,74

30

Шв А

0,20

0,46

0,48

0,40

0,54

0,58

0,52

0,64

0,70

31

Шес А

0,36

0,52

0,68

0,66

0,68

0,78

0,74

Диагностика показала, что порог в 0.70 с первой попытки преодолели — 8 человек, 6 человек (со 2 попытки) и 7 человек (с 3 попытки). Но также присутствуют и студенты, которым не хватило и трех попыток — 10 человек. Показатели теста первого раздела покажем в виде диаграммы (рисунок 1)

Рис. 1. количество студентов прошедших порог в 0,70

Из полученных данных исследования можно сделать вывод о результативности систематического использования критериально-ориентированного тестирования на занятиях в качестве измерительного материала и о его влиянии на качество полученных знаний, умений студентов. Следовательно, оно может быть использовано в качестве средства оценки сформированности компетенций студентов.

Литература:

1.             Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 140400 «Электроэнергетика и электротехника». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/14/20111115143801.pdf

2.             Балл Г. А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990. 184 с.

3.             Психология и педагогика: учебное пособие / Горячев М. Д., Долгополова А. В., Феропонтова О. И. [и др.]. Самара: Издательство «Самарский университет», 2003. С. 28–30

4.             М. Ю. Мамонтова, Качество учебных достижений: оценка и прогноз на основе результатов критериально-ориентированного тестирования. // Образование и наука. 2009 № 3. С. 18–26.

Основные термины (генерируются автоматически): попытка, критериально-ориентированное тестирование, учебный материал, относительный тестовый балл, VIII, компетенция студентов, качество средства оценки, знание, диагностик знаний, экспериментальная группа.


Ключевые слова

навыки, умения, компетенции, знания, критериально-ориентированное тестирование

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Критерии проверки тестовых заданий.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на английском языке при подготовке к ЕГЭ. Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии в вузах І-ІІ уровней аккредитации.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Ключевые слова. контроль, экспериментальные исследования, оценка качества знаний, диагностика усвоения материала студентами.

Современная методика оценки результатов обучения

Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение

Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные...

Использование сервиса Let's test для организации формирующего...

Из них можно составлять как простые тесты для проверки знаний, так и психологические тестирования.

На следующем занятии учащимся в качестве домашнего задания предлагается в группе или индивидуально составить онлайн-викторину, которая позднее...

Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии...

Контроль знаний учащихся принадлежит к основным элементам оценки качества процесса образования и выполняет несколько функций в процессе обучения

В наше время большинство учебных заведений предпочитают тестовый контроль знаний учеников и студентов.

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, педагогическое тестирование, компетентностно-ориентированный тест, оценка уровня сформированности обучающихся и студентов колледжа. Проблема тестового контроля относится к числу...

Разработка web-ориентированной экспертной системы оценки...

Для программной реализации web-ориентированной экспертной системы оценки качества

3. Гедранович А.Б, Гедранович В. В. Оценка учебных достижений студентов с помощью

С. 232–234. 4. Гедранович А.Б, Гедранович В. В. Методика оценки качества тестовых заданий...

Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор...

компетенция– способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях; [1].

Балльно-рейтинговая система оценки образовательных компетенций студентов (БРС)...

Экспертная оценка качества предметных тестовых заданий...

- тесты достижений (успеваемости по учебному предмету); - критериально-ориентированные (выявление какого-либо признака — умение вычислять, решать

- объективно оценить уровень знаний, умений и навыков студентов, за счет валидности измерения аналитического признака

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Тестирование как форма контроля результатов обучения

Критерии проверки тестовых заданий.

Тестирование как средство контроля навыков чтения на английском языке при подготовке к ЕГЭ. Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии в вузах І-ІІ уровней аккредитации.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Ключевые слова. контроль, экспериментальные исследования, оценка качества знаний, диагностика усвоения материала студентами.

Современная методика оценки результатов обучения

Не секрет, что целью любой проверки и оценки уровня знаний является обеспечение качества знаний, повышение

Индикаторами сформированности компетенций в этом случае будут выступать прочность знаний, их функциональность, готовность решать возникающие учебные...

Использование сервиса Let's test для организации формирующего...

Из них можно составлять как простые тесты для проверки знаний, так и психологические тестирования.

На следующем занятии учащимся в качестве домашнего задания предлагается в группе или индивидуально составить онлайн-викторину, которая позднее...

Тестирование как метод контроля знаний студентов по химии...

Контроль знаний учащихся принадлежит к основным элементам оценки качества процесса образования и выполняет несколько функций в процессе обучения

В наше время большинство учебных заведений предпочитают тестовый контроль знаний учеников и студентов.

Компетентностные тесты в системе контрольно-оценочных средств

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, педагогическое тестирование, компетентностно-ориентированный тест, оценка уровня сформированности обучающихся и студентов колледжа. Проблема тестового контроля относится к числу...

Разработка web-ориентированной экспертной системы оценки...

Для программной реализации web-ориентированной экспертной системы оценки качества

3. Гедранович А.Б, Гедранович В. В. Оценка учебных достижений студентов с помощью

С. 232–234. 4. Гедранович А.Б, Гедранович В. В. Методика оценки качества тестовых заданий...

Система оценки компетенций студентов ВПО. Обзор...

компетенция– способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных и жизненных ситуациях; [1].

Балльно-рейтинговая система оценки образовательных компетенций студентов (БРС)...

Экспертная оценка качества предметных тестовых заданий...

- тесты достижений (успеваемости по учебному предмету); - критериально-ориентированные (выявление какого-либо признака — умение вычислять, решать

- объективно оценить уровень знаний, умений и навыков студентов, за счет валидности измерения аналитического признака

Задать вопрос