В настоящее время экономика России представлена широким спектром различных рыночных институтов, среди которых особенно интенсивно развиваются государственные корпорации, обладающие наибольшей финансовой устойчивостью и мощным потенциалом развития.
Несмотря на очевидные преимущества данной организационно – правовой формы, некоторые представители СМИ проводят идею неэффективности госкорпораций и ставят под сомнение целесообразность их существования в РФ. В связи с этим цель работы – изложить существующие стереотипы касательно неэффективности ГК и высказать независимое мнение по каждому из них.
1. Убеждение в отсутствии надзора над госкорпорациями: ГК получают в собственность государственное имущество, выведенное из-под надзора Счетной палаты; органы государственной власти лишены права запрашивать у них распорядительные документы и другую информацию, проводить проверки соответствия результатов деятельности установленным в законе целям; ГК имеют право не отвечать на запросы депутатов Государственной Думы.
Опровержение неэффективности на примере «Ростеха»: госкорпорации не выведены из-под надзора Счетной палаты. Согласно пункту 3.4. статьи 7.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» [1], Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль деятельности государственных корпораций.
Далее – пункт 2 этой же статьи: «Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (…). Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому
аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации». ГК не наделены правом не отвечать на запросы депутатов госдумы, наоборот – согласно статье 4 части 2 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [2], депутаты не имеют полномочий делать такие запросы. Но по доброй воле некоторых корпораций, в том числе «Ростеха», были заключены договоры, согласно которым госкорпорации на эти запросы отвечают, информация о финансовых потоках публикуется на официальных сайтах корпораций.
2. Убеждение в создании ГК в целях осуществления предпринимательской деятельности (что противоречит закону). Опровержение неэффективности на примере «Ростеха»: ключевая ошибка данного тезиса кроется в отождествлении корпораций, которые не занимаются коммерческой деятельностью, с коммерческими компаниями, содействие развитию которых они оказывают. Для примера: в состав «Ростеха» входит 663 организации, образующих 13 холдингов: 8 – в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях, а также выделена 21 организация прямого управления [3]. Организации, находящиеся под руководством ГК, осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получить прибыль, сами ГК – нет.
3. Убеждение в низкой инвестиционной привлекательности госкорпораций. Касательно Ростеха, акцент делается на следующей информации: в ГК «Ростехнологии» 80% оборудования на предприятиях морально устарело, 70% физически изношено, производительность труда в 15 раз уступает зарубежным показателям. Общий объем обязательств организаций госкорпорации составляет около 800 млрд. рублей. До четверти
организаций имеют признаки банкротства, а еще около 30% находятся в тяжелом финансовом положении. Опровержение неэффективности: данное заблуждение вызвано
незнанием истории развития многих корпораций, и «Ростех» не исключение. Гендиректор данной госкорпорации Чемезов в одном из своих первых интервью достаточно популярно объяснил, что большинство компаний, переданных госкорпорации, находились на стадии банкротства – мягко говоря, не самые лучшие условия старта. Тем не менее, на данный момент возрождаются Автоваз, Камаз, Ависма – Ростеху удалось привлечь крупных инвесторов для финансирования их дальнейшего развития, среди них Nissan – один из крупнейших в мире автопроизводителей. Также проблема привлечения стратегических инвесторов решается с помощью IPO. Со слов Чемезова: «Стратегического инвестора мы видим в лице AgustaWestland, с которыми уже создано СП. Что касается финансов, то если мы все-таки не примем решение о привлечении AgustaWestland в качестве нашего стратегического партнера, то мы просто продадим какой-то пакет акций, для того чтобы получить дополнительные средства, финансирование на дальнейшее развитие, создание новых современных моделей. К выходу на IPO готовится оптический холдинг «Швабе», Концерн радиоэлектронные технологии, в перспективе «РТ-Биотехпром» и ряд других
предприятий» [4].
В рамках данной работы были проанализированы только частные случаи, и делать глобальные выводы на их основе было бы слишком поспешно, однако можно с точностью сказать: мнение о неэффективности госкорпораций ошибочно и, на наш взгляд, во многом является следствием недостаточной осведомленности в этой области.
Что касается будущего госкорпораций в России, мы предполагаем, что во многом оно будет определяться соотношением политических сил, а также практическими результатами их деятельности в стратегических отраслях (развитие оборонно-промышленного комплекса, регионов Российской Федерации, укрепление позиций страны в космосе).
В части перспектив организационно-правовой формы «государственная корпорация» делать точные прогнозы затруднительно, но велика вероятность, что госкорпорации будут преобразованы в государственно-частные партнерства, соединив в
себе государственные ресурсы и инициативный потенциал частных компаний.
Литература:
1. Федеральный Закон от 12.01.96 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 01.09.2013) «О некоммерческих организациях»;
2. Федеральный Закон от 08.05.1994 №3-ФЗ(ред. от 23.07.2013) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
3. Официальный сайт ГК «Ростех» – http://www.rostec.ru/;
4. «Ростех»: гарант стабильности для инвесторов» (от 05.07.2013)