Золотошвейное искусство Бухары | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 2219 раз

Библиографическое описание:

Холикова, Н. Ш. Золотошвейное искусство Бухары / Н. Ш. Холикова, М. У. Нуриддинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 298-301. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11433/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье приводится история золотошвейного искусства в Средней Азии, особенно в Бухаре, организация золотошвейного ремесла и изготовление золотошвейных изделий. Приведены также применяемые материалы и инструменты, техника производства, композиция, орнаменты и колорит золотошвейных изделий, предназначенных для бухарских эмиров и их придворных.

The history of art embroidery in Central Asia, especially in Bukhara, the organization of embroidery and manufacturing embroidery products is given in this article. Used materials and tools, technics of manufacture, a composition, ornaments and colour of embroidery products intended for Bukhara emirs and their court are also given here.

«Золотошвейное искусство Бухары» как один из высокоразвитых видов народного искусства Узбекистана XIX — начала XX вв. Золотое шитье более ранних времен не сохранилось. Но письменные источники сообщают о нем уже в XIV веке, а узоры и красочная палитра настенных росписей VI—VII веков нашей эры указывают на существование золотого шитья в раннем средневековье. К XIX веку золотошвейное производство сосредоточилось в столице Бухарского эмирата — Бухаре, где оно, прежде всего призвано было обслуживать эмира, дворцовую знать и высшие слои общества. Указание на существование золотого шитья в самой Бухаре в XVII в. Мы находим в отчете Бориса и Семена Пазухиных — послов от царя Алексея Михайловича к Абдулазизхану в 1669–1671 гг., где говорится, что перед отъездом из Бухары послы получили подарки —«щитый золотом кафтан, чалму и кушак». Так, в самых общих чертах устанавливается длительный путь развития этого своеобразного и интересного вида вышивального искусства, сохранившегося до наших дней в Бухаре. В XIX — начале XX вв. золотое шитье — зардузи — один из видов вышивального искусства — представляло специфическую особенность Бухары. В противоположность вышивкам шелками, широко бытовавшим среди различных слоев местного населения, золотое шитье — искусство, глубоко народное по своему содержанию, в силу своей пышности и дороговизны материалов носило характер официального придворного искусства, предназначенного обслуживать нужды эмирского двора и придворной знати и лишь в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Сотни искусных потомственных мастеров-вышивальщиков были заняты изготовлением богатых золотошвейных одежд, которые являлись принадлежностью пышного придворного этикета бухарских эмиров. Почти вся золотошвейная продукция Бухары потреблялась эмирским двором, и только незначительная ее часть поступала для продажи на рынок.

Все памятники золотого шитья, за единичными исключениями, к XIX и началу XX вв.— ко времени последней магнитской династии, правившей в Бухаре с 1785 по 1920 годы.

Предметов золотого шитья, относящихся к первым представителям мангитской династии, до нас почти не дошло. Единственным памятником, сохранившимся от времени эмира Хайдара (1800–1826 гг.), являются шитые золотом «махеи»— сапоги с вышитой на них датой — «1224 год хиджры», что соответствовало 1809— 1810 гг. н. э. Это единственный встреченный нами случай датировки золотошвейного изделия.

Но только к концу 19 века это ремесло нашло широкое распространение, особенно при правление Бухарских эмиров. Особо почетных гостей и придворных даже награждали золотошвейными чапанами (халат). Золотошвейное искусство Бухары по художественному стилю является одним из самых необычных и уникальных. Значительное количество образцов золотого шитья принадлежавших эмирам Бухары Насрулло (1827–1860), Абдулахад — хану (1895–1911) и Алим — хану (1911–1920) до сих пор сохранились в музеях.

В коллекции золотошвейных предметов Бухарского музеязаповедника, которая насчитывает более 100 образцов представлены: парадная одежда, обувь, головные уборы, пояса правителей и военачальников, женская и детская одежда, убранство интерьера, попоны и чепраки.

Орнамент и композиция. Орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный, реже геометрический. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: розетки, пальметты, кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включалось миндаль, померанцы (турундж), гранат, черешня, виноград.

Бухарские золотошвеи пользовались различными видами золотого шитья; «зардузизаминдузи» сплошная вышивка фона золотом; «зардузигулдузи» шитьё по рисунку, вырезанному из бумаги; «зардузигулдузизаминдузи» комбинированная техника шитья; «зардузиберишимдузи», «зардузипулакчадузи» сочетание золотого шитья с нашитыми блёстками.

Бухарские роскошные золотошвейные изделия украшали драгоценными и полудрагоценными камнями: бриллиантами, изумрудом, жемчугом, сапфирами и другими. Широко применяли и ювелирные украшения: серебрянные, золотые и позолоченные бляшки различной формы — круглые, многоугольные, ромбовидные, украшенные чеканкой, филигранью, тиснением. Особенно популярны были металлические круглые куполки «кубба» из серебра с позолотой и украшение блестками—«пулякчи», представляющими собой мелкие кружочки с отверстием в середине, в которые

К XIX веку исторически сложились три основных вида композиций золотого шитья, известных народным мастерам старшего поколения под названиями: «даукур», «бутадор», «дархам».

«Даукур». Основа декоративного оформления украшаемого предмета — орнаментированная золотошвейная кайма («кур»). Ею обшиваются все края предмета (в одежде — полы, концы рукавов и подол). Все поле свободно от зашива.

Однако в любом случае в мужском или детском халате, в военных мундирах с композицией «даукур» на спине обязательный элемент узора — крупный, чаще всего центричного решения медальон («таук») с растительной стилизацией. В военных мундирах («калючи») в некоторых случаях орнамент в виде кругов («нишон»—знак отличия) располагался в нижних углах передних полок и на груди.

Акцент декора в композиции «даукур» падает на оформление каймы и медальона на спине халата. Кайма многих изделий отличается необычайным богатством и своеобразием орнаментальных форм.

Незашитое основное поле изделия с композицией «даукур» облегчало задачу мастеров, ускоряло выполнение заказов.

«Бутадор» (или «гулдузи»). Отличается зашивом всего центрального поля отдельными кустиками, чаще всего одинаковыми по рисунку узорами, расположенными на некотором расстоянии друг от друга.

«Дархам». Орнамент центрального поля представляет собой непрерывной узор, состоящий из элементов то соприкасающихся друг с другом по вертикали или горизонтали, то образующих сетку.

а) б)

Рис. 1. а) Мужской халат джоми — зардузи — гулдузи в стиле «даукур». Медальон на халате. б) Мужской халат джоми — зардузи — гулдузи в стиле «даукур». Спинка халата.

а) zardo'zlik sakkiz б) zardo'zlik titul on uch

Рис. 2. а) Деталь халата «бутадор». Бархат. Техника «гульдузи». б) Мужской халат джоми — зардузи –гульдузи в стиле «бутадор».

а)zardo'zlik to'rt б)zardo'zlik besh

Рис. 3. а) Деталь халата «дархам». Бархат. Техника «гульдузи» в композиции централього поля и каймы — узор «бодом». б) Мужской халат джоми — зардузи — гульдузи в стиле «дархам». Шелковый бархат.

Композиция орнамента золотого шитья традиционна: орнамент предметов одежды и крупных изделий декоративного характера (предметы убранства верховых коней, занавеси, покрывала) всегда обрамляются каймой, обшиваемой по внешнему краю узорной плетеной тесьмой «зех». Чрезвычайно богато содержание орнаментов золотого шитья. Много в нем мотивов геометрического характера, входящих в группу «заминдузи». Они имеют массу узоров, начиная от прямых и ломаных линий, кончая сложнейшими геометрическими построениями типа «гирих». Еще более богато представлены в орнаментике золотого шитья растительные узоры — листья, цветы, бутоны, кустики, побеги вьющихся растений, деревья, букеты. Они богато насыщают орнамент произведений типа «гулдузи» в композициях «бутадор» и «дархам». По техническим требованиям значительно стилизуются, не утрачивая, однако, пластичность изображения. Зооморфного характера в открытом виде орнаментика золотого шитья не имеет.

Он выступает по принципу показа «части за целое». Только по названиям некоторых геометризированных узоров можно предположить зооморфное происхождение: «чашми булбул» — «глаз соловья», «забони гунджешок» — «язычок воробушка», «морак», «илонча» — «змейка» и другие. В орнаментике есть и образы вещей бытового обихода, и отдельных природных и космогонических представлений: «кубба» — куполок, «китеба» — небольшое настенное панно с надписью, «каъби гул» — ваза для цветов, «кашин» — изразец, «мах» — луна, «ситора» — звезда, «маудж» — волна, «нишон» -круг, знак отличия. И совсем нет в произведениях старых бухарских мастеров сюжетных изображений.

С большим художественным вкусом выполняли в золотом шитье каллиграфические надписи, главным образом религиозного содержания. Их размещали на узорах «китеба» и в кайме отдельных композиций. Золотошвейное искусство Бухары, достигшее блестящего расцвета в руках мастеров — зардузов, занимает по своей художественной выразительности уникальное место в ряду прочих ремесел Бухары. На протяжении ряда столетий мастера выработали неповторимую технику шитья, доведенную до совершенства. Богатство техники давало возможность варьировать сочетания блестящих, как бы кованых, металлических узоров с матовыми, мягко переливающимися золотыми и серебреными поверхностями. С большим колористическим чутьем в золотое шитье вводились шелка ярких расцветок.

С неисчерпаемой фантазией создавались отдельные элементы и композиционные построения орнаментов. Несмотря на широкое использование традиционных мотивов, не менее традиционных композиционных схем, здесь нет застывших трафаретов и шаблонов. Все говорит о напряженном живом творчестве, которое позволило мастерам создать подлинные шедевры искусства, ценным вкладом вошедшие в общую сокровищницу культурного наследия народов Узбекистана.

Прекрасная золотая вышивка мастеров Бухары, демонстрируемая экспозициями многих музеев мира, представляет бесценные шедевры декоративноприкладного искусства узбекского народа.

Литература:

1.      П. А. Гончарова «Золотошвейное искусство Бухары». Ташкент, 1986.

2.      А. И. Сидоренко и др. «Золотошвейное шитьё Бухары» Ташкент, 1981.

3.      Министерство по делам культуры Республики Узбекистан Бухарский Государственный архитектурно — художественный музей заповедник Ташкент, 2004.

4.      Х. И. Исмаилов «Традиционная одежда узбеков» Ташкент, 1978.

5.      Н. Садыкова Музейное дело В Узбекистане. Ташкент: Фан, 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): золотое шитье, Бухара, Мужской халат, композиция, VII, вышивальное искусство, Деталь халата, знак отличия, золотошвейное искусство Бухары, центральное поле.


Похожие статьи

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона

В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции

В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.

Из истории развития прикладных искусств в Хорезме в XIX–XX вв.

В статье представлены основные этапы развития прикладных искусств в Хорезме на примере резьбы по дереву, керамики и ювелирных изделий в начале ХХ века.

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время (1861–1917 гг.)

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг.). Рассмотрены особенности возделывания данной сельскохозяйственной культуры в указанном регионе, а так же её ос...

Восприятие цветообозначений в пословицах и поговорках казахского, татарского, алтайского, русского и английского народов

Данная статья посвящена восприятию цветообозначений в казахских, татарских, алтайских, английских и русских пословицах. В ней сравниваются и анализируются цветообозначения и особенности их восприятия, присущие данным лингвокультурам.

Литий-ионные аккумуляторы

В этой статье представлена история появления и развития литий-ионных аккумуляторов. Детально рассмотрен данный тип аккумуляторов и технические аспекты их функционирования, а также конструкция и принцип работы, разработанных к настоящему времени литий...

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей

Данная статья освещает процесс формирования особенностей геополитического интереса Российской империи к территории Средней Азии, мотивы её колонизации и влияние на культурную жизнь среднеазиатских ханств.

Об инвестиционном и экспортном потенциале текстильной промышленности Узбекистана

Текстильная промышленность Узбекистана имеет многовековые традиции по переработке местного сырья: хлопкового волокна — национального богатства страны, шелка, шерсти и кожи. Через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, и производимые узбекскими ре...

Похожие статьи

Золотошвейные изделия бухарских эмиров

В данной статье рассматриваются этапы развития золотошвейного искусства Бухары в XIX — начале XX вв. Изложены размышления о ценности изделий, выполненных в тот период руками ремесленников; нелёгких условиях, в которых эти работы выполнялись и о том, ...

Золотошвейные узоры, применяемые в тюбетейках Бухарского региона

В статье приводится краткая история ттюбетеек круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, как национальный головной убор Средней Азии, в том числе Бухарского региона. Приведены четыре части тюбетейки, представляющие четыре периода...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная обработка кожи и кожаных изделий в калмыцкой традиции

В данной статье описывается традиционная обработка кожи, а также рассмотрено описание изготовления изделий и сосудов из кожи, которые служат образцом народного декоративно прикладного искусства, которые важны для современной молодежи.

Из истории развития прикладных искусств в Хорезме в XIX–XX вв.

В статье представлены основные этапы развития прикладных искусств в Хорезме на примере резьбы по дереву, керамики и ювелирных изделий в начале ХХ века.

Льноводство на Кубани и Ставрополье в пореформенное время (1861–1917 гг.)

В данной статье представлены этапы развития льноводства Кубани и Ставрополья в период капиталистической модернизации России (1861–1917 гг.). Рассмотрены особенности возделывания данной сельскохозяйственной культуры в указанном регионе, а так же её ос...

Восприятие цветообозначений в пословицах и поговорках казахского, татарского, алтайского, русского и английского народов

Данная статья посвящена восприятию цветообозначений в казахских, татарских, алтайских, английских и русских пословицах. В ней сравниваются и анализируются цветообозначения и особенности их восприятия, присущие данным лингвокультурам.

Литий-ионные аккумуляторы

В этой статье представлена история появления и развития литий-ионных аккумуляторов. Детально рассмотрен данный тип аккумуляторов и технические аспекты их функционирования, а также конструкция и принцип работы, разработанных к настоящему времени литий...

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических интересов Российской империей

Данная статья освещает процесс формирования особенностей геополитического интереса Российской империи к территории Средней Азии, мотивы её колонизации и влияние на культурную жизнь среднеазиатских ханств.

Об инвестиционном и экспортном потенциале текстильной промышленности Узбекистана

Текстильная промышленность Узбекистана имеет многовековые традиции по переработке местного сырья: хлопкового волокна — национального богатства страны, шелка, шерсти и кожи. Через Узбекистан проходил Великий шелковый путь, и производимые узбекскими ре...

Задать вопрос