Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС начального образования. (Работа с системой мониторинга PROCLASS.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Мусатова, М. А. Информационно-образовательная среда как средство реализации ФГОС начального образования. (Работа с системой мониторинга PROCLASS.) / М. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 836-839. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11426/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современный человек сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению. Очень важно научить его общим, универсальным способам деятельности.

Для того чтобы подготовить такого человека, необходима другая образовательная среда, которая позволит обеспечить

Ученику:

-        повышение мотивации обучения и его качества;

-        расширенные ресурсы для обучения;

-        компетентность в области информационных, компьютерных и цифровых технологий;

-        доступность профильного и дополнительного образования;

-        ресурсы и навыки самообразования.

Учителю:

-        возможность освоения нового оборудования и его эффективного применения в УВП;

-        возможность освоения и внедрения в учебный процесс цифровых технологий;

-        трансформацию обучения для повышения активности и самостоятельности учеников.

Целью формирования современной информационно — образовательной среды становится оптимизация образовательного процесса и повышение качества образования.

Педагогическая диагностика является неотъемлемым компонентом педагогической деятельности. Осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов. Усвоение обучающимися учебного материала непосредственно зависит от уровня их познавательного и личностного развития, а также определяется мерой сформированности умственной деятельности учащихся. Результаты обучения зависят также и от квалифицированности педагога, поэтому метод педагогической диагностики «проверяет» не только учащихся, но и учителей.

Формы контроля зависят от специфики организационной формы работы. Формы контроля продумываются педагогом применительно к какой-либо теме или всему курсу, или выборочно.

Необходимо учитывать временной фактор, установленный для «конкретной» проверки знаний. В связи с этим выбирают подходящую форму контроля. Также учитывается уровень подготовленности учащихся, как усвоен материал (всеми учениками, или только сильными и т. п.).

Тестовый контроль является новым методом проверки результатов обучения. Его первые образцы появились в начале XX в. и стали популярными во многих странах. Наибольшую популярность тестовый контроль получил в США, где во многие высшие учебные заведения можно поступить только после сдачи тестов. В России этот вид контроля знаний появился недавно в виде единого государственного экзамена (ЕГЭ). По результатам такого экзамена учащиеся средних учебных заведений могут сдать выпускные экзамены, а также поступить в любой вуз страны, в котором результаты тестирования считаются действительными.

Сам по себе тест представляет набор стандартных заданий по определенному материалу, который устанавливает степень усвоения его учащимися.

Есть несколько вариантов тестов. В школьной практике чаще всего используют такой вид теста, задание которого требует ответ на вопрос. Ответ выбирают из нескольких предложенных вариантов, которых обычно бывает от 3 до 6.

Выделяют четыре типа тестов.

1.      Тесты, помогающие проверить умения учащихся решать новые проблемы на основании изученного материала.

2.      Тесты, позволяющие выполнять мыслительные операции, основанные на ранее полученных знаниях.

3.      Тесты, проверяющие знания тех сведений, которые необходимо запомнить и воспроизвести.

4.      Тесты, позволяющие давать учащемуся критическую оценку изученного, на основе которой проверяющий определяет владение учащегося знаниями.

Для обработки результатов теста разработано несколько методик, по самой распространенной каждому ответу присваивается определенный бал. К обработке результатов тестов применяются два подхода: ориентированный на норму и ориентированный на критерий. При первом подходе результаты теста сравниваются со средним результатом по какой-либо группе.

Суть второго подхода состоит в том, что индивидуальные результаты сопоставляются с заранее приготовленным критерием. Большое внимание уделяется разработке таких критериев, так как она требует анализа учебного материала и определяет, что и в каком объеме должны знать учащиеся после прохождения определенного курса.

Система контроля и мониторинга качества знаний позволяет анализировать уровень восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися при индивидуальной и групповой работе, проводить промежуточные и итоговые контрольные работы. После каждого блока изложенного учебного материала обучающиеся, отвечая на вопросы при помощи пультов, могут продемонстрировать свои знания и умения.

Программное обеспечение «Системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass» содержит наборы готовых тестов, составленных в соответствии с УМК «Школа России», но их легко адаптировать к тому УМК, по которому работает учитель.

Так как я работаю по УМК «Планета знаний», то возникла необходимость в создании тестов, адаптированных к этой системе. Составление тестов не вызывает больших трудностей, зато я имею возможность в использовании того материала, который более востребован на уроках, проводимых в требуемом УМК.

Таким образом, PROClass — это современное средство для оперативной проверки и оценки знаний обучающихся, позволяющее педагогу:

-        создавать собственные тесты;

-        быстро и эффективно проводить текущий, тематический и итоговый контроль знаний, не нарушая целостности образовательного процесса;

-        в удобной форме осуществлять контроль присутствия обучающихся;

-        сохранять в памяти компьютера Базу данных, наполняя портфолио учебных достижений ученика;

-        проводить мониторинг качества знаний обучающегося в течение всего периода обучения.

Рассмотрим порядок работы с системой контроля и мониторинга качества знаний PROClass. В аудитории, где проводятся занятия, необходимо наличие одного компьютера (для учителя) и проектора. К компьютеру подключается приемник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программное обеспечение, которое содержит данные обо всех учащихся класса. Учащимся раздаются беспроводные пульты с индивидуальными чипами для ответов на вопросы педагога.

В ходе занятия я задаю вопросы, которые отображаются на экране при помощи мультимедийного проектора, предлагаю варианты ответов, а учащиеся выбирают и отвечают простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени в виде диаграмм. Тест должен содержать 10 вопросов.

По окончании занятия PROClass автоматически создает подробный отчет для учителя — полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока.

Результаты тестов по всем предметам наполняют портфолио учебных достижений ученика. По итогам одного теста, изученной учебной темы, итогам учебной четверти и года, всего периода обучения можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся.

Использовать систему PROClass возможно и во внеурочной деятельности.

Успешные результаты использования системы, выражаются в характере проводимых занятий, а также в общей атмосфере в классе во время проведения урока с помощью системы PROClass. Дети с удовольствием выполняют задания, тогда как раньше многие перед контрольной работой или тестом переживали и волновались.

Задача учителя, реализующего ФГОС, — найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что диктует многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий.

Дополнительная информация.

Когда программное обеспечение будет установлено на компьютер, необходимо подробно ознакомиться с руководством по использованию, создать при помощи табличного редактора Excel Единую базу классов или групп, которые будут участвовать в тестировании, и тогда пользоваться этим оборудованием сможет любой учитель, чей класс занесен в общую базу.

Предлагаемые мною тесты тесно связаны с материалами учебника М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика. 4 класс». Сроки проведения и содержание проверочных работ соответствуют урокам закрепления и повторения материала (в учебнике это рубрики «Проверяем, чему мы научились» и «Математический тренажер»).

Основная часть теста включает задания, нацеленные на проверку основных знаний и умений по математике, и оценивается отдельно.

Материал предназначен для организации текущего контроля в 4 классе при работе по учебнику М. И. Башмакова, М. Г. Нефёдовой «Математика. 4 класс», он дополняет комплект по математике для 4 класса, включающий учебник (в 2-х частях), рабочие тетради, методическое пособие, а также пособие «Контрольные и диагностические работы», содержащие четвертные контрольные работы и итоговую.

Материалы тестов нацелены на проверку предметных и метапредметных результатов обучения по математике.

Литература:

1.      http://elearn.irro.ru/upload/files/personal-folders/5/lekciya_5.1.pdf

2.      Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.Методическое пособие. Год издания:2011. Производитель: Active Education®

Основные термины (генерируются автоматически): тест, мониторинг качества знаний, средство обучения, учащийся, мультимедийный проектор, образовательная среда, образовательный процесс, педагогическая диагностика, программное обеспечение, тестовый контроль.


Похожие статьи

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Похожие статьи

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Модульная технология обучения как средство повышения эффективности подготовки специалистов ИКТ

Дистанционные формы работы в начальной школе в условиях реализации стандартов второго поколения

Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения в системе профессионального образования

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Модель практико-ориентированного обучения в системе повышения квалификации среднего медицинского персонала

Задать вопрос