Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса
Автор: Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2015
Статья просмотрена: 4095 раз
Библиографическое описание:
Паршутина, С. В. Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 116-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8404/ (дата обращения: 03.12.2024).
Методическая деятельность образовательного учреждения — это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге — на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. В настоящее время многие методисты работают по проблеме изучения положительного опыта инклюзивной практики педагогов общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется изучению методик и технологий инклюзивного образования. Чтобы поддержать педагогов, работающих с самой сложной категорией — детьми с ограниченными возможностями здоровья, методическая служба ставит перед собой ряд задач:
- оказывать методическую помощь педагогам по сопровождению образовательно-воспитательного процесса;
- знакомить педагогов с новой методической литературой, программами, методиками и технологиями, помогать приобретать новые знания, квалификацию как самостоятельно, так и в условиях организованного обучения, вырабатывать профессиональную позицию на основе передовых достижений педагогической науки и практики;
- создавать условия для профессионального роста (готовности к инновациям, индивидуальному стилю деятельности и авторству, обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта).
Большое внимание уделяется разработке и реализации программы инклюзивного обучения. В программе отображается актуальность, ставятся определённые цели и задачи, намечается план занятий, мероприятий, способствующих включению детей с ограниченными возможностями здоровья в активную совместную деятельность. Программа деятельности учреждения или в частности педагога представляет собой целую стратегию, направленную на создание инклюзивной культуры, разработку инклюзивной политики «всегда вместе», развитие инклюзивной практики, системный подход, создание адаптивной среды, комплекса мероприятий с использованием различного игрового, спортивного, реабилитационного оборудования и тренажёров, мониторинг опыта инклюзивного образования и его анализ. Любая программа должна опираться на имеющиеся возможности учреждения, ресурсы, кадровый потенциал, материально-технической обеспечение, на позитивный настрой всех участников данного проекта. В учреждениях дополнительного образования имеются большие возможности к реализации разнообразных проектов для комплексного решения проблем в области инклюзивного обучения, активно используются разнообразные формы коррекционно-оздоровительной работы, игровые технологии. Система дополнительного образования детей наиболее подходит для реализации инклюзивного образования, так как:
- в большинстве учреждений дополнительного образования нет жёстких рамок в выборе и реализации технологий, методик, программ;
- создана хорошо подготовленная развивающая оздоровительная среда;
- не так критичны различия в когнитивном развитии детей с нормативным и отклоняющимся развитием;
- для детей с разными стартовыми возможностями успешно используются игровые подходы, которые способствуют развитию;
- дети младшего возраста (а их как правило большинство) хорошо копируют толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья;
- большая часть мероприятий (воспитательных, досуговых) позволяет воспитывать в детях положительные качества личности, милосердие, терпимость, доброжелательность.
В нашем Доме детского творчества реализуется несколько программ инклюзивного образования «Стирая грани» (оздоровительная работа), «Дети разные важны» (духовно-нравственное воспитание), разнообразные досуговые программы. Для воспитанников создаются специальные условия для совместной деятельности, оформляются кабинеты для занятий, общения, коррекционной работы, приобретается специальное оборудование, тренажёры. Для детей и родителей проводятся традиционные досуговые и воспитательные мероприятия, уроки настроения, доброты, милосердия, воспитательные беседы по темам: «Давайте жить дружно», «Почта доверия», «Сможем вместе», «Поговорим о толерантности» и т. д. К сотрудничеству приглашаются педагоги-психологи, социальные и медицинские работники, сотрудники учреждений культуры. Кроме того, активно реализуется программа деятельности отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на социальную адаптацию детей с особыми потребностями, предоставление возможности освоить профессиональные навыки разнообразных видов деятельности, расширить свой кругозор, удовлетворить познавательную активность. Учреждение дополнительного образования может более полноценно предоставить спектр педагогических услуг в решении проблемы инклюзивного творческого общения, по сравнению с общеобразовательной школой. Есть возможность оформить учебные кабинеты «по-домашнему», создать комфортные условия, в которых дети чувствуют себя уютно, расположены к общению, доверительному отношению. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и развитию.
На сегодняшний день предъявляются определённые требования к профессиональной компетенции педагогов, осуществляющих образовательно-воспитательную деятельность с детьми в рамках инклюзивного обучения. Педагоги должны комплексно и творчески подходить к данной проблеме, решать профессиональные задачи, эффективно применять действенные методики, технологии, анализировать положительный опыт, корректировать программу в соответствии с проблематикой. Помочь педагогу в разработке программы и организации инновационной деятельности призвана методическая служба образовательного учреждения. С этой целью проводятся обучающие семинары, методические объединения, мастер-классы, практические занятия по изучению положительного опыта педагогов Российской Федерации, педагогов «старожилов» учреждения, педагогов-наставников образовательных школ, зарубежный опыт коллег. Педагогический коллектив Дома детского творчества постоянно ведёт поиск оптимальных условий, средств и выбора технологий, направленных на достижение целей и задач инклюзивного обучения детей с особыми потребностями. За многие годы работы, педагогический коллектив, выработал для себя определённую стратегию, традиции, которые имеют положительный успех в процессе интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и детьми без особенностей развития. Инклюзивное обучение носит универсальный характер. Дети занимаются в группах, индивидуально, дистанционно, обучаются на дому, а также на базе учреждения. Формы и методики организации обучения зависят от особенностей контингента детей, индивидуальных возможностей, творческих способностей, интересов, запросов и потребностей всех участников образовательного процесса. Основная задача инклюзивного образования заключается в предоставлении возможности детям с ограниченными возможностями здоровья быть вовлечёнными в общий образовательно-воспитательный процесс, что позволяет воспитанникам получить образование, определённые знания и навыки, стать равноправным членом общества. Учитывается и социальный заказ родителей, которые являются первыми помощниками педагогов. Совместными усилиями создаются определённые условия для развития личности ребёнка, а также необходимая адаптивная среда в учреждении, укрепляется материально-техническая база, применяются интерактивные технологии, которые позволяют усовершенствовать контакт детей со сверстниками и со взрослыми. Наиболее эффективными технологиями инклюзивного образования в Доме детского творчества г.Тулы являются: игровые, оздоровительные, досуговые. Использование арт-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и других нетрадиционных методик. Данные технологии являются сопутствующими к основному образовательному процессу. Методики преподавания учитывают специфику детского контингента, особое внимание уделяется детям с особенностями развития. Все силы педагогов направлены на достижение цели — помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя уверенным, полноценным членом общества, нужным человеком, помочь преодолеть трудности, укрепить свою самооценку, поверить в свои способности, настроиться позитивно в жизни.
Использование разнообразных технологий инклюзивного обучения позволяет педагогам стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно подойти к организации обучения и воспитания, в оздоровительно-развивающую работу внести элементы творчества, дидактические игры, сюрпризный момент, настраивающий ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать себя сильным и уверенным. Каждая технологии реализуется в рамках программы педагогов. Особое внимание уделяется выполнению и реализации дополнительных образовательных программ, отслеживанию результативности обучения, формированию знаний, умений, навыков, творческому портфолио воспитанников, мотивации их к сотрудничеству, участию в различных конкурсах и проектах. Анализируя программы по направленности, можно отметить, что приоритетными являются художественно-эстетические (65 %) и социально-педагогические (15 %). Это связано с социальным заказом и педагогическими возможностями учреждения. Отслеживание результативности образовательных программ входит в общую систему мониторинга учреждения. Диагностика результативности выполнения образовательных программ проходит в несколько этапов: в начале учебного год — входной контроль (определение начальных знаний, уровень творческого потенциала), в середине учебного года — рубежный контроль (в форме тестов, контрольно-проверочных заданий) на степень освоения ребёнком знаний, умений, навыков, в конце учебного года- итоговый контроль. В процессе совместной деятельности с учащимися, педагоги уделяют большое внимание коррекционно-развивающей работе. Занятия включат различные упражнения на развитие мелкой моторики рук с использованием специального оздоровительного и реабилитационного оборудования, упражнение на развитие интеллектуальных способностей, воображения и творчества.
Методическая работа не только предполагает анализ и обобщение современных форм и методов образовательного и воспитательного процесса, внедрение передового опыта в практическую деятельность, обучение и знакомство с наиболее эффективными методиками, технологиями, но и заключается в практической деятельности по оснащению, оформлению, пополнению методической базы дидактическими материалами, сборниками, творческими рефератами, тематическими выставками, методическими разработками и рекомендациями. Большое внимание уделяется выпуску методической продукции — сборников методических рекомендаций. Довольно активно востребован опыт педагогов по темам:
- «Помощь ребенку с нарушениями развития»;
- «Методика обучения детей-инвалидов на дому»;
- «Обучение детей с ДЦП»;
- «Как сделать уверенным своего ребенка»;
- «Обучение и воспитание учащихся с отклонениями в развитии»
Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривают специальную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых является контроль за развитием ребёнка, успешность его обучения и воспитания, оказание помощи в решении проблем социализации и адаптации в коллективе со здоровыми сверстниками. Поэтому для успешного сотрудничества необходимо учитывать профессиональную поддержку психологической службы, специалистов (логопедов, дефектологов, медицинских работников). Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможность посещать образовательные учреждения, должны быть предложены другие варианты обучения (обучение на дому, дистанционное обучение). В Доме детского творчества данное обучение пользуется спросом. Это помогает детям более быстро освоить материал, получить дополнительные консультации для самостоятельной деятельности, «догнать» по уровню знаний своих сверстников. В этом направлении помогают и индивидуальные занятия, которые предусматривает любая образовательная программа. Разноплановые действия педагогов, методистов, сопровождающих образовательно-воспитательный процесс, направлены на реализацию основных принципов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: — учёт индивидуальных возможностей воспитанников при составлении индивидуального учебно-тематического плана дополнительной образовательной программы;
- социальная адаптация и реабилитация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и вне его;
- психолого-педагогическая поддержка детей с проблемами в развитии;
- содействие педагогов в процессе социализации личности ребёнка с ОВЗ;
- оформление творческого портфолио воспитанника;
- повышение профессиональной компетенции педагогов в области инклюзивного обучения;
- создание адаптивной оздоровительной среды;
- формирование позитивного настроя всех партнёров — участников инклюзивного образования;
- пополнение методического «банка» положительного педагогического опыта, анализ работы, проблем, определение путей преодоления трудностей к достижению общей цели;
- ориентация воспитательного пространства учреждения на развитие и формирование толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Таким образом, учитывая основные принципы инклюзивного образования, педагогический коллектив старается, чтобы Дом творчества стал Домом здоровья и радости.
Литература:
1. Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. /С. В. Алёхина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова. Психологическая наука и образование.-2011.-1.С.83–92.Библиогр.с91-ISSN 1814–2052.
2. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья /Б. Н. Бубеева-(Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник БГУ. — 2010. — Вып. 1. -С. 221–225. — Библиогр.: с. 225 (10 назв.). — ISSN 1994–0866