Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 26.05.2014

Статья просмотрена: 4060 раз

Библиографическое описание:

Рогалева, Р. Р. Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий / Р. Р. Рогалева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11216/ (дата обращения: 24.11.2024).

В статье рассматриваются особенности и возможности проектирования урока, в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются цели, задачи, типы и этапы урока, направленного на формирование универсальных учебных действий (УУД).

Ключевые слова: универсальные учебные действия, деятельностный подход, проектирование урока, Федеральный государственный образовательный стандарт.

The article discusses the features and capabilities of designing a lesson, in the light of the new federal state educational standards. Stand the goals, objectives, types and stages of the lesson, aimed at the formation of universal educational action (UEA).

Keywords: universal curricular activities, activity-based approach, designing lesson stages, Federal State Educational Standard.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт, в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика образовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности.

Особенность ФГОС — деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Неотъемлемой и важнейшей частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А. Г. Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими обстоятельствами:

-          информатика — активно развивающийся учебный предмет, который реализует многие современные образовательные тенденции;

-          характерные для учебного предмета информатики виды деятельности такие как, например, моделирование, естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;

-          в последние годы в информатике интенсивно развивается идея метапредметности, которая во многом соотносится с концепцией универсальных учебных действий;

-          информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

1.   наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера для каждого ученика, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

2.   компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

3.   ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места (особые условия для развития коммуникативных компетентностей);

4.   именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

5.   предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся: изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие, из предложенных в учебнике, задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

В проектировании урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий необходимо учитывать особенность системно-деятельностного подхода — взаимосвязь всех структурных компонентов урока: целей и задач, этапы проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.

Системообразующим компонентом является цель урока. При этом надо иметь в виду не только тактические, но и стратегические цели, которые ставятся в начале изучения курса, больших разделов и тем, создавать условия для понимания иерархичности целей, их взаимосвязи. В цели обозначается личностный, метапредметный и предметный планируемый результат, который должен быть реализован в итоге урока. «Цель должна отражать конечный результат, выраженный в действиях учащихся» [2].

Выделяют три уровня описания планируемых результатов, заданных в виде целей:

1)        Цели-ориентиры. Это общие цели образования, такие как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, развитие познавательных потребностей. В Стандарте эти цели заданы в виде требований к личностным результатам. Поскольку достижение этих целей — дело не одного урока, то и пытаться как-то сформулировать эти цели при составлении плана конкретного урока не обязательно.

2)        Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Эта группа целей приводится в блоке Стандарта «Выпускник научится».

Планируемые результаты включают умения («ученик научится»), но не знания, как было раньше. Каждый современный урок в качестве целей должен включать формирование тех или иных умений. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.

Кроме предметных, в цели урока должны включаться универсальные учебные действия. Над всеми УУД на одном уроке невозможно работать. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных универсальных учебных действий. Необходима определенная выборка, критериями отбора к которой может быть содержание урока.

3)                 Возможно и определение целей, касающихся изучения более сложного материала, чем тот, что задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах эти цели приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться». Эти цели отрабатываются не со всеми учениками и требуют реализации индивидуального подхода.

Итак, главный вывод — цели должны отражать заданные в Приложении к Стандарту планируемые результаты. При этом предполагается, что цели уроков в комплексе должны охватить все планируемые результаты.

Формулировка задач важна только к ведущей цели урока, что обеспечивает его технологичность, способствует адекватному подбору содержания, методов и форм организации учебной деятельности. Цели и задачи формулируются конкретно, так чтобы они были однозначно понимаемы [3]. Задачи урока должны быть сформулированы для школьников: учиться, а не научить, сформировать, т.д.

Грамотно сформулированные задачи определяют этапы урока, его логику, отражают развивающие аспекты деятельности. Задачи урока формулируются по отношению к его ведущей цели как конкретные действия учащихся, которые необходимы для её достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в цели учебного занятия. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся.

Исходя из целей и задач определяется тип и этапы урока. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределяются на четыре группы:

1.      Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока:

-       этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

-       этап актуализации и пробного учебного действия;

-       этап выявления места и причины затруднения;

-       этап построения проекта выхода из затруднения;

-       этап реализации построенного проекта;

-       этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

-       этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

-       этап включения в систему знаний и повторения;

-       этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

2.      Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т. д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.

Структура урока:

-       этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

-       этап актуализации и пробного учебного действия;

-       этап локализации индивидуальных затруднений;

-       этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

-       этап реализации построенного проекта;

-       этап обобщения затруднений во внешней речи;

-       этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

-       этап включения в систему знаний и повторения;

-       этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

3.      Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Структура урока:

-          эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

4.      Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока:

-          написание учащимися варианта контрольной работы;

-          сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

-          оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. [4]

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма — характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1.   фронтальная — предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;

2.   индивидуальная — предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;

3.   групповая — учащиеся работают в группах из 3–6 человек или в парах. hgk

Метод — способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1.   методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения;

2.   методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.;

3.   методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения — учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. В учебнике, прошедшем экспертизу на соответствие требованиям ФГОС, и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Проанализировав авторские материалы, по которым организуется учебная деятельность учащихся на уроке можно самостоятельно составить таблицу с типовыми заданиямисуказанием планируемых результатов к каждому виду УУД.

Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки, проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусств.

По образному выражению Н. М. Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Литература:

1.   Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] // Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243

2.   Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Народное образование, 1998.

3.   Кокарева, З. А. Технологический подход к анализу современного урока: учеб.метод. пос./ З. А. Кокарева. — Вологда: ВИРО, 2003.

4.   Петерсон Л. Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000»... / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2011. — № 3. — С. 17–23.

5.   Поташник, М. М. Требования к современному уроку: метод. пос. / М. М. Поташник. — М., 2008.

6.   Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

7.   Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — Библиогр.: с. 155–158. — ISBN 978–5-09–020588–7.

Основные термины (генерируются автоматически): урок, действие, структура урока, учебная деятельность, задача, самостоятельная работа, учащийся, Федеральный государственный образовательный стандарт, формирование способности учащихся, этап урока.


Похожие статьи

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего шко...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Похожие статьи

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

В статье раскрыто понятия «универсальные учебные действия», перечислены компоненты регулятивных универсальных учебных действий. Представлены результаты исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьни...

Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Условия для формирования автономности личности школьников, как основной категории при реализации стандартов ФГОС ООО

В соответствии с программой федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) приоритетным для учителя становится формирование в личности обучающегося универсальных учебных действий. Обобщенных действий, п...

Особенности подготовки электронного учебника с учетом специфики модели инклюзивного образования

В статье указаны основные принципы, на основе которых следует разрабатывать, внедрять в образовательный процесс и использовать электронные учебники для лиц с ограниченными возможностями в рамках реализации инклюзивной модели. Указаны основные элемент...

Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников

Предложенная статья поднимает одну из важнейших в современном образовании проблем — проблему формирования универсальных учебных действий. На основе анализа литературы автор обосновывает значимость регулятивных УУД в формировании личности младшего шко...

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Задать вопрос