Для надежного функционирования любого предприятия с минимальными затратами в условиях рыночных отношений необходимо уменьшить риски и создать максимально благоприятные условия для его деятельности. Это актуально, в том числе и для транспортных предприятий, ведь любая деловая активность на транспорте связана с риском.
В первую очередь это касается предприятий, активно занимающихся международными, а в особенности мультимодальными перевозками. Мультимодальная перевозка является международной и представляет собой комплексный процесс, включающий в себя не только перевозку груза разными видами транспорта (в несколько этапов), но и оказание иных услуг, связанных с такой перевозкой, в частности, сюда можно отнести услуги по экспедированию, хранению и перевалке груза. При этом перевозчик, организующий всю перевозку груза («от двери до двери»), принимает на себя ответственность за всю перевозку груза в целом, а значит и за все риски с ней связанные.
Стоит отметить, что эффективность разработки, принятия и реализации управленческих решений, связанных с уменьшением риска при организации мультимодальных перевозок, в какой-то мере определяется правильной классификацией рисков. Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз необходимо произвести классификацию рисков в соответствии с источниками их возникновения. Формирование конкретных групп рисков по конкретным критериям дает возможность определить место каждого из них в общей системе.
К настоящему времени еще не разработано общепринятой и вместе с тем исчерпывающей классификации рисков. Это связано, прежде всего, с тем, что в реальной практике существует огромное число различных проявлений риска, при этом иногда одни и те же виды риска могут обозначаться разными терминами, а иногда некоторые виды риска практически невозможно разграничить.
Тем не менее при проведении детального анализа возможна классификация рисков по следующим основным признакам. (Табл.1)
Таблица 1
Группировка рисков
Признак классификации |
Характеристика риска |
1. По видам(В зависимости от причины возникновения) |
1. Производственные 2. Коммерческие 3. Финансовые 4. Политические(общегосударственные) 5. Природно-экологические 6. Прочие риски |
2. По методам исследования |
1. Простой 2. Комплексный |
3. По источникам возникновения |
1. Внешний (систематический) 2. Внутренний (несистематический) |
4. По финансовым последствиям |
1. Риск экономических потерь 2. Риск упущенной выгоды 3. Общий риск экономических потерь и упущенной выгоды |
5. По характеру проявления во времени |
1. Постоянный 2. Временный |
6. По уровню потерь |
1. Допустимый 2. Критический 3. Катастрофический |
7. По возможности предвидения |
1. Прогнозируемый 2. Не прогнозируемый |
8. По возможностям страхования |
1. Страхуемый 2. Нестрахуемый |
Чаще всего в практике анализа выделяют следующие виды предпринимательского риска:
- производственные риски, обусловленные чисто производственными факторами (брак в производстве, невыполнение производственной программы, аварии и т. п.). Причины возникновения производственного риска — возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др;
- коммерческие риски, связанные с вероятностью потерь денежных сумм или их недополучением. В практике анализа под коммерческими рисками понимают риски, обусловленные неопределенностью спроса (непродажа товара или упущенная выгода от отсутствия товара при наличии спроса на него).
- Финансовый риск обусловлен соотношением собственных и заемных средств (повышение издержек по обслуживанию капитала, потеря денежных средств). Причины финансового риска — высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов, одновременное размещение больших средств в одном проекте. Финансовый риск связан с уровнем ожидаемой доходности, так как доходность имеет денежную форму выражения.
Исходя из классификации факторов, определяющих финансовые риски, принято выделять систематический и несистематический (специальные) риски. Систематический риск обусловлен действием многообразных, общих для всех хозяйствующих субъектов, факторов, таких, как: снижение деловой активности в национальной экономике, регионе, отрасли деятельности; инфляция, сопровождающаяся неуклонным ростом цен и снижением покупательной способности денег; изменение банковских процентов, налоговых и таможенных ставок; введение квот и ограничений на хозяйственные операции и т. п.
Несистематический риск обусловлен действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта. К ним относятся: потеря рынков сбыта товаров, продукции (работ, услуг) вследствие ухудшения их качества, неэффективной ценовой политики, низкого уровня маркетингового анализа; снижение ликвидности активов и баланса, рост дебиторской задолженности, иммобилизации оборотных средств и др.
В зависимости от возможного экономического результата выделяют чистые и спекулятивные риски. Чистые риски отражают возможность получения отрицательного или нулевого результата. Спекулятивные риски означают возможность получения как положительного, так и отрицательного эффекта. К ним относятся природно-естественные, экологические, политические, транспортные и часть коммерческих рисков (имущественные, производственные, торговые)
Как отмечалось ранее, оператор мультимодальной перевозки несет ответственность перед своим клиентом за сохранность груза на всем пути следования. Соответственно, основной риск оператора мультимодальной перевозки — риск невыполнения обязательств, связанных с сохранностью груза.
Под несохранностью имеется в виду утрата, недостача, повреждение или порча груза. Под утратой понимается невозможность его выдачи получателю в течение установленных сроков. Недостача груза предполагает частичную утрату груза. Под порчей груза понимается изменение его качества вследствие изменения химических свойств. Повреждение — изменение физических свойств груза.
Таким образом, наиболее актуальным представляется произвести классификацию рисков по природе ущерба, который не позволяет оператору мультимодальной перевозки выполнить свои обязательства перед клиентом. (Табл.2)
Таблица 2
Классификация рисков по природе ущерба, который несет оператор мультимодальной перевозки
Природно-экологические риски |
климатические и биологические воздействия на груз; стихийные бедствия; плохие погодные условия |
Технические риски |
механические воздействия на груз; состояние транспортных путей; поломка транспортных и иных технических средств; износ оборудования; компьютерные сбои; сбои в сетях связи; пожар на транспорте и в местах хранения грузов |
Политические риски |
возможность закрытия границы; военные действия, массовые беспорядки; национализация, конфискация; законодательные ограничения |
Коммерческие риски |
неустойчивость спроса; снижение цен конкурентами; изменение цен на услугу после заключения контракта; отказ заказчика от оплаты перевозки; невыполнение условий договора перевозки; конфликт с заказчиками, перевозчиками; нарушение обязательств контрагентами |
Финансовые риски |
валютные риски; кредитные риски; инфляционные риски |
Социальные риски |
кражи, грабежи, поджоги и иные злоумышленные действия; конфликт между сотрудниками; угрозы забастовок |
Но независимо от причин возникновения экономического риска на любом этапе перевозки абсолютно естественным является желание оператора мультимодальной перевозки уменьшить возможные потери, связанные с реализацией данного риска. Это осуществляется путем принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском, называемое также в контексте бизнеса риск- менеджментом.
Литература:
1. Бурлачков В. К. и др.. «Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике». Изд. дом «АТИСО». — 639 с., 2009
2. Селезнева Н. Н., Ионова АФ.. «Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов».— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. — 639 с., 2006 -
3. Е. Н. Станиславчик «Основы финансового менеджмента» (М.,2001 г.)