Предпринимательский потенциал в развитии нефтехимических производств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 25.05.2014

Статья просмотрена: 461 раз

Библиографическое описание:

Старков, В. Г. Предпринимательский потенциал в развитии нефтехимических производств / В. Г. Старков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 598-602. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11152/ (дата обращения: 16.12.2024).

Встатье рассматривается перспективность развития нефтехимического производства на основе реализации его предпринимательского потенциала. Представлена структура потенциала в нефтехимических производствах.

Ключевые слова: нефтехимия; предпринимательский потенциал; рынок химической и нефтехимической продукции.

Вследствие значительной степени интеграции российской экономики с мировой в целом, и нефтехимического комплекса, в частности, ситуация и тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции оказывают существенное влияние на состояние и перспективы развития нефтехимических производств в России.

В последние годы мировой рынок химической и нефтехимической продукции претерпевает значительные структурные изменения [2, с. 25]:

-          в нефтехимический бизнес вошли крупнейшие транснациональные нефтяные компании (такие как ExxonMobil, Shell, BritishPetroleum, Total), которые благодаря своим конкурентным преимуществам по сырьевым и энергетическим показателям заняли прочное, а по некоторым продуктам (этилену, полиэтилену, бензолу и т. д.) даже лидирующее положение;

-          на рынки химической и нефтехимической продукции вышли компании развивающихся стран (Саудовской Аравии, Мексики, Кореи и др.), конкурентоспособность которых часто связана с поддержкой государства;

-          по объему произведенной продукции на третье место в мире (после США и Японии) вышла химическая промышленность Китая, где начинают формироваться новые центры производства и торговли продуктами нефтехимии.

Происходящие в настоящее время структурные изменения на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, появление новых сильных игроков на традиционных рынках сбыта российской продукции усложняют позиции российских компаний в борьбе за рынки сбыта. Основными конкурентами российских экспортеров азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола, моноэтиленгликоля и др. в ближайшее время станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки (Саудовской Аравии, Катара, Омана, Египта), где цены на природный газ ниже, чем в России [1,3 с. 121].

В Китае интенсивно развивается собственное производство химической и нефтехимической продукции (азотных удобрений, фосфорных удобрений, ПВХ и др.), ранее закупаемой в России [4,с. 83].

Доля российских товаров в общемировом экспорте химической и нефтехимической промышленности крайне низка (не более 0,6 %), но на отдельных товарных рынках Россия занимает существенное или даже доминирующее положение: в 2013 г. на рынке синтетических каучуков доля российской продукции составила 10 % (рисунок 1).

Рис. 1. Мировое производство продуктов нефтехимии в 2013г. % [6]

За период 2006–2013 гг. экспорт химической и нефтехимической продукции в России возрос более чем в 2,5 раза (рис. 2), что связано в значительной степени с ростом мировых цен на химикаты. В 2007–2011 гг. темпы роста экспорта химической и нефтехимической продукции опережали темпы роста импорта. Однако начиная с 2012 г. темпы роста импорта стали почти вдвое превышать соответствующий показатель по экспорту вследствие роста спроса на химическую и нефтехимическую продукцию со стороны потребляющих секторов экономики страны и недостаточного ассортимента продукции российского химического комплекса (особенно в области малотоннажной химии). Несмотря на это, баланс внешнеторгового оборота продукции химического комплекса на протяжении более 15 лет остается положительным.

Рис. 2. Динамика экспорта и импорта химической и нефтехимической продукции [2]

Динамика потребления нефтехимических производств на российском рынке согласно прогнозу до 2015 года по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов нефтехимических производств и производства резиновых и пластмассовых изделий, показывают более чем благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию нефтехимического комплекса со стороны промышленного производства, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей–потребителей продукции. При этом следует отметить, что в целом более половины товарооборота нефтехимической продукции происходит внутри самого нефтехимического комплекса. По отдельным товарным группам «внутреннее» потребление превышает 90 % (полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, синтетические каучуки).

Таким образом, в условиях складывающейся положительной производственной конъектуры, роста внутреннего потребления, улучшения финансового положения нефтехимических производств в последние годы наметилась тенденция к развитию как самого потенциала так и инвестиционных процессов в нефтехимическом комплексе.

На сегодняшний день в научной литературе нет единой точки зрения на сущность потенциала нефтехимических производств. Существуют несколько подходов к его пониманию: ресурсный, экономический, производственный [5, 133].

Ресурсный подход определяет потенциал нефтехимических предприятий как совокупность факторов производства. Экономический рассматривает потенциал как совокупность факторов производства с точки зрения эффективности их использования. Согласно производственному подходу, потенциал предприятия отождествляется с производственной мощностью. В отечественной литературе многие ученые разделяют понятие потенциала на две взаимосвязанные категории — производственный и экономический потенциалы, хотя в некоторых работах эти категории отождествляются.

В содержании указанных подходов, по нашему мнению, не учитываются косвенные факторы и факторы внешней среды предпринимательства, влияющие на потенциал нефтехимических производств. К ним следует отнести влияние рыночной конъюнктуры, правового окружения, инициативности предпринимателей, особенности нефтехимии и т. д.

Таким образом, можно отметить, что потенциал предпринимательства в нефтехимии– это совокупность факторов, включая способность и готовность предпринимателя идти на риск, а также состояние конъюнктуры рынка, соответствующей тенденциям развития нефтехимии, позволяющие повысить эффективность и комплексность использования сырья, оптимизировать структуру отрасли, товарный ассортимент, обеспечить ее долговременную конкурентоспособность, что способствует созданию дополнительных рабочих мест и пополнению бюджетов всех уровней дополнительными налоговыми поступлениями.

Исходя из данного определения потенциал предпринимательства в нефтехимических производствах является многофакторной и многокритериальной системой, дать которой однозначную количественную оценку весьма проблематично. Многие критерии и факторы носят качественный характер, существует иерархичность оценок, характеризующих потенциал, ибо каждый критерий верхнего уровня основан на агрегировании частных критериев нижнего уровня.

Как экономика в целом, потенциал предпринимательства в нефтехимических производствах является весьма динамичной системой, которая характеризуется изменениями в пропорциях и связях во времени и пространстве, имеет разветвленную структуру, элементы которой тесно переплетены между собой (рисунок 3).


Рис. 3. Структура потенциала в нефтехимических производствах [3]


С методической точки зрения подходы к исследованию потенциала нефтехимических производств, с нашей точки зрения, предполагают следующие уровни изучения: теоретический — с целью определения сущности понятия и его основных характеристик и методический — для разработки методики оценки количественной и качественной характеристики компонентов потенциала. Реализация данных подходов позволит:

-          обеспечить потребности рынка в нефтехимической продукции по объемам, ассортименту и качеству;

-          повысить инновационную активность и уровень обновления основных фондов предприятий нефтехимии;

-          повысить производительность труда;

-          увеличить вклад нефтехимических производств в прирост ВВП за счет опережающего роста производства и продажи продукции.

Литература:

1.         Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р

2.         План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 марта 2012 г. № 79.

3.         Буньковский Д. В. Оценка потенциала возникновения и развития малого предприятия по производству серобетона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2011. — № 4 (78). — С. 120–122

4.         Ворогушина Д. В. Оценка величины и уровня использования экономического потенциала региональной экономической системы// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии.2009, № 2. С.81–89.

5.         Мухаметшин М. Ф. Формирование стратегии устойчивого развития химического и нефтехимического комплекса республики Татарстан // Российское предпринимательство. — 2007. — № 6 Вып. 1 (92). — c. 135–138. — http://www.creativeconomy.ru/articles/10006/

6.         Экспортный потенциал российской нефтехимической промышленности -http://www.slideshare.net/andreistas/petrochem-analyst-opinion# (дата обращения 14.05.2014г.).

Основные термины (генерируются автоматически): нефтехимическая продукция, производство, Россия, мировой рынок, нефтехимический комплекс, потенциал предпринимательства, предпринимательский потенциал, российская продукция, Саудовская Аравия, структура потенциала.


Ключевые слова

, нефтехимия, предпринимательский потенциал, рынок химической и нефтехимической продукции

Похожие статьи

Анализ текущего состояния и проблем функционирования предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов на современном этапе

В статье определено место и роль предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в рамках российской и международной экономики. Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и ...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения проблем...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Анализ современного состояния туризма в России

В статье дана характеристика современного состояния туризма в России; рас-смотрен потенциал российского въездного и внутреннего туризма и определены перспективы развития туризма.

Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции

В данной статье рассматривается комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции, проведен анализ внешнеэкономических показателей стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. На основании анализа тенденций развития...

Похожие статьи

Анализ текущего состояния и проблем функционирования предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов на современном этапе

В статье определено место и роль предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в рамках российской и международной экономики. Проведен стратегический анализ нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли. Определены тенденции и ...

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Современное состояние и перспективы развития туристского рынка в Республике Крым

В статье анализируется современное состояние туристского рынка в Республике Крым. На основе проведенного анализа выявлены проблемы туристской отрасли и разработаны предложения по ее совершенствованию.

Анализ современного состояния выездного туризма в России

В статье раскрыты основные проблемы развития выездного туризма; показана динамика развитии туристского рынка в России; проведен анализ современного состояния выездного туризма и представлены перспективы его дальнейшего развития.

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения проблем...

Инновационный процесс как механизм развития предприятия

В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Реструктуризация систем управления технологическим потенциалом в автомобильной промышленности

В статье рассматривается проблема повышения эффективности деятельности промышленных предприятий на базе современных концепций управления. Предложена архитектура системы функционирования автомобилестроительного комплекса, направленная на создание ново...

Анализ современного состояния туризма в России

В статье дана характеристика современного состояния туризма в России; рас-смотрен потенциал российского въездного и внутреннего туризма и определены перспективы развития туризма.

Комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции

В данной статье рассматривается комплекс тенденций развития мирового рынка высокотехнологичной продукции, проведен анализ внешнеэкономических показателей стран-лидеров по экспорту высокотехнологичной продукции. На основании анализа тенденций развития...

Задать вопрос