Анализ ассортимента услуг типографии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 1683 раза

Библиографическое описание:

Королёва, Е. С. Анализ ассортимента услуг типографии / Е. С. Королёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11149/ (дата обращения: 19.12.2024).

Цель проведенного исследования состояла в анализе ассортимента услуг типографии на примере ООО «Янтарный полигрим». Данная тема является актуальной, так как ассортимент – один из основных инструментов компании в конкурентной борьбе за потребителя.

Для анализа текущего состояния ассортимента услуг был использован маркетинговый инструмент - модифицированная матрица БКГ [9]. Ее основное отличие от классической матрицы БКГ - это то, что для построения матрицы используется исключительно внутренняя информация, поэтому достоверность и объективность результатов, полученных посредством такого анализа выше, чем при использовании классической матрицы БКГ [1, c. 45].

Единицей анализа выступает группа товаров, характерными параметрами: К - удельный вес группы в объеме продаж предприятия в течение определённого периода и Т - удельный вес группы в темпе изменения объемов продаж предприятия в течение определённого периода (по линейному тренду) [2, c. 124; 3, с. 75].

Для каждой группы продукта параметр К (горизонтальная ось матрицы) вычисляется по формуле:

Кi = Yi /Y0 * 100%, где

Y0 - суммарный объем продажи продуктов в стоимостном исчислении за базовый период;

Yi - объем продажи продуктов i -ой группы за тот же период.

При этом, естественно, Y0 = å Yi.

Параметр Т характеризует вклад каждой группы продукта в изменении суммарного темпа объемов продаж и вычисляется для каждой группы по формуле:

Ti = Ai /A0 * 100%, где

Ai - коэффициент тренда i-ой группы продукта в течение базового периода;

A0 - коэффициент тренда суммарного сбыта за тот же период.

Вычислив эти показатели для каждой группы товаров, представляем их графически в виде параметрического графика.

Далее будет проведён анализ ассортимента предприятия «Янтарный полигрим» (табл.1).

Таблица 1.

Исходные данные и полученные коэффициенты

 

2011

2012

2013

Всего

К

Аi

A0

T

Группа 1

118

200

420

738

11,67%

151

381

39,63%

Группа 2

309

248

251

808

12,77%

-29

-7,61%

Группа 3

561

623

706

1890

29,88%

-72,5

-19,03%

Группа 4

120

141

153

414

6,55%

16,5

4,33%

Группа 5

311

470

560

1341

21,20%

124,5

32,68%

Группа 6

25

38

91

154

2,43%

33

8,66%

Группа 7

4

11

29

44

0,70%

12,5

3,28%

Группа 8

128

122

125

375

5,93%

-1,5

-0,39%

Группа 9

140

137

124

401

6,34%

-8

-2,10%

Группа 10

43

55

62

160

2,53%

9,5

2,49%

Всего

1759

2045

2521

6325

Рассчитано автором по данным [6]

Коэффициенты Аi и А0, на основе которых был получен коэффициент Т были получены посредством построения столбчатых диаграмм и проведения линии тренда на них.

Далее представлен параметрический график (рис.1), получившийся при анализе ассортимента услуг предприятия «Янтарный полигрим». На нем показаны результаты анализа показателей десяти групп товаров за три года – 2011, 2012, 2013. Вот эти группы: группа 1 (бланки); группа 2 (журналы, книги учёта); группа 3 (самоклеящиеся этикетки, наклейки), группа 4 (листовки, флаеры, буклеты); группа 5 (визитки); группа 6 (календари); группа 7 (сувенирная продукция); группа 8 (печать и резка на плоттере, таблички); группа 9 (дипломы, грамоты); группа 10 (печати, штампы).

Рис.1. Результаты анализа ассортимента услуг предприятия «Янтарный полигрим»

Итак, оценим получившиеся результаты. В сектор «Трудные дети» или «Вопросы» попала только одна группа – группа 1: бланки. Это значит, что она находится ещё в самом начале своего жизненного цикла и необходимы дополнительные финансовые и производственные ресурсы для развития этой группы ассортимента, а если говорить конкретнее, с точки зрения технологии производства, эта группа является одной из наиболее «лёгких», то есть для их производства необходим всего один вид оборудования – принтер цветной/чёрно-белый (струйный, лазерный), с возможность корректировки размера распечатываемой продукции, при этом надо учитывать, что бланки имеют утверждённую официальными органами форму, поэтому также на эту группу не надо тратить время с точки зрения разработки дизайна . При этом спрос на эту продукцию есть, и сдерживается он только производственными мощностями самого предприятия, поэтому для того, чтобы эта группа в дальнейшем попала в звёзды, руководству компании необходимо выделить денежные средства на покупку дополнительных единиц техники, а именно, принтеров, для увеличения производственных мощностей, что позволит увеличить объёмы, принимаемых заказов и скорость их обработки.

Следующий сектор «Звёзды» содержит, к сожалению, тоже только одну группу – группа 5: визитки, то есть эту группу можно назвать лидером ассортимента предприятия «Янтарный полигрим», это закономерно, так как спрос на эту продукцию одинаково высокий как со стороны юридических лиц, так и со стороны физических лиц, при этом доход с каждого заказа высокий – так как здесь основу заказа составляют не материалы, а работа дизайнера, а интеллектуальный труд, как известно, стоит дороже физического. Для того, чтобы поддерживать данную ассортиментную группу в секторе «Звёзды» как можно дольше, руководству предприятия следует постоянно повышать уровень квалификации своих дизайнеров, то есть регулярно отправлять их на специализированные курсы, конференции, выставки и т.д.

Далее рассмотрим сектор «Дойные коровы» в него попала группа 3: самоклеящиеся этикетки, наклейки. Как известно, товары/услуги, попадающие в эту группу, приносят больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста и развития, поэтому, собственно, обычно из этих средств выделяются финансы на научную деятельность компании, диверсификацию и развитие других ассортиментных групп. Поэтому как раз из прибыли, которую приносит группа - самоклеящиеся этикетки, наклейки, и следует выделять средства на развитие ассортиментной группы – бланки, такое поведение не повлияет отрицательно на группу 3, и при этом принесёт пользу для развития группы 1.

И последний оставшийся сектор - «Собаки», в него вошли: группа 2 - журналы, книги учёта; группа 4 - листовки, флаеры, буклеты; группа 6 - календари; группа 7 - сувенирная продукция; группа 8 - печать и резка на плоттере, таблички; группа 9 - дипломы, грамоты; группа 10 - печати, штампы. То, что большая часть ассортимента предприятия входит в сектор «Собаки», безусловно является негативным фактором, но давайте рассмотрим, группы попавшие сюда: группа 2 - журналы, книги учёта – это те же самые бланки, только в переплёте, поэтому развитие ассортиментной группы – бланки, приведёт и к развитию этой группы тоже, поэтому показатели этой группы необходимо будет проанализировать ещё раз после воплощения рекомендаций по группе 1, группа 6 - календари, попала в данный сектор, потому что испытывает влияние такого фактора как сезонность, в отличии от остальных групп не имеющих временной специфики. Что касается группы под номером 7, то она является реальным аутсайдером и от неё следует избавиться, потому что оборудования для поточного производства такой продукции на данном предприятии нет, изображения на кружки, тарелки и т.д. наносят с использованием техники в ручную, соответственно, затраты времени и сил, непропорциональны прибыли. Группа 8 попала сюда из-за того, что площадь цеха, достаточно небольшая, поэтому размер плакатов, баннеров и табличек, которые можно изготовить на предприятии, ограничен, что сужает круг потенциальных клиентов на данном направлении. Основа группы 9 - дипломы и грамоты, заказчиками такой продукции в большинстве случаев являются образовательные и спортивные учреждения, а рассматриваемое предприятие имеет слабо развитую коммуникационную политику, поэтому имеет ограниченную известность, преимущественно среди коммерческих структур, а именно, торговых предприятий. Группа 10: печати и штампы, положение этой группы в данном секторе обусловлено спецификой продукции данной группы. Если остальные группы состоят из продукции основным материалом для производства которых, является бумага различных видов, что обуславливает достаточно быстрый износ, и нужду в новом заказе, то печати и штампы на полимерной резиновой основе износу практически не подлежат, и причиной заказа новой печати, может стать в основном, смена статуса предприятия.

Можно сделать вывод о том, что первоочередными задачами предприятия являются:

-        Покупка дополнительного оборудования для развития товарной группы 1 (бланки);

-        Стимулирование и поддержка дизайнеров в рамках процесса повышение квалификации;

-        Исключение из ассортимента товарной группы № 7;

-        Разработка новых услуг и их развитие.

По поводу последнего пункта можно предложить два направления – это флексопечать (более дешёвый способ печати на фолии, наклеек и этикеток - что существенно снизит себестоимость) и приобретение 3-D принтера (он может печатать объёмные объекты), использовать его свойства для разработки предложения рельефных вывесок и рельефных рекламных плакатов.

Литература:

1.      Айдаров А. Методологические основы функционирования ассортиментной политики в сфере услуг // Российское предпринимательство. 2003 № 9 (45). С. 43-46;

2.      Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ.; Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003;

3.      Ассель Г. Маркетинг - М.: Юрист, 2010;

4.      Байсаров В.Г. Управление товарным ассортиментом // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 14-23;

5.      Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2005;

6.      Официальный сайт предприятия ООО «Янтарный полигрим», 2014. URL: www.полигрим39.рф (дата обращения 12.04.2014);

7.      Полиенко М.Е. Управление продуктом // Сайт «Маркетопедия», 2009/ URL: http://marketopedia.ru/22-produkt.html (дата обращения 12.04.2014);

8.      Принципы оптимальной ассортиментной политики // Сайт центра дистанционного образования «Элитариум», 2013. URL: http://www.elitarium.ru/2013/06/14/ principy_assortimentnoj_politiki.html (дата обращения 12.04.2014);

9.      Стратегическое управление и планирование. Матрица БКГ. // Сайт «Стратегическое управление и планирование», 2013. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/bkg.htm (дата обращения 12.04.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): группа, группа продукта, группа товаров, ассортиментная группа, базовый период, коэффициент тренда, параметрический график, продажа продуктов, товарная группа, удельный вес группы.


Задать вопрос