Цель проведенного исследования состояла в анализе ассортимента услуг типографии на примере ООО «Янтарный полигрим». Данная тема является актуальной, так как ассортимент – один из основных инструментов компании в конкурентной борьбе за потребителя.
Для анализа текущего состояния ассортимента услуг был использован маркетинговый инструмент - модифицированная матрица БКГ [9]. Ее основное отличие от классической матрицы БКГ - это то, что для построения матрицы используется исключительно внутренняя информация, поэтому достоверность и объективность результатов, полученных посредством такого анализа выше, чем при использовании классической матрицы БКГ [1, c. 45].
Единицей анализа выступает группа товаров, характерными параметрами: К - удельный вес группы в объеме продаж предприятия в течение определённого периода и Т - удельный вес группы в темпе изменения объемов продаж предприятия в течение определённого периода (по линейному тренду) [2, c. 124; 3, с. 75].
Для каждой группы продукта параметр К (горизонтальная ось матрицы) вычисляется по формуле:
Кi = Yi /Y0 * 100%, где
Y0 - суммарный объем продажи продуктов в стоимостном исчислении за базовый период;
Yi - объем продажи продуктов i -ой группы за тот же период.
При этом, естественно, Y0 = å Yi.
Параметр Т характеризует вклад каждой группы продукта в изменении суммарного темпа объемов продаж и вычисляется для каждой группы по формуле:
Ti = Ai /A0 * 100%, где
Ai - коэффициент тренда i-ой группы продукта в течение базового периода;
A0 - коэффициент тренда суммарного сбыта за тот же период.
Вычислив эти показатели для каждой группы товаров, представляем их графически в виде параметрического графика.
Далее будет проведён анализ ассортимента предприятия «Янтарный полигрим» (табл.1).
Таблица 1.
Исходные данные и полученные коэффициенты
2011 |
2012 |
2013 |
Всего |
К |
Аi |
A0 |
T |
|
Группа 1 |
118 |
200 |
420 |
738 |
11,67% |
151 |
381 |
39,63% |
Группа 2 |
309 |
248 |
251 |
808 |
12,77% |
-29 |
-7,61% |
|
Группа 3 |
561 |
623 |
706 |
1890 |
29,88% |
-72,5 |
-19,03% |
|
Группа 4 |
120 |
141 |
153 |
414 |
6,55% |
16,5 |
4,33% |
|
Группа 5 |
311 |
470 |
560 |
1341 |
21,20% |
124,5 |
32,68% |
|
Группа 6 |
25 |
38 |
91 |
154 |
2,43% |
33 |
8,66% |
|
Группа 7 |
4 |
11 |
29 |
44 |
0,70% |
12,5 |
3,28% |
|
Группа 8 |
128 |
122 |
125 |
375 |
5,93% |
-1,5 |
-0,39% |
|
Группа 9 |
140 |
137 |
124 |
401 |
6,34% |
-8 |
-2,10% |
|
Группа 10 |
43 |
55 |
62 |
160 |
2,53% |
9,5 |
2,49% |
|
Всего |
1759 |
2045 |
2521 |
6325 |
Рассчитано автором по данным [6]
Коэффициенты Аi и А0, на основе которых был получен коэффициент Т были получены посредством построения столбчатых диаграмм и проведения линии тренда на них.
Далее представлен параметрический график (рис.1), получившийся при анализе ассортимента услуг предприятия «Янтарный полигрим». На нем показаны результаты анализа показателей десяти групп товаров за три года – 2011, 2012, 2013. Вот эти группы: группа 1 (бланки); группа 2 (журналы, книги учёта); группа 3 (самоклеящиеся этикетки, наклейки), группа 4 (листовки, флаеры, буклеты); группа 5 (визитки); группа 6 (календари); группа 7 (сувенирная продукция); группа 8 (печать и резка на плоттере, таблички); группа 9 (дипломы, грамоты); группа 10 (печати, штампы).
Рис.1. Результаты анализа ассортимента услуг предприятия «Янтарный полигрим»
Итак, оценим получившиеся результаты. В сектор «Трудные дети» или «Вопросы» попала только одна группа – группа 1: бланки. Это значит, что она находится ещё в самом начале своего жизненного цикла и необходимы дополнительные финансовые и производственные ресурсы для развития этой группы ассортимента, а если говорить конкретнее, с точки зрения технологии производства, эта группа является одной из наиболее «лёгких», то есть для их производства необходим всего один вид оборудования – принтер цветной/чёрно-белый (струйный, лазерный), с возможность корректировки размера распечатываемой продукции, при этом надо учитывать, что бланки имеют утверждённую официальными органами форму, поэтому также на эту группу не надо тратить время с точки зрения разработки дизайна . При этом спрос на эту продукцию есть, и сдерживается он только производственными мощностями самого предприятия, поэтому для того, чтобы эта группа в дальнейшем попала в звёзды, руководству компании необходимо выделить денежные средства на покупку дополнительных единиц техники, а именно, принтеров, для увеличения производственных мощностей, что позволит увеличить объёмы, принимаемых заказов и скорость их обработки.
Следующий сектор «Звёзды» содержит, к сожалению, тоже только одну группу – группа 5: визитки, то есть эту группу можно назвать лидером ассортимента предприятия «Янтарный полигрим», это закономерно, так как спрос на эту продукцию одинаково высокий как со стороны юридических лиц, так и со стороны физических лиц, при этом доход с каждого заказа высокий – так как здесь основу заказа составляют не материалы, а работа дизайнера, а интеллектуальный труд, как известно, стоит дороже физического. Для того, чтобы поддерживать данную ассортиментную группу в секторе «Звёзды» как можно дольше, руководству предприятия следует постоянно повышать уровень квалификации своих дизайнеров, то есть регулярно отправлять их на специализированные курсы, конференции, выставки и т.д.
Далее рассмотрим сектор «Дойные коровы» в него попала группа 3: самоклеящиеся этикетки, наклейки. Как известно, товары/услуги, попадающие в эту группу, приносят больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста и развития, поэтому, собственно, обычно из этих средств выделяются финансы на научную деятельность компании, диверсификацию и развитие других ассортиментных групп. Поэтому как раз из прибыли, которую приносит группа - самоклеящиеся этикетки, наклейки, и следует выделять средства на развитие ассортиментной группы – бланки, такое поведение не повлияет отрицательно на группу 3, и при этом принесёт пользу для развития группы 1.
И последний оставшийся сектор - «Собаки», в него вошли: группа 2 - журналы, книги учёта; группа 4 - листовки, флаеры, буклеты; группа 6 - календари; группа 7 - сувенирная продукция; группа 8 - печать и резка на плоттере, таблички; группа 9 - дипломы, грамоты; группа 10 - печати, штампы. То, что большая часть ассортимента предприятия входит в сектор «Собаки», безусловно является негативным фактором, но давайте рассмотрим, группы попавшие сюда: группа 2 - журналы, книги учёта – это те же самые бланки, только в переплёте, поэтому развитие ассортиментной группы – бланки, приведёт и к развитию этой группы тоже, поэтому показатели этой группы необходимо будет проанализировать ещё раз после воплощения рекомендаций по группе 1, группа 6 - календари, попала в данный сектор, потому что испытывает влияние такого фактора как сезонность, в отличии от остальных групп не имеющих временной специфики. Что касается группы под номером 7, то она является реальным аутсайдером и от неё следует избавиться, потому что оборудования для поточного производства такой продукции на данном предприятии нет, изображения на кружки, тарелки и т.д. наносят с использованием техники в ручную, соответственно, затраты времени и сил, непропорциональны прибыли. Группа 8 попала сюда из-за того, что площадь цеха, достаточно небольшая, поэтому размер плакатов, баннеров и табличек, которые можно изготовить на предприятии, ограничен, что сужает круг потенциальных клиентов на данном направлении. Основа группы 9 - дипломы и грамоты, заказчиками такой продукции в большинстве случаев являются образовательные и спортивные учреждения, а рассматриваемое предприятие имеет слабо развитую коммуникационную политику, поэтому имеет ограниченную известность, преимущественно среди коммерческих структур, а именно, торговых предприятий. Группа 10: печати и штампы, положение этой группы в данном секторе обусловлено спецификой продукции данной группы. Если остальные группы состоят из продукции основным материалом для производства которых, является бумага различных видов, что обуславливает достаточно быстрый износ, и нужду в новом заказе, то печати и штампы на полимерной резиновой основе износу практически не подлежат, и причиной заказа новой печати, может стать в основном, смена статуса предприятия.
Можно сделать вывод о том, что первоочередными задачами предприятия являются:
- Покупка дополнительного оборудования для развития товарной группы 1 (бланки);
- Стимулирование и поддержка дизайнеров в рамках процесса повышение квалификации;
- Исключение из ассортимента товарной группы № 7;
- Разработка новых услуг и их развитие.
По поводу последнего пункта можно предложить два направления – это флексопечать (более дешёвый способ печати на фолии, наклеек и этикеток - что существенно снизит себестоимость) и приобретение 3-D принтера (он может печатать объёмные объекты), использовать его свойства для разработки предложения рельефных вывесок и рельефных рекламных плакатов.
Литература:
1. Айдаров А. Методологические основы функционирования ассортиментной политики в сфере услуг // Российское предпринимательство. 2003 № 9 (45). С. 43-46;
2. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ.; Под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003;
3. Ассель Г. Маркетинг - М.: Юрист, 2010;
4. Байсаров В.Г. Управление товарным ассортиментом // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 14-23;
5. Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2005;
6. Официальный сайт предприятия ООО «Янтарный полигрим», 2014. URL: www.полигрим39.рф (дата обращения 12.04.2014);
7. Полиенко М.Е. Управление продуктом // Сайт «Маркетопедия», 2009/ URL: http://marketopedia.ru/22-produkt.html (дата обращения 12.04.2014);
8. Принципы оптимальной ассортиментной политики // Сайт центра дистанционного образования «Элитариум», 2013. URL: http://www.elitarium.ru/2013/06/14/ principy_assortimentnoj_politiki.html (дата обращения 12.04.2014);
9. Стратегическое управление и планирование. Матрица БКГ. // Сайт «Стратегическое управление и планирование», 2013. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/bkg.htm (дата обращения 12.04.2014).