Ключевые слова: товарные запасы, товарооборачиваемость, товарооборот
В современных экономических условиях успешность деятельности достигается путем учета всех потребностей и потенциала организации [4]. Значительное влияние на результаты ее деятельности оказывают ассортимент и структура реализации товаров. Для предприятия, занимающегося розничной торговлей, главной проблемой является выбор ассортимента товаров в магазине, благодаря чему, предприниматели имеют возможность получить максимальную прибыль. Постоянный анализ и контроль ассортимента необходим для преодоления трудностей с перепроизводством товаров, уменьшением объема продаж [5].
Разберем вопрос, что такое ассортимент товаров и для чего он необходим на примере ООО «Донцова». Ассортимент товаров — это множество их групп и подгрупп, видов и разновидностей, сгруппированных по какому-либо определенному признаку. В ООО «Донцова» ассортимент товара представляет собой предложение товаров, вследствие чего он вынужден заинтересовать покупателя к приобретению и быть шире, чем перечень спрашиваемых товаров для того, чтобы обеспечить выбор.После этого ассортимент окажет воздействие на спрос, вырабатывает новые потребности, а это путь к повышению объёмов продажи товаров.
Управление ассортиментом — это деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента [1]. Задача ООО «Донцова» состоит в том, чтобы не просто предоставить покупателю товар, а создать условия, удовлетворяющие его потребности. Для этого также следует принимать к сведению и такие составляющие, как сервис, сопутствующие товары и услуги [3]. Соответствие ассортимента характеру предъявляемого потребителями спроса:то есть спрос постоянно меняется, поэтому ассортимент товара в магазине вынужден быть гибким и изменяться в соответствии со спросом.
Для того чтобы выявить какой именно ассортимент товаров необходим предприятию, нужно провести расчет товарооборота ООО «Донцова» по месяцам и кварталам ООО «Донцова» за 2014–2015 гг. ООО «Донцова» устанавливает для себя плановые показатели по объему продажи товаров, для того чтобы определить уровень их выполнения, который показывает, как организация достигает поставленные перед собой задания по продажи товаров необходимо проанализировать план товарооборачиваемости.
Анализ ассортимента товаров следует начинать с изучения их суммы.При этом выявляется недостаток или излишек ассортимента товаров наопределенную дату по сравнению с нормативом, а также их уменьшение или увеличение по сравнению с прошлым годом. Недостаток или излишек товарных запасов на определенную датуопределяют не только в абсолютных единицах измерения, но и в относительных, то есть в днях. Товарный запас в днях на определенную дату показывает, на сколько дней торговли имеется товара.
Товарооборачиваемость в днях показывает, за сколько дней обернется средний товарный запас. Товарооборачиваемость может быть рассчитана и в разах. Этот показатель называется скоростью обращения и показывает, сколькораз за данный период времени обернется средний товарный запас [2].
Анализ товарооборачиваемости осуществляется путем сравненияфактической товарооборачиваемости в днях отчетного года с нормативной товарооборачиваемостью или с фактической товарооборачиваемостью прошлого года. В результате выявляется ускорениеили замедление данного процесса.
Анализ товарооборачиваемости ООО «Донцова» приводится в таблице 1.
Таблица 1
Анализ товарооборачиваемости ООО «Донцова» за 2015 год (тысячах рублей)
Товарные группы |
Товарооборот отчетного года |
Товарные запасы отчетного года |
Средний товарный запас |
Товарооборачиваемость, дни |
|||||||
Всего |
Однодневный |
на 01.01 |
на 01.04 |
на 01.07 |
на 01.09 |
на 01.12 |
Прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение (+,-) |
||
Мясо-птица |
3230 |
8,9 |
460,7 |
397,0 |
387,9 |
414,0 |
386,7 |
409,2 |
52,3 |
46 |
-6,3 |
Рыба |
2786 |
7,7 |
320,1 |
316,8 |
311,0 |
325,7 |
320,9 |
318,9 |
49 |
41,4 |
-7,6 |
Гастрономические |
2279 |
6,3 |
317,5 |
289,0 |
309,4 |
305,6 |
297,8 |
303,9 |
54,2 |
48,2 |
-6 |
Бакалейные |
2270 |
6,3 |
312,6 |
302,8 |
287,0 |
295,5 |
314,9 |
302,6 |
57,1 |
48 |
-9,1 |
Фрукты-овощи |
2413 |
6,7 |
311,2 |
299,5 |
334,8 |
316,4 |
324 |
317,2 |
53 |
47,3 |
-5,7 |
Кондитерские |
2968 |
8,2 |
376,5 |
358,2 |
294,1 |
362 |
324,8 |
343,1 |
79,8 |
68,6 |
-11,2 |
Алкогольные |
3927 |
10,9 |
495,4 |
502,7 |
486,0 |
415,2 |
507,6 |
481,4 |
56,4 |
44,2 |
-12,2 |
Прочие |
1526 |
4,2 |
214,7 |
185,0 |
194,3 |
208,7 |
209,2 |
202,4 |
55 |
48,2 |
-6,8 |
Всего |
21399 |
59,2 |
2808,7 |
2651 |
2604,5 |
2643,1 |
2685,9 |
2678,6 |
52,4 |
45,2 |
-7,2 |
Как следует из данных таблицы 1, в отчетном году по сравнениюс прошлым годом произошло ускорение товарооборачиваемости повсем товарным группам. По группе «Мясо-рыба» товарооборачиваемость увеличилась на 6,3 дня, по группе «Рыба» на 7,6 дня, по группе «Гастрономические» на 6 дней, по группе «Бакалейные» на 9,1 дня, по группе «Фрукты-овощи» на 5,7 дня, по группе «Кондитерские» на 11,2 дня, по группе «Алкогольные» на 12,2 дня, по группе «Прочие» на 6,8 дня.
В целом по ООО «Донцова» товарооборачиваемость в отчетном 2015 году составила 45,2 дня и ускорилась по сравнению с прошлым годом на 7,2 дня.
Анализ ассортимента и структуры проводится по товарам, которые сгруппированы в 9 товарных группа. Динамику розничной продажи по отдельным товарным группам можно увидеть путем составления анализа структуры и ассортимента по товарным группам, что отражено в таблице 2.
Таблица 2
Анализ структуры иассортимента по товарным группам ООО «Донцова» за 2014–2015гг. (в тысячах рублей)
Товарные группы |
2014 год (тыс. руб.) |
Удельный вес в% |
2015 год (тыс. руб) |
Удельный вес в% |
Изменения вдинамике структуры товарооборота |
|
Удельного веса |
2014г к 2015гг. |
|||||
Мясо-птица |
2890 |
15 |
3230 |
15 |
0 |
11,8 |
Рыба |
2459 |
12,8 |
2786 |
13 |
0,2 |
13,3 |
Гастрономические |
2163 |
11,3 |
2279 |
10,7 |
-0,6 |
5,4 |
Бакалейные |
2059 |
10,7 |
2270 |
10,6 |
-0,1 |
10,2 |
Фрукты-овощи |
2149 |
11,2 |
2413 |
11,3 |
0,1 |
12,3 |
Кондитерские |
2590 |
13,5 |
2968 |
13,9 |
0,4 |
14,6 |
Алкогольные |
3626 |
18,9 |
3927 |
18,4 |
-0,5 |
8,3 |
Прочие |
1263 |
6,6 |
1526 |
7,1 |
0,5 |
20,8 |
Всего |
19199 |
100 |
21399 |
100 |
- |
11,6 |
Розничный товарооборот в действующих ценах вырос по всем товарным группам. Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота. Розничная продажа многих товаров в динамике растет небольшими темпами, что вызвано в основном повышением розничных цен. Снизилась доля удельного веса алкогольной продукции, в связи, с чем потери в товарообороте составили 0,5 %, также снизились продажи гастрономических и бакалейных изделий в 2015 году по отношению к 2014 году на 0,6 %, 0,1 %. Увеличилась доля рыбы на 0,2 %, фруктов и овощей на 0,1 % в общем товарообороте, это связано со спросом на эти группы товаров.
На рисунке 1 предоставлен анализ структуры ассортимента по товарным группам на примере ООО «Донцова» за 2014–2015 гг.
Рис. 1. Анализ структуры ассортимента по товарным группам ООО «Донцова» за 2014-2015 гг.
В целях оптимизации розничного товарооборота ООО «Донцова» можно рекомендовать проведение анализа оперативного розничного товарооборота. Оперативный анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота в ООО «Донцова» необходимо проводить ежедневно, так как такой анализ направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей.
Литература:
- Куликова Н. Т. Управление ассортиментом товаров. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2014. — 240 с.
- Лукаш Ю. А. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации и пути ее повышения. – учеб. пособ. М.: Флинта, 2012. — 282 с.
- Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами: монография. Книга 30 / Е. Н. Волк, Б. Даулетбаков, Е. В. Джамай и др. / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. — 220 с.
- Царева Н. А. Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 1 (54). — С. 981–987.
- Шишкин А. К. Учет, анализ, аудит на предприятиях торговли. — М.: Аудит ЮНИТИ, 2010. — 496 с.