Разработка рекомендаций для управления запасами торгового предприятия | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (5) май 2016 г.

Дата публикации: 16.05.2016

Статья просмотрена: 2134 раза

Библиографическое описание:

Нордин, В. В. Разработка рекомендаций для управления запасами торгового предприятия / В. В. Нордин, М. Д. Кладова. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/956/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В статье приведены результаты анализа движения товарных запасов ООО «Нике-Балт Импорт». В исследовании применены методы экспертных оценок и АВС-анализа, с помощью которых выявляются важнейшие проблемы предприятия и проводится анализ показателей оборачиваемости запасов. Рассчитаны параметры системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказа. Результаты исследований позволяют сформулировать рекомендации для повышения эффективности деятельности торгового предприятия.

Ключевые слова: управление запасами, метод экспертных оценок, ABC–анализ, XYZ – анализ, оборачиваемость, система управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.

 

Актуальность темы определяется значимостью рационального управления запасами, особенно для торговых предприятий, «замораживающих» в запасах часть капитала, столь необходимого для развития.

В рамках исследования проводился анализ торгового предприятия ООО «Нике-Балт Импорт», занимающегося оптовой торговлей парфюмерными и косметическими средствами и существующего на калининградском рынке с ноября 2008 года. Такой срок позволяет обоснованно анализировать практический опыт, ликвидируя ошибки и закрепляя положительные результаты.

На первом этапе исследования методом экспертных оценок были выявлены самые важные проблемы, снижающие эффективность работы предприятия [1, 2].

Результаты ранжирования проблем с помощью экспертных оценок представлены на рисунке 1, из которого видно, что проблема под номером 7 («недостаток складских площадей») и проблема под номером 2 («старение товара») являются наиболее значимыми для торгового предприятия. Обе эти проблемы связаны со складской деятельностью предприятия.

В мировой практике существуют четыре направления решения складских проблем: построить собственный склад, использовать общий или арендованный склад, обеспечить быструю оборачиваемость товаров [3]. Аналитическим путем из 4-х вариантов выбрано рациональное решение проблемы торгового предприятия: обеспечение быстрой оборачиваемости товаров. Это решение также способствует устранению проблемы под номером 2.

Рис. 1. Экспертные оценки важности проблем

 

На первом этапе был также проведен АВС-анализ, из которого видно, что для обеспечения ускорения оборачиваемости необходимо стимулировать быструю реализацию товаров группы «А», так как они занимают 47,48% площади всего склада [1]. Это повысит эффективность управления запасами торгового предприятия.

Для расширения области исследования проведен XYZ-анализ. Результаты XYZ-анализа позволяют разделить материальные ресурсы на классы в соответствии с устойчивостью предъявляемого на них спроса [2, 3]. Товарные запасы распределены по классам XYZ с помощью коэффициента вариации (V) для остатков на начало каждого месяца 2015 года. В группу X попали ассортиментные группы с V <10%, в группу Y – c 10% <V < 25% и в группуZ c V <25%. В категории Х оказались ассортиментные группы, регулярно заказываемые и стабильно потребляемые. В категории Z, наоборот, оказались группы, спрос на которые точно предсказать невозможно из-за значительных колебаний.

Для разработки общей стратегии управления запасами торгового предприятия, проведен двухмерный анализ ABC и XYZ, составлена матрица из 9 различных классов материальных запасов (таблица 1).

Таблица 1

Двухмерный анализ ABCи XYZ

 

Группы

А

Большая площадь, занимаемая продукцией, 48%

В

Средняя площадь, занимаемая продукцией, 32%

С

Незначительная площадь, занимаемая продукцией, 20%

X (V <10%)

-

-

39

Y (10< V<25%)

20

-

04, 28, 29

Z (V > 25%)

06, 14, 21, 25, 27, 33

12, 15, 16, 19, 22, 23, 30, 32, 34, 35

01, 02, 03, 05, 07,08, 09, 10, 11, 13, 17, 18, 24, 26, 31, 36,37, 38

 

Товары категорий АХ и ВХ характеризуются высоким товарооборотом и стабильностью, на нашем предприятии не представлены. Товары категорий AZ и BZ при высоком товарообороте отличаются низкой прогнозируемостью расхода, поэтому необходимо производить ежедневный контроль. Для категории CX, CY, CZ применяются укрупненные методы планирования. В категорию CZ попали группы спонтанного спроса, часть рекомендуется выводить из ассортимента.

К товарам категорий «AY» «AZ» относятся 7 ассортиментных групп, для которых проведен анализ оборачиваемости и рассчитан товарооборот на 1 м2 площади склада. Результаты расчета приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчета параметров товарных запасов

№ п/п

Ассортиментная группа

Товарооборот за год, шт.

Средний хронологич. запас, шт.

Оборачиваемость, дни

Оборачиваемость, число оборотов

Площадь, занимаемая на складе м2

Товарооборот на 1 м2

1

33 герметики

54259

9734

54

6

21,58

2514

2

21 моющие и чистящие средства для ванной и туалета

17176

6354

111

3

17,5

981

3

20 моющие и чистящие средства для кухни и дома

10770

5862

163

2

13,33

808

4

25 отбеливающие и пятновыводящие средства

19716

3071

47

6

12,28

1606

5

27 стиральные порошки

23953

8113

101

3

10,68

2243

6

06 зубные щетки

10780

3582

99

3

9,92

1087

7

14 губки, тряпки

35365

8818

75

4

9,68

3653

 

Товарные запасы в днях оборота определяются по формуле [4]:

В=(Nзср*Д)/Np,                                                                     (1)

где: В – оборачиваемость, дней;

Д – дни периода (в 2015 году 299 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе);

Np – товарооборот за период;

Nзср – средние товарные запасы за период.

Так как среднегодовые товарные запасы определяются из расчета данных о запасах на начало каждого месяца, то применяется средняя хронологическая величина товарных запасов:

Nзср = (1/2 Nз1 + Nз2 + Nз3 +… +1/2 Nзn) / (n – 1),                           (2)

где: Nз1, Nз2, Nз3,…, Nзn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n – количество периодов.

Оборачиваемость по числу оборотов рассчитывается по формуле:

С = Д/В = Np/ Nзср.                                                (3)

Худшие показатели оборачиваемости и продаж на 1 м2 площади склада наблюдаются у товаров групп 20, 21, 27 и 06.

Можно предположить, что это произошло по ряду причин, основными из которых являются следующие:

        закупки товаров слишком большими партиями;

        нехватка достаточного числа контрагентов для реализации этих групп товаров;

        плохая осведомленность контрагентов о наличии в продаже необходимых ассортиментных групп товаров.

Для повышения оборачиваемости необходимо поднимать продажи товаров этих ассортиментных групп. Это повысит эффективность работы всего торгового предприятия, а, следовательно, увеличится и прибыль.

Товарные запасы необходимо не только анализировать, но и управлять ими. В настоящее время предприятие ООО «Нике-Балт Импорт» не использует какой-либо четко выраженной системы управления запасами. Заказ осуществляется при наличии заявки от торговых агентов или начальника склада о нехватке того или иного товара на складе. Такая практика не эффективна для успешной работы предприятия в современных экономических условиях, так как при такой работе возможны задержки поставки, возникновение дефицита, а, значит, дополнительные расходы. Предприятию ООО «Нике-Балт Импорт» предлагается использовать систему с фиксированной периодичностью заказа. В соответствии с мировым опытом это система наиболее подходит, так как она используется:

- для малостоящих товаров;

- при невысоких затратах на хранение;

- при незначительных издержках с исчерпанием запаса.

В качестве примера в таблице 3 приведен расчет параметров системы управления запасами для самой проблемной ассортиментной группы 20 «моющие и чистящие средства для кухни и дома» (таблица 3). В рассчитываемы параметры входят: оптимальный размер заказа (по формуле Вильсона), интервал времени между заказами, гарантийный и максимальный желательный запасы и др.

Таблица 3

Расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов

№ п/п

Показатели

Порядок расчета

Результат расчета

1

Потребность, шт.

10770

10770

2

Оптимальный размер заказа, шт.

521

521

3

Время поставки, дни

8

8

4

Возможная задержка в поставке, дни

3

3

5

Интервал времени между заказами, дни

(Д*п.2) / п.1

14

6

Ожидаемое дневное потребление, шт/день

п. 1 / Д

36

7

Ожидаемое потребление за время поставки, шт.

п.3*п.6

288

8

Максимальное потребление за время поставки, шт.

(п.3+п.4)*п.6

398

9

Гарантийный запас, шт.

п.8-п.7

108

10

Максимальный желательный запас, шт.

п.9+п.5*п.6

629

 

Можно сформулировать рекомендации для торгового предприятия ООО «Нике-Балт Импорт» по повышению эффективности реализации:

1)     регулярный анализ товарных запасов с применением АВС- и XYZ- анализа;

2)     расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью для всех ассортиментных групп;

3)     поиск новых контрагентов;

4)     разработка презентационного материала для активной рекламы продукции (брошюры, буклеты, информационные листовки).

Таким образом, применяя логистический аналитический инструментарий, можно значительно повысить эффективность работы торгового предприятия.

 

Литература:

 

  1. Нордин В.В., Кладова М.Д. Применение АВС-анализа для управления товарными запасами торговой компании // Молодой ученый. 2015, № 21 (101). С. 66 - 69.
  2. Нордин В.В. Муров В.М. Практическая логистика: Учебное пособие. Саарбрюкен, ФРГ: PalmariumAcademicPublishing, 2016. 328 с.
  3. Логистика в примерах и задачах: Учеб. пособие/ В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 288 с.
  4. Экономический анализ в торговле/ М.И. Баканов и др. М.: Финансы и статистика, 2007. 397 с.
Основные термины (генерируются автоматически): XYZ, запас, торговое предприятие, ABC, время поставки, группа, расчет параметров системы управления, товар категорий, высокий товарооборот, двухмерный анализ.

Ключевые слова

метод экспертных оценок, управление запасами, ABC–анализ, XYZ – анализ, оборачиваемость, система управления запасами с фиксированной периодичностью заказов

Похожие статьи

Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»

В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...

Использование непараметрических методов оценки тенденций развития торгового предприятия ПАО «Магнит»

В условиях усиления конкуренции на потребительском рынке важное значение имеет своевременная, полная, достоверная оценка состояния и тенденций развития торгового предприятия. В работе проведена оценка тенденций развития торгового предприятия ПАО «Маг...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Оценка конкурентоспособности предприятия дорожно-строительной отрасли посредством PEST-анализа

В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием PEST-анализа был пр...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Стратегическое управление доходами предприятия

В статье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления доходами предприятия в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску организациями способов улучшения...

Похожие статьи

Пути повышения эффективности управления товарными запасами в ООО «Магна»

В статье проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли ООО «МАГНА». На основе результатов анализа выявлены проблемы в управлении оборотными активами компании, в частности наличие неликвидных запасов на складах, которые в и...

Использование непараметрических методов оценки тенденций развития торгового предприятия ПАО «Магнит»

В условиях усиления конкуренции на потребительском рынке важное значение имеет своевременная, полная, достоверная оценка состояния и тенденций развития торгового предприятия. В работе проведена оценка тенденций развития торгового предприятия ПАО «Маг...

Подсистема анализа и визуализации в составе автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей на ОАО «Волтайр-Пром»

В статье рассматриваются вопросы снижения уровня брака в шинной промышленности, за счет внедрения подсистемы анализа и визуализации в состав автоматизированной системы контроля технологических параметров производства резиновых смесей. Показана архите...

Оценка конкурентоспособности предприятия дорожно-строительной отрасли посредством PEST-анализа

В данной статье проанализированы теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях, проведен анализ и оценка конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях хозяйствования. С использованием PEST-анализа был пр...

Применение CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений в бизнес-анализе

В статье рассмотрены основные механизмы CVP-анализа, даны главные определения технологии CVP-анализа, а также определены условия применения CVP-анализа для объяснения оперативных управленческих решений, выявлены и перечислены основные задачи метода, ...

Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации

В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...

Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды

В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Оценка эффективности предпринимательской деятельности АО «ЛЕДВАНС» на основе общего анализа показателей деятельности организации

В статье рассматривается распространенная методика оценки эффективности предпринимательской деятельности, содержащая анализ по следующим показателям: доход, прибыль и рентабельность, а также коэффициенты, которые характеризуют финансовую деятельность...

Стратегическое управление доходами предприятия

В статье раскрывается актуальность проблемы анализа стратегического управления доходами предприятия в современных российских условиях, которые подвержены многочисленным фундаментальным факторам, которые ведут к поиску организациями способов улучшения...

Задать вопрос