Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 19.05.2014

Статья просмотрена: 2597 раз

Библиографическое описание:

Шарошкина, Т. А. Принципы космической педагогики К. Н. Вентцеля / Т. А. Шарошкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 567-570. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11057/ (дата обращения: 14.11.2024).

В статье анализируется педагогическая деятельность К. Н. Вентцеля с позиции принципов космического подхода к воспитанию ребенка.

Автором сделан акцент на тот факт, что в основе космической педагогики обоснованные идеи космического воспитания К. Н. Вентцеля, что человек − не только часть семьи, народа, класса, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной.

Ключевые слова: свободное воспитание, творческая личность, свободнная личность, теория космического воспитания, антропокосмизм.

Стремительные изменения в обществе, обусловленные «информационным взрывом», привели к кардинальным преобразованиям «пространство жизни», в котором формируется современный человек. Кризис, проявившийся во всех областях жизнедеятельности людей, поставил перед человеком огромное число проблем, вызывающих «интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение» (Д. И. Фельдштейн). В этих условиях необходимо учитывать не только изменения, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, но и изменения в самом человеке, его жизненных ритмах, отношении к окружающему Миру. Стержневой выступает проблема определения места человека в Мире, его позиции в системе социальных связей, понимания того, «ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им» [8, с.9].

К основным задачам глобального образования как нового направления в мировой образовательной политике XXI века следует отнести: формирование понимания Мира на основе холистических и гуманистических взглядов; воспитание Человека, ответственного за все формы жизни на Земле и в Космосе, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов и др. [7, с.255].

Идеи современного глобального образования предвосхитил основоположник космической педагогики К. Н. Вентцель в работах «Педагог будущего», «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления», «Религия Творческой Жизни», «О проблеме космического воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Лучи света на пути творчества», «Философия творческой воли» и др., написанных им в начале XX века.

В 20 − 30 − е гг. в работах «О проблеме космического воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Философия творческой воли», «Лучи света на пути творчества» и др. К. Н. Вентцель развивал идеи космической педагогики, имеющей в своей философской основе идеи русского космизма и ставшей логическим продолжением его теории свободного воспитания. [6, с.14].

Первый шаг к разработке идей космической педагогики К. Н. Вентцель сделал в труде «Религия Творческой Жизни», где он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюции Жизни, Культа Единого Творческого Человечества К. Н. Вентцель утверждал, что в Культе творческой личности божественную роль будет иметь Культ Ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет характер свежести и молодости. В Культе Ребенка К. Н. Вентцель выделил ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает его существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с тем, мыслитель постоянно подчеркивал, что эти формы Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным состояниям «любви и благоговения, которые вызывают у нас Вселенная и Ребенок − как нежный маленький росток той личности, из которой должна вырасти Творческая Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании». Тем не менее, К. Н. Вентцель утверждал, что «...еще не скоро придет время, когда будет провозглашен и твердо установлен Культ Ребенка», который будет «коренным образом отличаться от всех каких бы то ни было форм культа.».., так как Культ Ребенка − «великое преклонение перед развивающейся жизнью, перед беспредельным творчеством жизни, свободно обновляющейся и принимающей все высшие и высшие формы…» [1,с.33].

Спустя много лет, уже в 40−е гг. XX века, К. Н. Вентцель еще раз утвердился в правильности поднятия и обсуждения данного вопроса: «Проблема космического воспитания стучится в двери,... откроем двери настежь и займемся ею вплотную,... сам исторический ход вещей ставит ее перед народами земного шара. Последняя мировая война до осязательности ясно обнаружила крах современной культуры, ее узость и ограниченность, отсутствие в ней полета и широких горизонтов. Только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло». По мнению педагога, надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены прошлым. [2, с. 95].

В области творческого самовоспитания, по мнению педагога − философа, возникают следующие задачи: в индивидуальном отношении − стать свободной творческой личностью, в социальном − «слиться в одно гармоническое целое с обществом, частью которого он является, содействуя в наибольшем возможном размере преобразованию его в свободное творческое общество», и в космическом − «наиболее полного и совершенного участия в поднятии Космоса на более высокие ступени его развития». Вот проблемы, которые обозначил в данной работе К. Н. Вентцель. По его убеждению, мы должны попытаться разрешить их, если действительно «стремимся дело воспитания и самовоспитания поднять на возможно большую высоту, чем оно до сих пор стояло» [2, с. 95].

По мнению К. Н. Вентцеля, идея Природы и идея Космоса состоят в тесном родстве, «Космос − та же Природа, только взятая во всей ее целостности». Вентцель добавляет к этому, что надо не только идею Космоса развивать, но и чувство Космоса, волю к слиянию с ним в одно целое. Мыслитель был уверен, что пребывание среди природы содействует не только развитию чувства Природы, но и чувства Космоса, поэтому «большую роль играет более частое пребывание среди природы и путешествие преимущественно пешком или в лодке». Другим фактором, содействующим развитию чувства и идеи Природы, Космоса, по мнению К. Н. Вентцеля, является поэзия. Затем в его списке идут занятия естественными науками и «тем в большей степени, чем более они имеют экспериментальный характер, то есть покоятся на непосредственном наблюдении и экспериментировании». Среди наблюдений природы особенно большое значение имеет наблюдение за движением звезд, Солнца, Луны. «Естествознание дает богатый материал для развития в ребенке идеи Космоса и идеи Эволюции», − утверждал педагог. Изучение астрономии выдвигается им на первый план. «Надо будет подробно остановиться на том, что дает современная астрономия для идеи Космоса», − отметил он в своем дневнике и начал новую подборку материала по данной проблеме [3, с. 99].

К. Н. Вентцеля состоит в том, что он первым в педагогике наметил этапы становления сознания ребенка, позволяющие пройти путь от «смутного понимания своего единства с Миром к интеллектуальному осознанию единства и взаимозависимости всего, что существует во Вселенной», к признанию этого единства «фундаментом, на котором будет строится работа как в области познания, так и в сфере нравственной деятельности человека». Главным итогом такой педагогики, по мнению Константина Николаевича, должно стать развитие космического сознания и чувства, элементом космического сознания является сознание человечества «как одного развивающегося целого» [4, с. 49].

Для К. Н. Вентцеля каждый человек − свободная творческая личность, ареной творчества для которого является он сам, человечество и Космос. Каждый, по его мнению, может и должен, используя все силы, которыми он располагает, содействовать тому, чтобы стать более совершенной личностью, а значит «содействовать в тех или других пределах, чтобы человечество и Космос стали более совершенными». Наше «Я» обладает сознанием, которое может стать свободным и творческим, − уверен мыслитель, − и «получить свое выражение в свободном и творческом мышлении, в свободной творческой любви и в свободной, творческой, волевой деятельности». Результатом деятельности свободного творческого сознания, по Вентцелю, являются истина, добро и красота. Важнейшая задача воспитателя − осознать и принять самому, а также помочь осознать воспитанникам вышеперечисленные идеи [5, с. 20].

К. Н. Вентцель был уверен в том, что человек, обладающий космическим сознанием, «необходимо будет нравственным»: «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, кто слился всецело и безраздельно с Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противопоставляет больше себя Космосу, человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ними одно целое.

В контексте рассматриваемой проблемы космического воспитания К. Н. Вентцелем в 1937 г. была закончена рукопись «Лучи света на пути творчества», в которой написаны правила для тех (и в первую очередь для молодежи), кто желает «освобождения от цепей невидимого рабства» и «жаждет сделать свободным и творческим свое сознание». В этой работе мыслитель пишет о том, что при помощи творческой работы над собой личность достигает преобразования живущей в ней «воли к власти» в «волю освобождения», что власть над другими должна смениться властью над самим собой.

Педагогика К. Н. Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, гармонии, культуро − сообразности, свободы и ненасилия. Принцип антропокосмизма характеризуется следующими признаками: взаимосвязь человека и Космоса; космическое происхождение человека; человек является частью Космоса и развивается по его законам. Принцип гармонии понимается ученым как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом. Принцип культу − росообразности основан на принятии человеком себя как активного участника и преобразователя Космоса, творца новых форм космической культуры. Принцип свободы заключается в том, что воспитатель и воспитанники равны и свободны в возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и природы, Космоса. Сущностной характеристикой принципа ненасилия является то, что процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижении космического сознания не приемлет принуждения, но опирается на побуждающие, поисковые приемы организации деятельности («метод освобождения творческих сил в ребенке», сократический, проблемный метод и др.), на совместные усилия всех участников процесса космического воспитания.

Космическая педагогика К. Н. Вентцеля выступает как сложное социо − культурное и личностное явление, развитие идей которого определилось как объективными, так и субъективными факторами. Логика развития идей и понятий (от теории свободного воспитания к космической педагогике) зависела от развития философских идей, которые выражали его взгляды на Человека и Жизнь, нравственность и творчество.

Исходя из органического единства человека, человечества, природы и Космоса, ученый утверждал веру в достоинство человеческой личности, призывал каждого к активному принятию себя как творца Космоса, способного преобразовать мировую реальность к добру и красоте путем неустанной творческой работы над собой.

Идеи космической педагогики, разработанные К. Н. Вентцелем, ставят его в один ряд с представителями русского космизма. Об этом свидетельствует содержательное сходство ряда положений его педагогики с идеями Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и другими философами − космистами [6, с. 19]. Но более целостно идея космического воспитания получила развитие в наследии русского педагога К. Н. Вентцеля. Он органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, тем самым заложил основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, постоянно возвращаясь к нему в своем творчестве [6, с. 16].

Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель огромное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил мысль о том, что сущность нравственного воспитания должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного, положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны «произрастать изнутри» каждого ребенка [9, с. 245].

К. Н. Вентцель был убежден в том, что поскольку человек представляет собой часть Космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. По мнению мыслителя, новую культуру нужно строить на космическом базисе, так как человечество − космопланетарное явление, и оно должно осознавать себя в масштабах Космоса.

Таким образом, в процессе изучения педагогического наследия К. Н. Вентцеля установлено, что первый шаг к разработке космической педагогики был сделан ученым в труде «Религия Творческой Жизни» (1923), где педагог не только ставил задачу воспитать человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости, но и рассматривал его как неотъемлемую часть всеобщего, целостного Космоса, исходя из органического единства человека, человечества, природы и Вселенной. Дальнейшей его работой явились статьи «О проблеме космического воспитания» (1923), «Заметки о космическом воспитании» (1925), рукопись «Лучи света на пути творчества» (1937), труд «Философия творческой воли» (1937) и др., в которых: впервые была провозглашена идея космического воспитания, показана ее важность и значимость, как для отдельного человека, так и для всего общества; отражены основные идеи философии русского космизма в педагогическом аспекте; сформулированы цель и задачи космической педагогики. Обоснованность идеи космического воспитания К. Н. Вентцель объяснял тем, что человек − не только часть семьи, народа, класса, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек рассматривал К. Н. Вентцелем как свободная личность, «ареной творчества» для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению мыслителя, − это «известное упорядоченное единство», «целостное единство вселенской жизни». Исходя из этого, им формулировалась цель космического воспитания − развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом. Основные задачи: развитие космического самосознания, т. е. осознание самого себя как нераздельной части Космоса; развитие космического чувства и интуиции. Педагогический процесс виделся К. Н. Вентцелем в свободном творческом взаимодействии воспитателя и воспитанника целью становления космического сознания и развития космического чувства.

Литература:

1.      Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 42, с. 10, 33, 145−147.

2.      Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 30, с. 90−95.

3.      Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 46, с. 1−12.

4.      Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 27, с. 1,49−57.

5.      Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 16, с. 15−20, 25, 26, 99.

6.      Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля / Г.Б., М. В. Богуславский // Свободное воспитание: пед. альманах. − 1993. − ВЫП.2. − С.14−19.

7.      Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. −М.: Академия, 2000. − 212с.

8.      Фельдштейн Д. И. Актуальные направления психолого−педагогических исследований / Д. И. Фельдштейн // Диссертационные исследования в системе психологических знаний / Высш. аттестац. ком. М−ва образования РФ. −М.,2002−С.8−15.

9.      Юдина Н. П. Развитие гуманитарной демократической традиции в отечественной педагогике к. XIX−н. XX вв.: дис.докт. пед. наук / Н. П. Юдина. − Челябинск, 2002. − 340с.

Основные термины (генерируются автоматически): космическое воспитание, космическая педагогика, космическое сознание, Космос, свободная творческая личность, человечество, Культ Ребенка, свободное воспитание, Творческая Жизнь, Творческая Личность.


Ключевые слова

творческая личность, свободное воспитание, свободнная личность, теория космического воспитания, антропокосмизм., антропокосмизм

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Парадоксальная темпоральность С. Кьеркегора

В статье рассматривается темпоральная проблематика как особая сфера экзистенциально-религиозного учения датского мыслителя. Подчеркивается актуальность исследования экзистенциального времени ввиду темпоральных приоритетов современной цивилизации с ма...

Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики

Данная статья представляет собой комплексный анализ проблемы ценностей в советской этике на основе монографии «О ценностях жизни и культуры» известного отечественного философа В. П. Тугаринова. В ходе анализа впервые выстраивается система ценностей В...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа...

Похожие статьи

Концептуальные основания проектирования воспитательной системы на основе идей Л. С. Выготского

В статье рассматриваются фундаментальные положения Л. С. Выготского о воспитании. Показывается, что в современной науке недостаточное внимание уделяется этим вопросам — развитию эмоциональной сферы, нравственных ценностей и потребностей. Освещаются к...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Осмысление экзистенциального опыта К. Н. Леонтьева в контексте проблемы духовной безопасности современной России

Статья посвящена анализу духовной эволюции, пережитой выдающимся русским мыслителем и писателем Константином Леонтьевым. Он прошел сложный путь от первоначальной детской религиозности, последующего религиозного кризиса в молодости и, наконец, духовно...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Парадоксальная темпоральность С. Кьеркегора

В статье рассматривается темпоральная проблематика как особая сфера экзистенциально-религиозного учения датского мыслителя. Подчеркивается актуальность исследования экзистенциального времени ввиду темпоральных приоритетов современной цивилизации с ма...

Марксистская аксиология В. П. Тугаринова как криптосистема советской этики

Данная статья представляет собой комплексный анализ проблемы ценностей в советской этике на основе монографии «О ценностях жизни и культуры» известного отечественного философа В. П. Тугаринова. В ходе анализа впервые выстраивается система ценностей В...

Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки

В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...

Любовь как основа человеческой жизни в философских взглядах В. Винниченко

В статье анализируются взгляды В. Винниченко относительно проблемы многогранности любви и ее положительного влияния на внутренний мир человека и его отношение к жизни.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

В статье освещено понимания Э. Фроммом и Ф. Ницше проблемы проявления человеческой сущности, отчуждения человека в обществе и определены пути ее преодоления. Рассмотрены типы свободы и механизмы бегства от свободы.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции Альбера Камю

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа...

Задать вопрос