В статье анализируется педагогическая деятельность К. Н. Вентцеля с позиции принципов космического подхода к воспитанию ребенка.
Автором сделан акцент на тот факт, что в основе космической педагогики обоснованные идеи космического воспитания К. Н. Вентцеля, что человек − не только часть семьи, народа, класса, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной.
Ключевые слова: свободное воспитание, творческая личность, свободнная личность, теория космического воспитания, антропокосмизм.
Стремительные изменения в обществе, обусловленные «информационным взрывом», привели к кардинальным преобразованиям «пространство жизни», в котором формируется современный человек. Кризис, проявившийся во всех областях жизнедеятельности людей, поставил перед человеком огромное число проблем, вызывающих «интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение» (Д. И. Фельдштейн). В этих условиях необходимо учитывать не только изменения, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, но и изменения в самом человеке, его жизненных ритмах, отношении к окружающему Миру. Стержневой выступает проблема определения места человека в Мире, его позиции в системе социальных связей, понимания того, «ради чего и как использует человек врожденное и приобретенное им» [8, с.9].
К основным задачам глобального образования как нового направления в мировой образовательной политике XXI века следует отнести: формирование понимания Мира на основе холистических и гуманистических взглядов; воспитание Человека, ответственного за все формы жизни на Земле и в Космосе, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов и др. [7, с.255].
Идеи современного глобального образования предвосхитил основоположник космической педагогики К. Н. Вентцель в работах «Педагог будущего», «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления», «Религия Творческой Жизни», «О проблеме космического воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Лучи света на пути творчества», «Философия творческой воли» и др., написанных им в начале XX века.
В 20 − 30 − е гг. в работах «О проблеме космического воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Философия творческой воли», «Лучи света на пути творчества» и др. К. Н. Вентцель развивал идеи космической педагогики, имеющей в своей философской основе идеи русского космизма и ставшей логическим продолжением его теории свободного воспитания. [6, с.14].
Первый шаг к разработке идей космической педагогики К. Н. Вентцель сделал в труде «Религия Творческой Жизни», где он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюции Жизни, Культа Единого Творческого Человечества К. Н. Вентцель утверждал, что в Культе творческой личности божественную роль будет иметь Культ Ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет характер свежести и молодости. В Культе Ребенка К. Н. Вентцель выделил ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает его существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с тем, мыслитель постоянно подчеркивал, что эти формы Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только самым чистым, естественным и свободным состояниям «любви и благоговения, которые вызывают у нас Вселенная и Ребенок − как нежный маленький росток той личности, из которой должна вырасти Творческая Личность при заботливом уходе и надлежащем воспитании». Тем не менее, К. Н. Вентцель утверждал, что «...еще не скоро придет время, когда будет провозглашен и твердо установлен Культ Ребенка», который будет «коренным образом отличаться от всех каких бы то ни было форм культа.».., так как Культ Ребенка − «великое преклонение перед развивающейся жизнью, перед беспредельным творчеством жизни, свободно обновляющейся и принимающей все высшие и высшие формы…» [1,с.33].
Спустя много лет, уже в 40−е гг. XX века, К. Н. Вентцель еще раз утвердился в правильности поднятия и обсуждения данного вопроса: «Проблема космического воспитания стучится в двери,... откроем двери настежь и займемся ею вплотную,... сам исторический ход вещей ставит ее перед народами земного шара. Последняя мировая война до осязательности ясно обнаружила крах современной культуры, ее узость и ограниченность, отсутствие в ней полета и широких горизонтов. Только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло». По мнению педагога, надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены прошлым. [2, с. 95].
В области творческого самовоспитания, по мнению педагога − философа, возникают следующие задачи: в индивидуальном отношении − стать свободной творческой личностью, в социальном − «слиться в одно гармоническое целое с обществом, частью которого он является, содействуя в наибольшем возможном размере преобразованию его в свободное творческое общество», и в космическом − «наиболее полного и совершенного участия в поднятии Космоса на более высокие ступени его развития». Вот проблемы, которые обозначил в данной работе К. Н. Вентцель. По его убеждению, мы должны попытаться разрешить их, если действительно «стремимся дело воспитания и самовоспитания поднять на возможно большую высоту, чем оно до сих пор стояло» [2, с. 95].
По мнению К. Н. Вентцеля, идея Природы и идея Космоса состоят в тесном родстве, «Космос − та же Природа, только взятая во всей ее целостности». Вентцель добавляет к этому, что надо не только идею Космоса развивать, но и чувство Космоса, волю к слиянию с ним в одно целое. Мыслитель был уверен, что пребывание среди природы содействует не только развитию чувства Природы, но и чувства Космоса, поэтому «большую роль играет более частое пребывание среди природы и путешествие преимущественно пешком или в лодке». Другим фактором, содействующим развитию чувства и идеи Природы, Космоса, по мнению К. Н. Вентцеля, является поэзия. Затем в его списке идут занятия естественными науками и «тем в большей степени, чем более они имеют экспериментальный характер, то есть покоятся на непосредственном наблюдении и экспериментировании». Среди наблюдений природы особенно большое значение имеет наблюдение за движением звезд, Солнца, Луны. «Естествознание дает богатый материал для развития в ребенке идеи Космоса и идеи Эволюции», − утверждал педагог. Изучение астрономии выдвигается им на первый план. «Надо будет подробно остановиться на том, что дает современная астрономия для идеи Космоса», − отметил он в своем дневнике и начал новую подборку материала по данной проблеме [3, с. 99].
К. Н. Вентцеля состоит в том, что он первым в педагогике наметил этапы становления сознания ребенка, позволяющие пройти путь от «смутного понимания своего единства с Миром к интеллектуальному осознанию единства и взаимозависимости всего, что существует во Вселенной», к признанию этого единства «фундаментом, на котором будет строится работа как в области познания, так и в сфере нравственной деятельности человека». Главным итогом такой педагогики, по мнению Константина Николаевича, должно стать развитие космического сознания и чувства, элементом космического сознания является сознание человечества «как одного развивающегося целого» [4, с. 49].
Для К. Н. Вентцеля каждый человек − свободная творческая личность, ареной творчества для которого является он сам, человечество и Космос. Каждый, по его мнению, может и должен, используя все силы, которыми он располагает, содействовать тому, чтобы стать более совершенной личностью, а значит «содействовать в тех или других пределах, чтобы человечество и Космос стали более совершенными». Наше «Я» обладает сознанием, которое может стать свободным и творческим, − уверен мыслитель, − и «получить свое выражение в свободном и творческом мышлении, в свободной творческой любви и в свободной, творческой, волевой деятельности». Результатом деятельности свободного творческого сознания, по Вентцелю, являются истина, добро и красота. Важнейшая задача воспитателя − осознать и принять самому, а также помочь осознать воспитанникам вышеперечисленные идеи [5, с. 20].
К. Н. Вентцель был уверен в том, что человек, обладающий космическим сознанием, «необходимо будет нравственным»: «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, кто слился всецело и безраздельно с Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противопоставляет больше себя Космосу, человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющее с ними одно целое.
В контексте рассматриваемой проблемы космического воспитания К. Н. Вентцелем в 1937 г. была закончена рукопись «Лучи света на пути творчества», в которой написаны правила для тех (и в первую очередь для молодежи), кто желает «освобождения от цепей невидимого рабства» и «жаждет сделать свободным и творческим свое сознание». В этой работе мыслитель пишет о том, что при помощи творческой работы над собой личность достигает преобразования живущей в ней «воли к власти» в «волю освобождения», что власть над другими должна смениться властью над самим собой.
Педагогика К. Н. Вентцеля построена на принципах антропокосмизма, гармонии, культуро − сообразности, свободы и ненасилия. Принцип антропокосмизма характеризуется следующими признаками: взаимосвязь человека и Космоса; космическое происхождение человека; человек является частью Космоса и развивается по его законам. Принцип гармонии понимается ученым как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом. Принцип культу − росообразности основан на принятии человеком себя как активного участника и преобразователя Космоса, творца новых форм космической культуры. Принцип свободы заключается в том, что воспитатель и воспитанники равны и свободны в возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы и всего человечества, но и природы, Космоса. Сущностной характеристикой принципа ненасилия является то, что процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижении космического сознания не приемлет принуждения, но опирается на побуждающие, поисковые приемы организации деятельности («метод освобождения творческих сил в ребенке», сократический, проблемный метод и др.), на совместные усилия всех участников процесса космического воспитания.
Космическая педагогика К. Н. Вентцеля выступает как сложное социо − культурное и личностное явление, развитие идей которого определилось как объективными, так и субъективными факторами. Логика развития идей и понятий (от теории свободного воспитания к космической педагогике) зависела от развития философских идей, которые выражали его взгляды на Человека и Жизнь, нравственность и творчество.
Исходя из органического единства человека, человечества, природы и Космоса, ученый утверждал веру в достоинство человеческой личности, призывал каждого к активному принятию себя как творца Космоса, способного преобразовать мировую реальность к добру и красоте путем неустанной творческой работы над собой.
Идеи космической педагогики, разработанные К. Н. Вентцелем, ставят его в один ряд с представителями русского космизма. Об этом свидетельствует содержательное сходство ряда положений его педагогики с идеями Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и другими философами − космистами [6, с. 19]. Но более целостно идея космического воспитания получила развитие в наследии русского педагога К. Н. Вентцеля. Он органически и последовательно соединил идею воспитания свободной творческой личности с идеей космического воспитания, тем самым заложил основы космической педагогики. Этот идеал он пронес до конца своей долгой и трудной жизни, постоянно возвращаясь к нему в своем творчестве [6, с. 16].
Говоря о воспитании свободной творческой личности как гражданина Космоса, Вентцель огромное значение уделял нравственному воспитанию ребенка. При этом он последовательно проводил мысль о том, что сущность нравственного воспитания должна состоять не в привитии подрастающему поколению неких этических идеалов, выработанных вне его, а в создании условий для накопления личного, положительного опыта, для самостоятельного формирования нравственных максим и императивов, которые должны «произрастать изнутри» каждого ребенка [9, с. 245].
К. Н. Вентцель был убежден в том, что поскольку человек представляет собой часть Космоса, постольку совершенно правомерным является вопрос о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной. По мнению мыслителя, новую культуру нужно строить на космическом базисе, так как человечество − космопланетарное явление, и оно должно осознавать себя в масштабах Космоса.
Таким образом, в процессе изучения педагогического наследия К. Н. Вентцеля установлено, что первый шаг к разработке космической педагогики был сделан ученым в труде «Религия Творческой Жизни» (1923), где педагог не только ставил задачу воспитать человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости, но и рассматривал его как неотъемлемую часть всеобщего, целостного Космоса, исходя из органического единства человека, человечества, природы и Вселенной. Дальнейшей его работой явились статьи «О проблеме космического воспитания» (1923), «Заметки о космическом воспитании» (1925), рукопись «Лучи света на пути творчества» (1937), труд «Философия творческой воли» (1937) и др., в которых: впервые была провозглашена идея космического воспитания, показана ее важность и значимость, как для отдельного человека, так и для всего общества; отражены основные идеи философии русского космизма в педагогическом аспекте; сформулированы цель и задачи космической педагогики. Обоснованность идеи космического воспитания К. Н. Вентцель объяснял тем, что человек − не только часть семьи, народа, класса, человечества, но и часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной. Человек рассматривал К. Н. Вентцелем как свободная личность, «ареной творчества» для которого является он сам, человечество и Космос. Космос, по мнению мыслителя, − это «известное упорядоченное единство», «целостное единство вселенской жизни». Исходя из этого, им формулировалась цель космического воспитания − развитие космического сознания, основанного на чувстве единения и общности человека с человечеством, природой, Космосом. Основные задачи: развитие космического самосознания, т. е. осознание самого себя как нераздельной части Космоса; развитие космического чувства и интуиции. Педагогический процесс виделся К. Н. Вентцелем в свободном творческом взаимодействии воспитателя и воспитанника целью становления космического сознания и развития космического чувства.
Литература:
1. Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 42, с. 10, 33, 145−147.
2. Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 30, с. 90−95.
3. Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 46, с. 1−12.
4. Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 27, с. 1,49−57.
5. Архив, фонд 23, оп.1, д. (ед. хр.) 16, с. 15−20, 25, 26, 99.
6. Корнетов Г. Б. Космическая педагогика Константина Вентцеля / Г.Б., М. В. Богуславский // Свободное воспитание: пед. альманах. − 1993. − ВЫП.2. − С.14−19.
7. Ситаров В. А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. −М.: Академия, 2000. − 212с.
8. Фельдштейн Д. И. Актуальные направления психолого−педагогических исследований / Д. И. Фельдштейн // Диссертационные исследования в системе психологических знаний / Высш. аттестац. ком. М−ва образования РФ. −М.,2002−С.8−15.
9. Юдина Н. П. Развитие гуманитарной демократической традиции в отечественной педагогике к. XIX−н. XX вв.: дис.докт. пед. наук / Н. П. Юдина. − Челябинск, 2002. − 340с.