Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом
Автор: Яружина Алена Игоревна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 08.02.2015
Статья просмотрена: 1219 раз
Библиографическое описание:
Яружина, А. И. Использование электронных пособий при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с космосом / А. И. Яружина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 102-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7099/ (дата обращения: 16.12.2024).
Ничто во всей Вселенной
Не существует, только их полет,
И он мои печали прочь несет
Полет планет, Земли, и звезд полет, и камня,
И мысль моя на жизни и смерти
На двух крыльях, на двух волнах плывет.
Поль Элюар, «Повторения»
На рубеже двух столетий — девятнадцатого и двадцатого — наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло более 50 лет...
Мечта вчерашних мальчишек — стать космонавтом — не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа — герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому родителям и педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Занимаясь с ребенком изучением природы и окружающего мира, нельзя не коснуться космоса. Тем более, что наблюдение за небосклоном всегда вызывают интерес у детей. Рассказывать ребенку об устройстве звездного мира, уникальности нашей планеты и важности изучения космического пространства необходимо уже с дошкольного возраста.
Проблема формирования представлений, в том числе о космосе — одна из центральных в детской психологии и педагогике. Прежде всего, она связана с образованием понятий и развитием мышления у дошкольников, для которых обучение — ведущая деятельность, обеспечивающая первоначальное вхождение в область научных представлений, усвоение их основополагающих положений.
Представления — это знания, понимание чего-нибудь, а формирование представлений о космосе — приобретение законченности, зрелости знаний о нем. Изучению данной проблемы посвящены работы ряда психологов: П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина [1, с. 53]. Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании представлений, о различных типах ориентировок, обнаруживших кратчайшие пути к усвоению важнейших представлений, — это лишь один из аспектов ее решения.
Другой аспект решения проблемы представлен в исследовании В. В. Давыдова, который теоретически и экспериментально показал не только возможность, но и целесообразность развития у дошкольников научно–теоретического мышления, формирования у них представлений нового типа на основе всеобщей генетической связи вещей. В этом случае само понятие первично и служит основой восхождения к конкретным знаниям.
Проблема формирования представлений в дошкольном возрасте решается исследователями различно. Некоторые психологи раскрыли возможность формирования у дошкольников представлений (Р. Г. Натадзе, Л. Ф. Обухова и др.). Они отметили и трудности, сопровождающие этот процесс: изыскание специальных условий, особых приемов и методов образования представлений, организация дифференцированного обучения детей, стоящих на разных уровнях овладения понятиями, трудности в использовании усвоенных детьми представлений для анализа новых объектов, т. е. осуществление операции включения. [3, с. 29]
Третий аспект проблемы связан с образованием у дошкольников различных видов допонятийных представлений. А. В. Запорожец обращал внимание на важность изучения тех особенностей наглядно-образного мышления, которые позволяют ребенку правильно обобщать наблюдаемые явления.
Впервые проблема специфики формирования представлений в период дошкольного детства исследована Л. С. Выготским. Им выделены и описаны такие образования, как синкреты, различные виды комплексов, которые позволяют ребенку, не владеющему научными понятиями, создавать совокупность предметов. Синкреты, по мнению Л. С. Выготского, первооснова в длительном процессе становления и развития мышления. Их суть заключается в том, что ребенок объединяет вещи без какой — либо предметной связи между ними, лишь на основе случайных субъективных впечатлений. Тем не менее автор считает, что «это перепроизводство субъективных связей имеет... огромное значение как фактор дальнейшего развития детского мышления, так как оно — основа для дальнейшего процесса отбора соответствующих действительности и проверяемых практикой связей». [5, с. 36]
В психолого-педагогической литературе имеется немало конкретных исследований, цель которых — выявление особенностей формирования обобщенных представлений и умений у детей дошкольного возраста. Содержанием обучения в этих исследованиях являются различные стороны действительности, составляющие сферу программных представлений для дошкольников, а также разные виды деятельности. Исследованиями установлено, что представления успешно формируются в процессе целенаправленно и систематически осуществляемой деятельности (например, наблюдения); постепенного углубления и расширения представлений, например, в ходе усвоения детьми системы представлений о космосе. При этом результат обучения — наличие у детей обобщенных представлений — проявляется не столько в словесной форме, сколько в практической деятельности (умение наблюдать за изменением долготы дня на основе знания о вращении планеты и т. д.). В ряде педагогических исследований предприняты попытки сформировать у старших дошкольников широкие по содержанию представления, например живая и неживая природа. В них показано, что систематическое обучение, демонстрация наиболее значимых свойств живых существ и предметов неживой природы позволяют сформировать у старших дошкольников полноценные обобщенные знания.
Формирование обобщенных представлений о космосе прослежено в ряде психологических и педагогических исследований (А. М. Гаврилова, С. А. Ладывир, Р. Г. Натадзе, Л. И. Цеханская и др.). Авторы рассматривают вопрос о возможности формирования у дошкольников таких представлений, как космические явления, планеты солнечной системы и т. д. В работе М. М. Харшани обсуждается процесс становления представлений у детей разного возраста с помощью различных методик (традиционной и методом П. Я. Гальперина). [3, с. 42]
Анализ выше представленных исследований в свете теории Л. С. Выготского о представлениях показывает, что формируемые у детей обобщенные образования о единицах космической систематики не соответствуют истинным научным понятиям и не могут быть ими названы прежде всего из-за ограниченных познавательных возможностей детей дошкольного возраста. Говоря о псевдопонятиях, Л. С. Выготский подчеркивал, что речь взрослых определяет пути развития детских представлений, но это еще не означает усвоение ребенком способов мышления взрослого человека. Псевдопредставления ребенка всего лишь эквиваленты представлений взрослого человека, так как получены специфическим для дошкольников способом мышления. Исследователь Н. Н. Поддьяков, оценивая научные положения Л. С. Выготского, отмечает сильные стороны его теории «мышления в комплексах». В ней обосновывается возможность ребенка познавать предметы во всем многообразии свойств и связей, последовательно выделять разные стороны познаваемого предмета, переориентироваться с одного свойства на другое, улавливать относительность границ между отдельными группами предметов ипереходить от одной группы к другой. Н. Н. Поддьяков подчеркивает, что выявление основных средств и способов комплексного мышления, механизмов перехода к представленному мышлению — это актуальная задача исследований. [4, c. 35]
Представления, стоящие в центре нашего исследования, мы рассматриваем как представленные образования, в содержание которых входят сведения об однородных предметах и закономерных явлениях космического пространства. Основой для их формирования служит группа наглядных признаков, включая типичные и характерные морфофункциональные особенности объектов природы. Представления включают ряд умственных умений объединять предметы в одну группу по наиболее характерным признакам и давать им общее название; перечислять основные признаки, характеризующие данное объединение; анализировать конкретные явления с позиции обобщенных представлений и устанавливать степень их соотнесенности с последними. Представления, рассматриваемые как представленные образования, находятся в определенных взаимоотношениях с научными понятиями. Их роднит с понятиями следующее: взаимоотношения конкретного и общего в них всегда однотипичны они построены на связях единого вида. Это свойство обеспечивает возможность представлению, так же как и понятию, выступать в качестве средства анализа и познавательной ориентировки в новом материале.
Таким образом, представления могут занимать место, промежуточное между обобщением типа «комплекс» и научным понятием. Функции представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание представлений об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно — образного мышления детей и на его основе первоначальное становление элементов логического мышления.
Основная цель формирования представлений в старшем дошкольном возрасте — не форсированное обучение и преждевременное введение детей в мир научных представлений, а интенсивное развитие соответствующих возрасту особенностей мыслительной деятельности, развитие способности обобщать, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами.
Практика обучения показывает, что представления должны строиться на различных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений.
Как подтверждают практика дошкольного воспитания и некоторые исследования, фундамент конкретных представлений о космосе у старших дошкольников позволяет сформировать обобщенные представления о планетах, космических явлениях. Во всех случаях основой представления должен быть ряд значимо — характерных признаков. Например, обобщенное представление — планеты, формируется на основе следующих признаков:
- планеты не излучают собственного света;
- вращаются вокруг своих осей;
- по орбите вращаются вокруг Солнца;
- почти одинаковая форма
Но есть один из главных отличительных признаков у всех 9 планет — разные размеры.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли, космосе. При этом знания дошкольника, как показали ученые исследования (Н. Н. Кондратьева, В. И. Логинова, С. Н. Николаева, П. К. Саморукова) приобретает системный характер. При этом совершенствуется познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения. [2, с. 51]
Как известно, старший дошкольный возраст — период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как предметы устроены, для чего они предназначены, пытается установить (с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов о том, как устроен космос, о том как устроена ракета и т. д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать». Разрозненные, конкретные мало осознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.
В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Так знакомить детей с космосом можно через различные виды игр, беседы, авторские сказки, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов и телепередач, наблюдения и так далее. Но мы подробно остановимся на использовании в работе с детьми электронных пособий.
В отличие от обычных технических средств обучения электронные пособия позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Электронные игры и пособия приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять электронные пособия для детей старшего дошкольного возраста:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Таким образом, использование электронных пособий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и значительно повысить эффективность ознакомления дошкольников с космосом.
Литература:
1. Камзалова, Т. А. Первая книга знаний. [Текст] / Т. А. Камзалова. — Смоленск: Русич, 2009.– 48с.
2. Клушанцев, П. О чем рассказал телескоп. [Текст] / П. Клушанцев, 1980.
3. Кошурникова, Р. П. Космонавтом быть хочу! [Текст] / Р. П. Кошурникова. — М.: Педагогика, 1983.
4. Левитан, Е. П. Малышам о звездах и планетах. [Текст] / Е. П. Левитан. — М.: Педагогика, 1993.
5. Скоролупова, О. А. Покорение космоса. [Текст] / О. А. Скоролупова, 2006.