Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 08.05.2014

Статья просмотрена: 7043 раза

Библиографическое описание:

Дедусенко, М. Л. Фискальное содержание налога на доходы физических лиц и факторы, влияющие на его поступление / М. Л. Дедусенко, М. О. Прудникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 327-331. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10913/ (дата обращения: 30.10.2024).

Впервые налог на доходы физических появился в 10 г. н. э. в Китае при императоре Ванг Манге в виде налога на доход мастеров. Налог взимался с прибыли мастера в размере 10 %. Налог на доходы мастеров взимался недолго и после смерти императора был отменён в 23 году н. э. [4]

В России история подоходного налога начинается в 1812 г. с введения прогрессивного процентного сбора с доходов от использования недвижимого имущества. В 1893 г. был введён квартирный налог для квартиросъёмщиков, который взимался по прогрессивной шкале ставок от 1,6 до 10 % (в последующем налог на роскошь и налог на потребление) [4]. В начале 1960-х гг. была предпринята попытка отмены налогообложения заработной платы, был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» [3]. Налоговая система РФ 1992 г. состояла из 60 видов налогов, среди которых был подоходный налог, введённый Законом Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». Налог взимался с годового дохода и имел прогрессивную шкалу ставок налогообложения (от 12 до 60 %), устанавливались необлагаемые доходы, налогоплательщикам предоставлялись различные налоговые льготы.

С 1 января 2001 г. в Российской Федерации была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая содержит главу 23 «Налог на доходы физических лиц». НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %, также предусмотрены необлагаемые доходы и налоговые вычеты [2].

Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Таблица 1

Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации

Уровень бюджета

Процент отчисления

Всего отчисления

Примечания

Федеральный бюджет

50 %

100 %

При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента

Бюджеты субъектов РФ

50 %

Федеральный бюджет

85 %

100 %

При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа

Бюджеты субъектов РФ

15 %

Федеральный бюджет

85 %

100 %

При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района

Бюджеты поселений

10 %

Бюджеты муниципальных районов

5 %

Федеральный бюджет

85 %

100 %

При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории

 Бюджеты муниципальных районов

15 %

Федеральный бюджет

85 %

100 %

При уплате НДФЛ в бюджет городского округа

Бюджеты городских округов

15 %

Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории [1].

Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг.

Таблица 2

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты

за 2011–2013 гг., млрд. руб.

Бюджеты

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Поступление НДФЛ

Консолидированный бюджет РФ

1994,8

2260,3

2497,7

+265,5

+237,4

+13,3

+10,5

Местные бюджеты

583,4

656,7

729

+73,3

+72,3

+12,6

+11,0

Всего налоговые доходы

Консолидированный бюджет субъектов РФ

5237,4

5791,3

5957,6

+553,9

+166,3

+10,6

+2,9

Местные бюджеты

853,6

933,6

1041,7

+80

+108,1

+9,4

+11,6

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

38,1

39

41,9

+0,9

+2,9

+2,4

+7,4

Местные бюджеты

68,3

70,3

69,9

+2

-0,4

+2,9

-0,6

Из таблицы 2 видно, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2013 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2012 г. составила в консолидированном бюджете39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2011 г, а в 2013 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2012 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2012 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2011 г., а в 2013 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2012 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2013 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2012 г.

Так как в бюджеты субъектов РФ поступают доходы от налога на доходы физических лиц, проанализируем региональный аспект динамики поступлений данного налога на примере Белгородской области. Рассмотрим таблицу 3 «Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг.».

Таблица 3

Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг., млн. руб.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение(±)

Относительное отклонение (%)

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

НДФЛ

14743

16727

18272

+1984

+1545

+13,5

+9,2

Налоговые доходы всего

52 184

48 899

46 690

-3 285

-2 209

-6,3

-4,5

Доля НДФЛ в налоговых доходах областного бюджета, %

28,3

34,2

39,1

+5,9

+4,9

+21,1

+14,4

Из таблицы 3 видно, что НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Белгородской области, например, в 2011 г. — 28,3 %, а в 2012 г. — увеличилась на 4,9 % (т. е. составила 34,2 %), в 2013 г. — составила 39,1 %. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Белгородской области возрастали в период с 2010 г. по 2013 г. В2011г. поступления по налогу по сравнению с 2010 г. увеличились на 13,7 %, что составило 1774 млн. руб., в 2012 г. бюджет пополнился за счёт НДФЛ на 16727 млн. руб., что на 19884 млн. руб. больше, чем в 2011 г. Налоговые доходы 2013 г. по НДФЛ в бюджет Белгородской области увеличились на 1545 млн. руб., что на 9,2 % больше показателя 2012 г.

Необходимо проанализировать также влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты РФ, а объектом обложения являются доходы, полученные в натуральной, денежной форме или в форме материальной выгоды, то целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: среднедушевой денежный доход; среднегодовая заработная плата; численности населения, занятого в экономике; индекс роста потребительских цен (инфляция). Динамика данных показателей по России за 2011–2013 гг. представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2011–2013 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение, ±

Относительное отклонение, %

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

20780

23058

23763

+ 2278

+ 705

+ 11

+ 3,1

Среднемесячная заработная плата, руб.

23369

26629

29960

+ 3260

+ 3331

+ 14

+ 12,5

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

70856,6

71545,4

71391,5

+ 688,8

- 153,9

+ 0,9

- 0,2

Индекс роста потребительских цен, %

106,1

106,6

106,5

+ 0,5

- 0,1

+ 0,5

- 0,1

Из таблицы 4 видно, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2012 г. на 688,8 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2278 руб. (23058 руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2012 г. на 0,5 % приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 3260 руб. По сравнению с 2012 г. среднегодовая численность экономически активного населения уменьшилась в 2013 г. на 153,9 тыс. чел., что привело к небольшому росту показателя среднедушевого дохода населения до 23763 руб. (3,1 %). Следует обратить внимание, что снижение роста потребительских цен в 2013 г. на 0,1 % привело возрастанию показателя среднегодовой заработной платы на 3331 руб. (12,5 %).

Влияние экономических факторов на поступление доходов от НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. представлено в таблице 5.

Таблица 5

Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Абсолютное отклонение, ±

Относительное отклонение, %

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

Среднедушевой денежный доход, руб.

18 799,7

21 562,9

23512,9

+2763,2

+1950

+14,7

+9

Среднемесячная заработная плата, руб.

17667,6

20002,1

21473,6

+2334,5

+1471,5

+13,2

+7,4

Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел.

733,6

757,2

777,5

+23,7

+20,3

+3,2

+2,7

Индекс роста потребительских цен, %

105,5

106,2

106,2

+0,7

-

+0,7

-

Из таблицы 5 видно, что между динамикой показателей среднегодовой численности населения занятого в экономике и среднедушевым денежным доходом населения существует прямая зависимость. Рост среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2012 г. на 23,7 тыс. чел. (3,2 %) приводит к увеличению среднедушевого дохода на 2763,2 руб. (14,7 %) по сравнению с 2011 г. Повышение среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2013 г. на 20,3 тыс. чел. (2,7 %) влияет на рост среднедушевого денежного дохода населения на 9 % (1950 руб.) по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что при увеличении индекса роста потребительских цен должен происходить рост показателя среднемесячной заработной платы, в этом проявляется сбалансированность роста доходов населения и цен на товары и услуги на потребительском рынке. Из проведённого анализа видно, что повышение индекса роста потребительских цен в 2012 г. на 0,7 % приводит к увеличению показателя среднемесячной заработной платы на 2334,5 руб. по сравнению с 2011г., а в 2013 г. рост потребительских цен оставался на уровне 2011 г. в 106,2 %, но среднемесячная заработная плата возросла на 1471,5 руб. (7,4 %).

НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в общих налоговых поступлениях составил 41,9 %, а также образует значительную часть налоговых доходов местных бюджетов — 69,9 %. В консолидированном бюджете Белгородской области НДФЛ занимает значительную долю дохода, например, в 2011 г. — 28,3 %, в 2012 г. — увеличился на 5,9 %, а в 2013 г. составила — 39,1 %.

Рассмотрим зависимость динамики поступлений НДФЛ в бюджеты РФ от роста среднедушевого денежного дохода за 2011–2013 гг., которая представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступления НДФЛ в бюджеты РФ

Из рис. 1 видно, что зависимость между показателями среднедушевого денежного дохода населения и суммой НДФЛ, которая поступила в бюджеты РФ за 2011–2013 гг. является прямой, поэтому при возрастании одного показателя происходит увеличение другого.

Зависимость динамики показателя среднедушевого дохода и поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. показана на рисунке 2.

Рис. 2. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.

Из рис. 2 видно, что с роста показателя среднедушевого денежного дохода происходит повышение поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области на протяжении 2011–2013 гг.

Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Белгородской области. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения занятого в экономике приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.

Литература:

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31.– Ст. 3823.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.

3.      Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Шапошникова, С. В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах [Текст] / О. А. Гражданкина, В. А. Гражданкин, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 30–32.

4.      Рядинская В. А. Развитие налогообложения доходов физических лиц до XX века [Текст] / В. А. Рядинская // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2013. — № 13 (3). — С. 87–93.

5.      База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm.

6.      Данные по формам статистической налоговой отчётности [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn31/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.

7.      Федеральный план статистических работ [Электронный ресурс] / Единая межведомственная информационно-статистическая система. — Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.

Основные термины (генерируются автоматически): Белгородская область, среднедушевой денежный доход, бюджет, Российская Федерация, доход, консолидированный бюджет РФ, налог, среднемесячная заработная плата, среднегодовая численность населения, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета Российской Федерации

Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования

Отдельные вопросы контроля за соблюдением физическими лицами законодательства о налогах и сборах

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной системы России

Недвижимое имущество как объект обложения налогом на имущество организаций

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Должностное лицо налогового органа как основной инструмент контроля за своевременной уплатой налогов в стране

Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности

Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной направленности налоговой политики

Похожие статьи

Налоговые поступления как источник доходной части бюджета Российской Федерации

Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования

Отдельные вопросы контроля за соблюдением физическими лицами законодательства о налогах и сборах

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной системы России

Недвижимое имущество как объект обложения налогом на имущество организаций

Общий правовой режим налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Специальные правовые режимы налогообложения доходов организаций в Российской Федерации

Должностное лицо налогового органа как основной инструмент контроля за своевременной уплатой налогов в стране

Налогообложение субъектов электронной коммерческой деятельности

Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной направленности налоговой политики

Задать вопрос