Впервые налог на доходы физических появился в 10 г. н. э. в Китае при императоре Ванг Манге в виде налога на доход мастеров. Налог взимался с прибыли мастера в размере 10 %. Налог на доходы мастеров взимался недолго и после смерти императора был отменён в 23 году н. э. [4]
В России история подоходного налога начинается в 1812 г. с введения прогрессивного процентного сбора с доходов от использования недвижимого имущества. В 1893 г. был введён квартирный налог для квартиросъёмщиков, который взимался по прогрессивной шкале ставок от 1,6 до 10 % (в последующем налог на роскошь и налог на потребление) [4]. В начале 1960-х гг. была предпринята попытка отмены налогообложения заработной платы, был издан Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» [3]. Налоговая система РФ 1992 г. состояла из 60 видов налогов, среди которых был подоходный налог, введённый Законом Верховного Совета РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998–1 «О подоходном налоге с физических лиц». Налог взимался с годового дохода и имел прогрессивную шкалу ставок налогообложения (от 12 до 60 %), устанавливались необлагаемые доходы, налогоплательщикам предоставлялись различные налоговые льготы.
С 1 января 2001 г. в Российской Федерации была введена вторая часть Налогового кодекса РФ, которая содержит главу 23 «Налог на доходы физических лиц». НДФЛ относится к федеральным налогам, то есть действующим на всей территории Российской Федерации. По общему правилу в соответствии с Бюджетным кодексом РФ 85 % доходов от данного налога подлежит зачислению в бюджет субъектов РФ, 15 % поступлений по данному налогу подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Основная ставка НДФЛ, в соответствии с гл. 23 НК РФ, с 2001 г. устанавливалась пропорциональная 13 %, также предусмотрены необлагаемые доходы и налоговые вычеты [2].
Налог на доходы физических лиц имеет огромное значение для налоговой системы государства и выполняет фискальную, регулирующую и социальную функцию налогообложения. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.
В таблице 1 представлено распределение поступлений от налога на доходы физических лиц по бюджетам разных уровней в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.
Таблица 1
Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты Российской Федерации
Уровень бюджета |
Процент отчисления |
Всего отчисления |
Примечания |
Федеральный бюджет |
50 % |
100 % |
При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента |
Бюджеты субъектов РФ |
50 % |
||
Федеральный бюджет |
85 % |
100 % |
При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа |
Бюджеты субъектов РФ |
15 % |
||
Федеральный бюджет |
85 % |
100 % |
При уплате НДФЛ в бюджет поселения и муниципального района |
Бюджеты поселений |
10 % |
||
Бюджеты муниципальных районов |
5 % |
||
Федеральный бюджет |
85 % |
100 % |
При уплате НДФЛ в бюджет межселенной территории |
Бюджеты муниципальных районов |
15 % |
||
Федеральный бюджет |
85 % |
100 % |
При уплате НДФЛ в бюджет городского округа |
Бюджеты городских округов |
15 % |
Из таблицы 1 видно, что (ст. 50, 56, 61–61.2 БК РФ) доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов Российской Федерации — в федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов России, бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов. Отчисления зависят от категории налогоплательщика и от статуса территории [1].
Рассмотрим поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. В таблице 2 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг.
Таблица 2
Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты
за 2011–2013 гг., млрд. руб.
Бюджеты |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное отклонение (±) |
Относительное отклонение (%) |
||
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
||||
Поступление НДФЛ |
|||||||
Консолидированный бюджет РФ |
1994,8 |
2260,3 |
2497,7 |
+265,5 |
+237,4 |
+13,3 |
+10,5 |
Местные бюджеты |
583,4 |
656,7 |
729 |
+73,3 |
+72,3 |
+12,6 |
+11,0 |
Всего налоговые доходы |
|||||||
Консолидированный бюджет субъектов РФ |
5237,4 |
5791,3 |
5957,6 |
+553,9 |
+166,3 |
+10,6 |
+2,9 |
Местные бюджеты |
853,6 |
933,6 |
1041,7 |
+80 |
+108,1 |
+9,4 |
+11,6 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах, % |
|||||||
Консолидированный бюджет РФ |
38,1 |
39 |
41,9 |
+0,9 |
+2,9 |
+2,4 |
+7,4 |
Местные бюджеты |
68,3 |
70,3 |
69,9 |
+2 |
-0,4 |
+2,9 |
-0,6 |
Из таблицы 2 видно, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 13,3 %, в местные бюджеты — на 12,6 %, а в 2013 г. — на 10,5 в консолидированный бюджет РФ и на 12,6 % в местные бюджеты. Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2012 г. составила в консолидированном бюджете39 %, что на 0,9 % больше, чем в 2011 г, а в 2013 г. — 41,9 %, что на 2,9 % больше, чем в 2012 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2012 г. составила 70,3 %, что на 2 % больше, чем в 2011 г., а в 2013 г. — 69,9 %, что на 0,4 % меньше чем в 2012 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты увеличилось в 2012 г. по сравнению с 2011 г., а также в 2013 г. наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации по сравнению с 2012 г.
Так как в бюджеты субъектов РФ поступают доходы от налога на доходы физических лиц, проанализируем региональный аспект динамики поступлений данного налога на примере Белгородской области. Рассмотрим таблицу 3 «Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг.».
Таблица 3
Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Белгородской области за 2010–2013 гг., млн. руб.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное отклонение(±) |
Относительное отклонение (%) |
||
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
||||
НДФЛ |
14743 |
16727 |
18272 |
+1984 |
+1545 |
+13,5 |
+9,2 |
Налоговые доходы всего |
52 184 |
48 899 |
-3 285 |
-2 209 |
-6,3 |
-4,5 |
|
Доля НДФЛ в налоговых доходах областного бюджета, % |
28,3 |
34,2 |
39,1 |
+5,9 |
+4,9 |
+21,1 |
+14,4 |
Из таблицы 3 видно, что НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Белгородской области, например, в 2011 г. — 28,3 %, а в 2012 г. — увеличилась на 4,9 % (т. е. составила 34,2 %), в 2013 г. — составила 39,1 %. Поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Белгородской области возрастали в период с 2010 г. по 2013 г. В2011г. поступления по налогу по сравнению с 2010 г. увеличились на 13,7 %, что составило 1774 млн. руб., в 2012 г. бюджет пополнился за счёт НДФЛ на 16727 млн. руб., что на 19884 млн. руб. больше, чем в 2011 г. Налоговые доходы 2013 г. по НДФЛ в бюджет Белгородской области увеличились на 1545 млн. руб., что на 9,2 % больше показателя 2012 г.
Необходимо проанализировать также влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Так как налогоплательщиками данного налога являются физические лица — резиденты и нерезиденты РФ, а объектом обложения являются доходы, полученные в натуральной, денежной форме или в форме материальной выгоды, то целесообразно будет исследовать следующие общеэкономические показатели, которые прямо или косвенно будут влиять на формирование налоговой базы по НДФЛ: среднедушевой денежный доход; среднегодовая заработная плата; численности населения, занятого в экономике; индекс роста потребительских цен (инфляция). Динамика данных показателей по России за 2011–2013 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2011–2013 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное отклонение, ± |
Относительное отклонение, % |
||
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
||||
Среднедушевой денежный доход, руб. |
20780 |
23058 |
23763 |
+ 2278 |
+ 705 |
+ 11 |
+ 3,1 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
23369 |
26629 |
29960 |
+ 3260 |
+ 3331 |
+ 14 |
+ 12,5 |
Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел. |
70856,6 |
71545,4 |
71391,5 |
+ 688,8 |
- 153,9 |
+ 0,9 |
- 0,2 |
Индекс роста потребительских цен, % |
106,1 |
106,6 |
106,5 |
+ 0,5 |
- 0,1 |
+ 0,5 |
- 0,1 |
Из таблицы 4 видно, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2012 г. на 688,8 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2278 руб. (23058 руб.). Повышение роста цен на товары и услуги в 2012 г. на 0,5 % приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 3260 руб. По сравнению с 2012 г. среднегодовая численность экономически активного населения уменьшилась в 2013 г. на 153,9 тыс. чел., что привело к небольшому росту показателя среднедушевого дохода населения до 23763 руб. (3,1 %). Следует обратить внимание, что снижение роста потребительских цен в 2013 г. на 0,1 % привело возрастанию показателя среднегодовой заработной платы на 3331 руб. (12,5 %).
Влияние экономических факторов на поступление доходов от НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. представлено в таблице 5.
Таблица 5
Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Абсолютное отклонение, ± |
Относительное отклонение, % |
||
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
||||
Среднедушевой денежный доход, руб. |
18 799,7 |
21 562,9 |
23512,9 |
+2763,2 |
+1950 |
+14,7 |
+9 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
17667,6 |
20002,1 |
21473,6 |
+2334,5 |
+1471,5 |
+13,2 |
+7,4 |
Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел. |
733,6 |
757,2 |
777,5 |
+23,7 |
+20,3 |
+3,2 |
+2,7 |
Индекс роста потребительских цен, % |
105,5 |
106,2 |
106,2 |
+0,7 |
- |
+0,7 |
- |
Из таблицы 5 видно, что между динамикой показателей среднегодовой численности населения занятого в экономике и среднедушевым денежным доходом населения существует прямая зависимость. Рост среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2012 г. на 23,7 тыс. чел. (3,2 %) приводит к увеличению среднедушевого дохода на 2763,2 руб. (14,7 %) по сравнению с 2011 г. Повышение среднегодовой численности населения занятого в экономике в 2013 г. на 20,3 тыс. чел. (2,7 %) влияет на рост среднедушевого денежного дохода населения на 9 % (1950 руб.) по сравнению с 2012 г. Необходимо отметить, что при увеличении индекса роста потребительских цен должен происходить рост показателя среднемесячной заработной платы, в этом проявляется сбалансированность роста доходов населения и цен на товары и услуги на потребительском рынке. Из проведённого анализа видно, что повышение индекса роста потребительских цен в 2012 г. на 0,7 % приводит к увеличению показателя среднемесячной заработной платы на 2334,5 руб. по сравнению с 2011г., а в 2013 г. рост потребительских цен оставался на уровне 2011 г. в 106,2 %, но среднемесячная заработная плата возросла на 1471,5 руб. (7,4 %).
НДФЛ составляет значительную часть налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, например, в 2013 доля НДФЛ в общих налоговых поступлениях составил 41,9 %, а также образует значительную часть налоговых доходов местных бюджетов — 69,9 %. В консолидированном бюджете Белгородской области НДФЛ занимает значительную долю дохода, например, в 2011 г. — 28,3 %, в 2012 г. — увеличился на 5,9 %, а в 2013 г. составила — 39,1 %.
Рассмотрим зависимость динамики поступлений НДФЛ в бюджеты РФ от роста среднедушевого денежного дохода за 2011–2013 гг., которая представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступления НДФЛ в бюджеты РФ
Из рис. 1 видно, что зависимость между показателями среднедушевого денежного дохода населения и суммой НДФЛ, которая поступила в бюджеты РФ за 2011–2013 гг. является прямой, поэтому при возрастании одного показателя происходит увеличение другого.
Зависимость динамики показателя среднедушевого дохода и поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг. показана на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика среднедушевого денежного дохода и суммы поступлений НДФЛ в бюджет Белгородской области за 2011–2013 гг.
Из рис. 2 видно, что с роста показателя среднедушевого денежного дохода происходит повышение поступления НДФЛ в бюджет Белгородской области на протяжении 2011–2013 гг.
Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета, как Российской Федерации, так и Белгородской области. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения занятого в экономике приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы, что будет способствовать повышению уровня жизни населения.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31.– Ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
3. Гражданкина О. А., Гражданкин В. А., Шапошникова, С. В. Сравнительный анализ потенциалов НДФЛ в различных странах [Текст] / О. А. Гражданкина, В. А. Гражданкин, С. В. Шапошникова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4. — С. 30–32.
4. Рядинская В. А. Развитие налогообложения доходов физических лиц до XX века [Текст] / В. А. Рядинская // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2013. — № 13 (3). — С. 87–93.
5. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. — Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm.
6. Данные по формам статистической налоговой отчётности [Электронный ресурс] / Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn31/related_activities/statistics_and_analytics/forms/.
7. Федеральный план статистических работ [Электронный ресурс] / Единая межведомственная информационно-статистическая система. — Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.