Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной направленности налоговой политики
Авторы: Русских Оксана Вячеславовна, Лихтина Анастасия Алексеевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 01.12.2017
Статья просмотрена: 1082 раза
Библиографическое описание:
Русских, О. В. Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной направленности налоговой политики / О. В. Русских, А. А. Лихтина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13394/ (дата обращения: 24.11.2024).
Появление налогов часто связывают с возникновением государственности, и факт того, что налоги являются одним из основных источников пополнения бюджета страны, свидетельствует о важности управления налоговыми отношениями со стороны государства. На разных этапах развития истории общественных отношений цели и формы государственного управления налогообложения подвергались изменениям, а на определенной стадии социально-экономического развития страны выделилась особая область государственной политики — налоговая политика, которая была направлена на реализацию фискальной функции налогов, а также регулирование социально-экономических процессов.
Значимость налоговой политики как научной категории и как одной из ключевых отраслей экономической практики обуславливает необходимость ее всестороннего изучения и развития, что делает рассматриваемую тему очень актуальной.
Так, политика в сфере налогообложения остается предметом научных исследований уже многие десятилетия. Вопросами налогообложения задавались еще древнейшие мыслители: Аристотель и Ксенофонт призывали государство ориентироваться не только на налоги с побежденных народов, а использовать и другие источники доходов государства [1].
Взгляды известных налоговых исследователей А.А. Исаева, В.А. Лебедева, М.И. Боголепова, И.И. Янжула находят свое отражение в литературе XIX-XX веков, содержащей трактовку терминов «политика налогов», «политика в сфере налогообложения». Термин «налоговая политика» модифицирован из вышеуказанных, известных науке налоговых категорий, но не относится к терминологии, используемой действующим налоговым законодательством. Однако, ежегодная работа Правительства Российской Федерации и Президента России над комплексом мер в сфере налоговой политики государства на предстоящий плановый период привела к признанию налоговой политики как одной из основных налоговых категорий.
Существует немало трактовок данной категории, но, в основном, авторы рассматривают налоговую политику как систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, направленных на достижение целей, включая стратегические, на обеспечение своевременной полной уплаты налогов и сборов, предотвращение уклонения от уплаты налогов и др.
И.А. Майбуров выделяет три основных подхода к определению понятия "налоговая политика": первый подход считает узконаправленным, ограничивающим сферу применения налоговой политики областью налогов, второй– называет функционально целевым подходом, отличающимся выделением функциональных возможностей и/или экономической сущности налогов, а также указанием текущих целей реализации налоговой политики; третий выделяет как стратегически ориентированный, отличающийся целевыми ориентирами, перспективными требованиями и/или рамочными ограничениями налоговой политики [2].
Известно, что реализация налоговой политики осуществляется на всех уровнях управления государством, федеральном, региональном, муниципальном. Многие авторы рассматривают необходимость формирования и реализации налоговой политики на микроуровне, т. е. на уровне хозяйствующего субъекта или домохозяйства, в связи с чем выделяют "корпоративную" и "семейную" налоговые политики. Среди важнейших целей государственной налоговой политики, к которым относят фискальные, экономические, социальные, экологические, международные и другие значимые цели, следует отдельно выделить — социальную цель.
Социальная направленность налоговой политики обеспечивает повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, способствует стимулированию развития человеческого потенциала, направлена на сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения. Эта направленность реализуется в большей степени за счет социальной функции налога, а именно налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Особенностью этого налога является то, что его плательщики — это практически все трудоспособные граждане страны. Важнейшим определяющим фактором НДФЛ является то, что налогооблагаемым объектом служит именно доход, который был реально получен плательщиком налога.
Так, с помощью НДФЛ государство решает разнообразные, а иногда и трудно сопоставимые задачи: обеспечение достаточного количества денежных поступлений в бюджеты всех уровней; стимулирование более рационального использования доходов; регулирование уровня доходов граждан; помощь социально незащищенным слоям населения.
Система налоговых льгот и вычетов по налогу на доход физических лиц является одним из основополагающих методов обеспечения социальной защиты населения. Сущность такой системы заключается в предоставлении плательщику налога права, позволяющего сохранить часть его дохода, являющегося объектом налогообложения.
Согласно данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России более 8 млн. деклараций по доходам физических лиц и налоговым вычетам по НДФЛ было принято в 2015 году, а это на 8,8 % больше, чем в 2014 году. Самым востребованным вычетом по НДФЛ в 2015 году стал — имущественный налоговый вычет. Так, число физических лиц, желающих воспользоваться данным правом, возросло на 18,8 %, а общее количество обратившихся составило около 2,9 млн. человек. Таким образом, сумма заявленных имущественных вычетов выросла с 759 до 950 млрд рублей по сравнению с 2014 годом или на 25,2 % в процентном соотношении.
Количество налогоплательщиков, обратившихся за получением социального налогового вычета, например, на обучение или лечение, увеличилось по сравнению с 2014 годом на 5,9 % до 1,1 млн человек. Общая сумма заявленных социальных вычетов составила 46 млрд руб. и увеличилась на 16,9 %. Такой повышенный спрос желающих на получение налоговых вычетов можно объяснить тем, что, начиная с 2014 года в законодательство был внесен ряд существенных изменений, расширяющих возможности плательщиков налога [3].
Статьей 217 НК РФ определен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Данный перечень является единым и предназначен для применения на всей территории России как в отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, так и в отношении лиц, которые налоговыми резидентами РФ не являются. Доходы, указанные в этой статье, не рассматриваются в качестве средств, которые могли бы формировать налоговую базу. При получении таких доходов объекта налогообложения не возникает, что приводит к снижению общей суммы исчисленного налога в некоторых случаях до нуля.
Однако, проведение всестороннего анализа влияния налоговых льгот является необходимым в связи с тем, что многие льготы и вычеты применяются на практике не в полной мере. Так, элементами налоговой политики должны стать систематическое проведение анализа уже установленных льгот и оценка эффективности их применения, что позволит принимать решения об их отмене или продлении.
Таким образом, на сегодняшний день наблюдается тенденция переориентации системы обложения НДФЛ от фискальной составляющей к социальной. Механизм обложения налогом на доход физических лиц постепенно совершенствуется, но эти изменения не оказывают существенного влияния на общий размер налоговой нагрузки отдельных налогоплательщиков. Кроме того, в условиях нынешнего роста количества неработающих граждан, сокращения и задержек выплат заработной платы, общего снижения уровня жизни населения налоговая нагрузка заметно увеличивается. [4]
Подводя итог следует отметить, что с целью усиления социальной защиты населения современная налоговая политика России должна ориентироваться не только на удовлетворение фискальных целей, но и, прежде всего, на ее социальную составляющую.
Литература:
- Азаркин, Н.Н. История политических учений: Вып. 1 / Н.Н. Азаркин, В.Н.Левченко, О.В. Мартышкин, — М.: Юрист, 1996. — 140 с.
- Майбурова, И.А. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов / И.А. Майбуров; под ред. И.А. Майбурова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 519 с.
- Назарова, О.И. Налоговые вычеты как инструмент реализации социальной политики в РФ / О.И. Назарова // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. -2014. — № 30. — С.107-114
- Налоговая аналитика ФНС России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 20.11.2017 ).