Конкуренция в сетевой фирме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Решетько, Н. И. Конкуренция в сетевой фирме / Н. И. Решетько, М. Б. Понявина, К. В. Абрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.2 (65.2). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10840/ (дата обращения: 26.04.2024).

В настоящее время в ходу институциональные определения конкуренции. Приведем одно из последних: конкуренция – это «применение обладающими деловым суверенитетом экономическими агентами потенциала своей реальной конкурентоспособности в процессе практической деятельности по реализации права на достижение относительного успеха и ограничению возможностей достижения успеха другими экономическими агентами» [1].

Рассмотрим сетевую фирму с точки зрения поведения её элементов и мотивов, определяющих их деятельность.

Сетевая фирма - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Потребителя, с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании.

Сетевые организации отличаются от организаций других типов рядом признаков [2]. Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенной продукции или услуг. В противоположность этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи [3].

Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друге другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи [4].

В-третьих, хотя подрядные сетевые организации были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

В-четвертых, в ряде отраслей, число которых постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хотя сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур как базовых составляющих новых форм [5].

Чем обусловлена заинтересованность элементов сетевой фирмы в ведении деятельности в составе данной структуры, какие силы притягивают их к центру принятия решений? Несомненно, к данным силам могут быть отнесены бренд, имя как правило могущественного и влиятельного центра принятия решений и идея, продуцируемая данным центром [6].

Необходимо отметить, что конкуренция сетевых фирм, в отличие от конкуренции традиционных - это конкуренция идей. При конкуренции сетевых фирм друг с другом, элементы их сетей вынуждены выбирать, к какой сетевой фирме они будут принадлежать в будущем. В данном случае вектор кооперации между элементом и центром принятия решений в процессе конкуренции может превратиться в вектор конкуренции, кооперация же появляется по отношении к другому центру принятия решений [7]. По отношению же к элементам сетевой фирмы, в которую вошёл элемент другой сетевой фирмы в результате конкуренции, могут быть как отношения конкуренции, так и кооперации (причём одно другого не исключает) [8].

Примером может послужить X5 Retail Group N.V., компания №1 на рынке розничной торговли России, которая представляет собой сетевую фирму, включает в себя 2 327 магазинов «Пятерочка», 321 супермаркет «Перекресток», 70 гипермаркетов «Карусель», 2 гипермаркета эконом-класса «Пятерочка Макси» а также 65 магазинов «у дома». Под управлением Компании также находится 29 распределительных центров на территории России.

Относительно недавно X5 Retail Group N.V. приобрела торговую сеть компаний «Копейка» . Следуя логике нашего рассуждения, мы наблюдаем следующую ситуацию: центр принятия решений X5 Retail Group N.V. перетянула под свой бренд все элементы сетевой фирмы «Копейка», фактически не меняя ни организационной, ни управленческой структуры компаний, а только сменив старый бренд «Копейка» на уже имеющийся достаточно популярный «Пятёрочка». Фактически, в данном случае, элементам сетевой фирмы была предложена новая идея, которая оказалась для более привлекательной с экономической точки зрения [9].

Стоит отметить, что в результате включения в сеть элементов новых участников, показатели выручки компании заметно выросли. С нашей точки зрения, важным аспектом конкуренции сетевых фирм является борьба за составные элементы друг друга, а точнее, за сферы влияния, созданную инфраструктуру, внешнюю среду деятельности этих элементов (подразделений, филиалов и т.д.). Ни для кого не секрет, что быстрее, дешевле, экономически целесообразней не создавать экономические единицы – фирмы, а приобретать уже существующие.

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся, что важной особенностью и неоспоримым преимуществом сетевой фирмы является её адаптивность практически к любой «среде обитания», к любым социально-экономическим условиям хозяйствования за счёт гибкости и маневренности, присущей её элементам [10].

Ряд исследователей пытался найти в экономике такие тенденции, которые свидетельствовали бы об угасании конкуренции, ее замене другим механизмом распределения ресурсов, координации деятельности, стимулирования производителей, обеспечения научно-технического прогресса [11]. С этой позицией связан подход, согласно которому в экономике создаются такие хозяйственные ситуации, когда важна и существенна не конкурентная борьба за ресурсы и рынки сбыта, а более выгодное и сегодня, и в перспективе соглашение о сотрудничестве, при этом в одних случаях речь идет о разделении сфер влияния, в других – об интеграции усилий в решении общих проблем, относительно которых стороны занимали конкурентные позиции, а теперь солидарно работают, поскольку удалось найти общий интерес.

Постараемся поставить ряд конкретных вопросов, делая упор на те объективные процессы, в силу которых тема взаимной выгоды, сотрудничества, поиска компромиссов, взаимопомощи, или другими словами кооперация начинает играть особую роль, замещая отношения конкуренции, недоверия, расхождения интересов. Дело заключается в том, что если реально формируются такого рода ситуации, причем их истоки корнями уходят в экономику, то в этом случае образуется та система экономических отношений, которая постоянно подпитывает отношения сотрудничества.

Первое, на что мы укажем, это на развитие крупных хозяйственных структур, которые могут иметь разные организационно-правовые формы и сильно различаться между собой по организационной структуре и способам управления [4]. Для нас важно подчеркнуть момент крупности самого организационно-экономического образования, неизбежно сочетающейся с обширным ареалом действий. В. И. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» указывал, что крупный размер предприятия «несет в себе тенденцию к монополии». В данном случае прокламируется идея замены свободной конкуренции господством монополий [6].

Заметим, что с точки зрения современной терминологии В. И. Ленин под монополией понимал то, что ныне называют олигополией. Но особенность рассуждений Ленина заключалась в том, что он исходил из того, что империализм есть надстройка над старым капитализмом с его стихийностью развития, высокой ролью рынка, прибылью как целью деятельности. Интерес к прибыли как ведущий сохраняется в условиях монополизации производства и сбыта, сам сговор между крупными хозяйственными структурами идет по «экономической силе». Согласно В. И. Ленину, соглашение действует до тех пор, пока не изменится соотношение сил, тогда само соглашение уже оказывается лишенным того капиталистического смысла, который в него вложен. Более крупная структура нарушает это перемирие, возможно даже поглощение другой крупной структуры, ее присоединение на определенных условиях, условия диктует сильнейший, но таким образом, чтобы согласился слабейший. В настоящее время мы наблюдаем подобного рода соединения, присоединения, поглощения, происходящие между сетевыми фирмами в самых различных отраслях экономики, начиная от пищевой промышленности, включая машиностроение, и заканчивая банковской деятельностью [8].

Есть определенные основания утверждать, что в данном случае соглашения «о мире» между крупными структурами – это что-то от экономики согласия и доверия, но неустойчивость капиталистической экономики и интерес к прибыли делают эти соглашения временными.

Второй момент, на который мы укажем в связи с развитием отношений сотрудничества и формированием компромиссов, – это развитие сотрудничества и даже интеграции между хозяйственными структурами в связи с такими проблемами, как формирование НИОКР, специализация на полупродуктах и оказании услуг (подетальная, технологическая), совместное использование инфраструктуры сбыта.

Следует указать на национальный аспект в развитии конкуренции, толкающий участников на ее ограничение или свертывание с целью противостояния агрессии зарубежных субъектов. В данном случае страны идут даже на нарушение собственного антимонопольного законодательства и создание мощнейших монополистических структур. На этот путь становится и Российская Федерация, делая такие шаги, как создание авиапрома, крупнейшей структуры в гражданском судостроении и т. д. [11].

Литература:

1.      Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3-6.

2.      Башкатова Ю.И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.

3.      Башкатова Ю.И., Бебрис А.О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 160-163.

4.      Бебрис А.О., Решетько Н.И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 113-118.

5.      Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций. Международный журнал экспериментального образования. 2013. №10, С. 157 -159

6.      Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Институт). Москва, 2009.

7.      Зильберштейн О.Б. Актуальные проблемы предпринимательства в России. современное состояние и перспективы развития : сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т). Москва, 2008.

8.      Зильберштейн О.Б. Российский бизнес глазами молодых. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т). Москва, 2007.

9.      Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Конотопов М.Н., Орехов С.А., Башкатова Ю.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н. Теория менеджмента. Москва, 2013.

10.  Соколов М.А. Организационно-экономическая модель управления стоимостью российских компаний в условиях проводимых процедур по слияниям и поглощениям. Проблемы экономики. 2007. № 5. С. 27-31.

11.  Соколов М.А. Аналитическая модель комплексной оценки эффективности интеграционных трансформаций организаций за счет слияний и поглощений. Транспортное дело России. 2010. № 6. С. 139-143.

12.  Хмелев И.Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244-248.

13.  Хмелев И.Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4-16. С. 150-151

Основные термины (генерируются автоматически): сетевая фирма, центр принятия решений, элемент, структура, конкуренция, крупная структура, отношение конкуренции, фирма, ценностная цепь.


Похожие статьи

Цепочка создания ценностей М. Портера в рамках оценки...

Стратегический анализ представляет собой важный элемент организационного успеха.

Выбор инструментов, способов и принципов реализации повышения устойчивости цепочки зависит от размера и структуры организации, конкретной ситуации, а так же и от масштаба возможностей.

К вопросу о специфических особенностях предпринимательских...

Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, сетевой подход, отношение, сеть, процесс адаптации, изменение рынка, ценностная...

Принципы бизнес-моделирования в цепочке по созданию...

Выстраивая свои бизнес-модели в рамках цепочек создания ценности, фирмы все чаще

Распределение контроля определяет дальнейшее развитие и структуру сети, так как субъекты, обладающие большим весом, могут влиять на принятие окончательных решений, в...

Безопасность интегрированных корпоративных структур на...

Конкуренция XXI века — это конкуренция глобальных цепей поставок представляющих собой взаимосвязанные организации, вовлеченные в создание конечной ценности

В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры.

Конкуренция и ключевые этапы её развития в процессе эволюции...

Параллельно развитию общества эволюционировала и система экономических отношений и, в частности, ключевой их элементконкуренция, ее способы, методы.

Изобретение или принципиально новый товар может вознести фирму на вершину успеха, но аналогичное...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

...и решения, предназначенные для разработки стратегии фирмы, способствующей реализации ее целей.

того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели, и какие

различные направления принятия решений по управлению конкурентоспособностью.

Анализ стратегий поведения финансовой фирмы в условиях...

3) выработать ключевые компетенции фирмы. Корпоративная культура также необходима для принятия рациональных решений, позволяющих

Создание новых рынков позволяет уйти от конкуренции. Однако это сверхсложная задача, которая под силу не каждой фирме.

Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур

Рис. 1. Уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Отношение с потребителями. Цена, качество, бренд, сервис, распространенность, маркетинг.

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

Похожие статьи

Цепочка создания ценностей М. Портера в рамках оценки...

Стратегический анализ представляет собой важный элемент организационного успеха.

Выбор инструментов, способов и принципов реализации повышения устойчивости цепочки зависит от размера и структуры организации, конкретной ситуации, а так же и от масштаба возможностей.

К вопросу о специфических особенностях предпринимательских...

Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, сетевой подход, отношение, сеть, процесс адаптации, изменение рынка, ценностная...

Принципы бизнес-моделирования в цепочке по созданию...

Выстраивая свои бизнес-модели в рамках цепочек создания ценности, фирмы все чаще

Распределение контроля определяет дальнейшее развитие и структуру сети, так как субъекты, обладающие большим весом, могут влиять на принятие окончательных решений, в...

Безопасность интегрированных корпоративных структур на...

Конкуренция XXI века — это конкуренция глобальных цепей поставок представляющих собой взаимосвязанные организации, вовлеченные в создание конечной ценности

В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры.

Конкуренция и ключевые этапы её развития в процессе эволюции...

Параллельно развитию общества эволюционировала и система экономических отношений и, в частности, ключевой их элементконкуренция, ее способы, методы.

Изобретение или принципиально новый товар может вознести фирму на вершину успеха, но аналогичное...

Конкурентная стратегия в системе управления... | Молодой ученый

...и решения, предназначенные для разработки стратегии фирмы, способствующей реализации ее целей.

того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели, и какие

различные направления принятия решений по управлению конкурентоспособностью.

Анализ стратегий поведения финансовой фирмы в условиях...

3) выработать ключевые компетенции фирмы. Корпоративная культура также необходима для принятия рациональных решений, позволяющих

Создание новых рынков позволяет уйти от конкуренции. Однако это сверхсложная задача, которая под силу не каждой фирме.

Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур

Рис. 1. Уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры.

Отношение с потребителями. Цена, качество, бренд, сервис, распространенность, маркетинг.

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007.

Задать вопрос