Статья посвящена разработке модельных характеристик различных сторон подготовленности юных боксеров на основе экспертной оценки.
Ключевые слова: спортивный отбор, экспертная оценка, юные боксеры, модельные характеристики.
This paper is devoted to the development of model characteristics of the various parties readiness of young boxers based on peer review.
Keywords:sports selection, expert evaluation, young boxers, model characteristics.
Ведущими факторами, обуславливающими спортивное мастерство, для спортивных единоборств и, в частности, бокса, являются техническая, физическая и психологическая подготовка [1, 3, 11].
К сожалению, в практике работы по отбору способных юных спортсменов в разных видах спорта, в том числе в единоборствах, основное внимание уделяется оценке и выявлению уровня развития двигательных (физических) и функциональных качеств, а показатели, характеризующие психологическую подготовленность, психофизиологические критерии, в значительной мере игнорируются, хотя во многих работах показана их важность для успеха спортсменов в процессе тренировки и выступлениях [4, 7, 8].
Это усугубляется тем, что критерии отбора для юных боксеров таких возрастных групп в ударных единоборствах не разработаны.
Нам представляется, что исследование различных сторон подготовленности детей, занимающихся боксом, более способных и перспективных с точки зрения тренера для достижения успехов в боксе в сравнении с менее способными оправдано, так как создаёт ориентиры для отбора к специфической деятельности в этом виде спорта. При этом, параметры соревновательной деятельности юных боксеров следует рассматривать как модельные характеристики [2].
Следует учесть, что реализация системы отбора возможна лишь при наличии точно измеримых параметров и нормативов для оценки.
В связи с вышеизложенным, целью исследования стала разработка критериев отбора юных боксеров.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, анализ соревновательной деятельности, методы математической статистики.
Организация исследования.
Обследование было проведено с сентября 2013 г. по март 2014 г. на базе СДЮСШОР № 3 г. Тюмени (отделение бокса) и включало 2 этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, в рамках которого осуществлялась экспертная оценка физической, психологической, технической, тактической подготовленности. На 2-ом этапе осуществлялся анализ соревновательной деятельности юных боксеров.
Объем выборки составил 20 человек. Возраст обследуемых 10–12 лет. Все респонденты мужского пола.
Экспертная оценка, проведенная тремя экспертами (ведущими тренерами СДЮСШОР № 3) позволила выявить различия в уровне физической, психологической, технической, тактической подготовленности (рис. 1).
Анализ соревновательной деятельности группы юных боксеров показал, что 55 % из них уже принимали участие в соревнованиях.
Анализ различных компонентов подготовленности (физической, психологической, технической, тактической), проведенный с применением метода экспертных оценок, был сопоставлен с соревновательным результатом.
При этом, на основе анализа результатов соревнований был определен наиболее и наименее успешный спортсмен (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Экспертная оценка различных сторон подготовленности юных боксеров
Примечание: НБУС — наиболее успешный спортсмен; НМУС — наименее успешный спортсмен, СРЕД — средняя по группе экспертная оценка.
Экспертная оценка различных сторон подготовленности наиболее и наименее успешного спортсмена представлена на рисунках 1 и 2. Так, у наиболее успешного спортсмена экспертная оценка различных сторон подготовленности составила от 4 до 5, а у наименее успешного — от 1 до 4 баллов. Вместе с тем, средняя по группе юных боксеров экспертная оценка различных сторон подготовленности составляет от 2,5 до 3,3 баллов по 5-бальной шкале.
Рис. 2. Рейтинг экспертных оценок различных сторон подготовленности юных боксеров
Примечание: 111 — места, занятые спортсменом в трех последних турнирах; 1–5 — экспертные оценки (баллы).
Следует считать, что исследование психофизиологических характеристик более перспективных с точки зрения тренера в сравнении с малоперспективными детьми оправдано в качестве ориентира при организации отбора в группы ДЮСШ и как основа критериев оценки успешности первоначального обучения [5, 6].
Очень немногие боксеры, даже чемпионы, обладают одинаково высоким уровнем развития всех сторон подготовленности. Обычно они сильны в одном виде подготовленности и слабы в другом. Так, человек может быть физически сильным и хорошо сложенным для бокса, но медленным и неточным в оценке времени и дистанции [9, 10, 11].
Анализ результатов исследования свидетельствует о следующем. Для того, чтобы достичь успеха в боксе на этапе начальной подготовки необходимо иметь уровень физической и психологической подготовленности на 5, а технической и тактической подготовленности — на 4 балла по пятибалльной шкале.
Выводы
1. Экспертная оценка различных сторон подготовленности наиболее успешного спортсмена составляет от 4 до 5, а у наименее успешного — от 1 до 4 баллов. При этом средняя по группе юных боксеров экспертная оценка различных сторон подготовленности составляет от 2,5 до 3,3 баллов по 5-ти бальной шкале.
2. Показатели перспективных юных боксеров могут служить модельными характеристиками их уровня подготовленности.
Литература:
1. Белашев А. И. Методика спортивного отбора юных боксёров: автореф. дис. канд. пед. наук /А. И. Белашев. — Волгоград, 2000. — 25 с.
2. Бойко В. Н. Комплексная оценка перспективности юных кикбоксеров в процессе отбора на этапе начальной спортивной подготовки: автореф. дис…. канд. пед. наук /В. Н. Бойко. — Сургут, 2005. — 24 с.
3. Гаськов А. В. Теоретические аспекты построения спортивной тренировки в единоборствах / А. В. Гаськов, В. А. Кузьмин. — Красноярск, 2002. — 111 с.
4. Клещев В. Н. Корреляционные отношения между показателями свойств общего типа нервной системы и темперамента / В. Н. Клещев, В. В. Клещев // Сб. трудов ученых РГУФК. — М.: РИО РГУФК, 2005. — С.113–117.
5. Куценко Я. А. Отбор и прогнозирование способностей фехтовальщиков на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук /Я. А. Куценко. — Омск, 1996. — 18 с.
6. Мартынов М. В. Отбор и подготовка юных боксёров в условиях общеобразовательной школы с учётом показателей психомоторики: автореф. дис. канд. пед. наук /М. В. Мартынов. — М., 2002. — 22 с.
7. Морфогенетические основы индивидуальных различий и возможности их использования в физической культуре и спорте: монография/ И. Ю. Горская, Л. Г. Харитонова, Д. А. Хозяинова, Я. А. Куценко. — Омск: СибГУФК, 2008. — 304 с.
8. Полиевский А. Возрастная граница начала занятий боксом /А. Полиевский, Б. А. Подливаев, Н. А. Худдадов. //Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 4. — С. 35–39.
9. Староста В. Современная система отбора юных спортсменов для занятий спортом /В. Староста. //Физическая культура. — 2003. — № 2. — С. 51–55.
10. Суханов А. Д. Системная организация и управление многолетней подготовкой спортсменов в единоборствах: автореф. дис. докт. пед. наук /А. Д. Суханов. — М., 2004. — 48 с.
11. Филимонов В. В. Современная система подготовки боксеров / В. И. Филимонов. — М.: ИНСАН, 2009. — 512 с.