Вербальное проявление скрытой агрессии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 12849 раз

Библиографическое описание:

Андросова, М. И. Вербальное проявление скрытой агрессии / М. И. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 792-793. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10800/ (дата обращения: 23.12.2024).

Статья посвящена проблеме скрытого проявления агрессии в речи и причины ее возникновения.

Ключевые слова: агрессия, скрытая агрессия, вербальная агрессия, агрессор, конфликт.

Вербальная агрессия определяется как символическая форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы. Вербальная агрессия может быть открытой (оскорбления, гневные выпады) или скрытой (почти незаметной, постепенной). Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный вред собеседнику и выражается в очевидных унизительных формах (оскорблений, ругательства, криков, выпадов). Подобное поведение довольно часто имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство собеседника. Скрытая вербальная агрессия — это систематическое и уничижительное давление на собеседника, но без открытого противостояния и проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия по природе манипулятивна и направлена на установление контроля над другим человеком. Обычно жертва скрытой вербальной агрессии не понимает, что она находится под контролем манипулятора, который управляет поведением жертвы.

Признаки скрытой агрессии в речи могут проявляться в нелестных сравнениях («ты как тот слон в посудной лавке»..); издевке, сарказме («это знает любой …»..); использовании командного тона («молчи и слушай»); замечаниях («это необходимо знать.»..); намеках, что с собеседником что-то не так («раз вы этого не знаете.»..); снисходительный тон («как можно этого не знать?»); деструктивной критики («у тебя ни когда ни чего не получается»); обобщения («ты всегда»..); хвастовства («да я в твоем возрасте.»..); перекладывании ответственности на другого человека («он меня спровоцировал.»..); напоминании о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. («Будет, как в прошлый раз.»..); вызывании чувства вины («Ты испортил мою жизнь.»..);.искажении, передергивании фактов; дискредитации («это и так очевидно.»..); ложном сочувствии («ты хорошо держишься, для такого как ты»..); принуждении к постоянному оправдыванию («если ты такой умный, то почему еще не богатый.»..); обличении и обвинении другого («ты хочешь скандал устроить …»); намек на проблему (какой то ты печальный и выглядишь не важно.»..); забывании фактов, что тоже включает в себя скрытую манипуляцию (некоторые агрессоры хронически забывчивы, когда речь идет о данных обещаниях). Хотя последствия всех видов агрессии разрушительны, именно отрицание несет самые сильные разрушения, потому что фактически оно отрицает реальность партнера по общению.

Стратегия поведения с агрессором-манипулятором предполагает два пути (в действительности их куда больше). Путь первый — «не кормить» агрессора ответной реакцией в виде раздражения, огорчения, плача. Второй путь это согласиться с оппонентом, а чтобы эффект был ярче необходимо это сделать с некоторой долей гиперболизации и иронии. Жертва должна знать, что от нее не зависит, наорет на нее агрессор или нет. Гнев агрессора рождается из его собственного внутреннего и совершенно невыносимого ощущения собственного бессилия, из-за низкой самооценки, а также комплексов неполноценности. Очень часто корни такого поведения агрессора идут из детства, где, возможно, он сам был аутсайдерам и поэтому, повзрослев он «отыгрывается» на других. Свой гнев он выражает либо в скрытой форме через манипуляции, либо открыто яростными выпадами, направленными против партнера. Его стратегия поведения — это нападение, обличение, выявление и обвинения партнера.

Вербальные агрессоры обычно большинство своих эмоций выражают гневом. Например, если агрессор чувствует неуверенность и беспокойство, он может сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что он вдруг почувствовал себя неуверенно и неспокойно. Между тем, каждый из нас, от природы наделен способностью испытывать эмоции, чувства. Эта способность чувствовать универсальна для природы человека, но, к сожалению, агрессор чаще всего не хочет принять свои собственные чувства и тем более показать свои истинные чувства партнеру. Он искусственно создает дистанцию с партнером по общению.

Существуют категории вербальной агрессии, которые проявляются в замкнутости, стремлении возражать, стремлении обесценивать достижения и чувств других людей, вербальной агрессии в виде шуток, блокировки и искажении информации, обличении и обвинении других, критике и осуждении других людей, опошлении смысла происходящего, отказе в эмоциональной поддержки, угрозах, обзывании, командном тоне, забывании и отрицании фактов.

Гнев способен подчеркивать, оправдывать и узаконивать вербальную агрессию. Агрессивный гнев — это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять, что она не сделала ничего такого, за что на нее можно было бы кричать, срываться, обрывать на полуслове и даже с гневом смотреть — она не виновата, независимо от того, насколько винит ее во всем агрессор. Партнеры вербальных агрессоров приходят к осознанию того, что как бы они ни объясняли, что бы они не имели в виду, это никогда не заставит агрессора извиниться за грубый тон. От него никогда не услышишь: «Извини, что наорал, сорвался». Партнеры на собственном опыте знают, что такого никогда не произойдет и скорее он их же и обвинит во всех «смертных грехах», но в глубине души они надеются, что когда-нибудь придет время, и агрессор поймет свою неправоту. Отказаться от этой надежды труднее всего, но опыт общения с агрессорами показывает, что это бесплодные мечты, которым не суждено сбыться.

Парадокс, но скрытая агрессия в речи, которая способствует снижению самооценки жертвы, исходит от агрессора с собственными личностными проблемами — низкой или необоснованно высокой самооценкой и кучей комплексов неполноценности. Обычно, жизненное кредо таких людей: «Унижая — возвышайся!», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Лучшая защита — это нападение!» и многое другое.

Литература:

1.                  Эванс П. «Как справиться с вербальной агрессией», М.: 2008.

2.                  http://vocabulum.ru/word/239/

Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, агрессор, гнев, партнер, скрытая агрессия, скрытая вербальная агрессия, стратегия поведения.


Ключевые слова

конфликт, агрессия, скрытая агрессия, вербальная агрессия, агрессор, конфликт.

Похожие статьи

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи

Статья анализирует причины, генеалогию, механизм превенции одной из форм аутодеструктивного поведения личности — авитальной активности.

Детерминанты латентной преступности несовершеннолетних

В статье рассматриваются основные факторы сокрытия преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Автором анализируются мнения, существующие в научной доктрине, раскрывающие основные детерминанты возникновения и распространения такого явления, как пр...

Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов

Работа посвящена актуальной проблеме агрессивного поведения футбольных фанатов. Автор последовательно раскрывает причины агрессивного поведения футбольных фанатов, выявляя особенности проявления агрессивного поведения, а также степень их агрессии и а...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекц...

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена теоретическому изучению особенностей конфликтного поведения подростка в школе. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах.

Противодействие компьютерной преступности: законодательство, практика

В статье автор дает общее понятие компьютерным преступлениям, определяя их объект и специфический предмет. Исследуется комплекс мер противодействия компьютерным преступлениям, в том числе роль общих и специальных субъектов противодействия компьютерно...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Определение цвета и его функции в рекламе

Статья посвящена раскрытию самого определения цвета, обобщению его функций в рекламе. Многие рекламодатели сегодня не внимательно относятся к выбору цвета рекламного сообщения, тем самым занижая его эффективность в разы.

Похожие статьи

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи

Статья анализирует причины, генеалогию, механизм превенции одной из форм аутодеструктивного поведения личности — авитальной активности.

Детерминанты латентной преступности несовершеннолетних

В статье рассматриваются основные факторы сокрытия преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Автором анализируются мнения, существующие в научной доктрине, раскрывающие основные детерминанты возникновения и распространения такого явления, как пр...

Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов

Работа посвящена актуальной проблеме агрессивного поведения футбольных фанатов. Автор последовательно раскрывает причины агрессивного поведения футбольных фанатов, выявляя особенности проявления агрессивного поведения, а также степень их агрессии и а...

Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект

В статье рассматриваются понятия: рефлексия, виды (типы) рефлексии, нарушения поведения, их взаимосвязь в учебном процессе; необходимость целенаправленного формирования рефлексии, начиная с первого класса.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекц...

Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте

Статья посвящена теоретическому изучению особенностей конфликтного поведения подростка в школе. Здесь рассмотрены причины, типы конфликтного поведения, стили поведения подростков в спорах.

Противодействие компьютерной преступности: законодательство, практика

В статье автор дает общее понятие компьютерным преступлениям, определяя их объект и специфический предмет. Исследуется комплекс мер противодействия компьютерным преступлениям, в том числе роль общих и специальных субъектов противодействия компьютерно...

Эмоциональное выгорание как профессиональная деструкция

В статье раскрывается феномен синдрома эмоционального выгорания. Анализируются сущностные характеристики синдрома эмоционального выгорания, факторы, влияющие на его появление. Рассматриваются стадии сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Определение цвета и его функции в рекламе

Статья посвящена раскрытию самого определения цвета, обобщению его функций в рекламе. Многие рекламодатели сегодня не внимательно относятся к выбору цвета рекламного сообщения, тем самым занижая его эффективность в разы.

Задать вопрос