Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 21.04.2014

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Межман И. Ф. Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 578-579. — URL https://moluch.ru/archive/64/10412/ (дата обращения: 21.09.2018).

В статье рассмотрен вопрос влияния процесса физического воспитания на физическую подготовленность и уровень физического состояния студенческой молодежи.

Ключевые слова:уровень физического состояния, физическая подготовленность, физическая работоспособность.

Современный специалист наряду с хорошей теоретической и практической подготовкой по избранному виду деятельности должен иметь оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность [4, 5].

Исходя из этого, одной из главных задач, стоящих перед вузами, является создание такой системы обучения, которая бы обеспечила баланс умственной и физической работоспособности.

Объективными критериями влияния учебного процесса по физическому воспитанию на студенческую молодежь являются данные об их физической подготовленности и уровне физического состояния (УФС).

Систематический контроль позволяет обнаружить отклонения в физическом развитии и физической подготовленности, выявить причины этих отклонений и устранить их.

В литературе разработаны и научно обоснованы методы оценки УФС на базе изучения анатомо-физиологических показателей в состоянии покоя — так называемое «статическое здоровье» [2,6] или по результатам выполнения различных тестов [1, 3]. Анализ информативности нагрузочных и безнагрузочных методов оценки физического состояния, проведённый отечественными исследователями, показал их неравнозначность. Наиболее валидными для оценки физической работоспособности оказались результаты нагрузочного тестирования на велоэргометре и тестирования по Г. Л. Апанасенко [1]. При анализе безнагрузочных методов наибольший коэффициент корреляции с максимальным потреблением кислорода (МПК) отмечался при экспресс-оценке по Е. А. Пироговой [6], кроме этого были применены следующие пробы, которые являются объективным показателем уровня физической подготовленности:

Проба Штанге — замер показателей с задержкой дыхания на вдохе;

Проба Генчи — замер показателей после выдоха;

Проба Серкина, при которой сначала определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя, затем, после 20 приседаний в течение 30 секунд, повторяется задержка дыхания и после 1 минуты отдыха повторяется задержка дыхания на вдохе в положении сидя;

Индекс Скибинской, который в полной мере позволяет определить не только функцию системы дыхания, но и сердечно-сосудистой системы.

Наш опыт работы показал, что для определения УФС студентов методы, разработанные отечественными физиологами и врачами, не всегда удобны, потому что авторы систем оценки и прогнозирования физического состояния человека исследовали различный контингент по возрасту, полу и в разных регионах. К тому же большинство вузов не имеют необходимой материально-технической базы.

В связи с этим была поставлена цель разработать для студентов отделения общей физической подготовки (ОФП) эффективный показатель оценки УФС как по результатам функциональных проб и измерений, так и по результатам сдачи контрольных нормативов. Для этого необходимо было найти взаимосвязь УФС и физической подготовленности.

Было проведено медико-педагогическое обследование 46 студентов отделения ОФП по методам Пироговой Е. А. и Апанасенко Г. Л. и определены УФС 1 и УФС 2. Наряду с этим, у студентов были оценены результаты сдачи нормативов физической подготовленности (бег на 100 м, прыжок со скакалкой, подтягивание на перекладине, прыжок с места, пресс за 1 мин.) Далее преподаватели провели оценку каждого занимающегося по 5-балльной системе. При выставлении оценки учитывались не только уровень физического состояния и физическая подготовленность, но и посещаемость занятий, успеваемость, заболеваемость. Полученная в результате приведения к средней величине оценок отдельных преподавателей субъективная интегральная оценка названа нами показателем Z.

Далее с помощью программы «Статистика» изучены корреляции субъективной оценки, УФС 1, УФС 2 с морфофункциональными показателями физической подготовленности студентов данной группы. При изучении взаимосвязей нами были решены две задачи:

-       оценка интенсивности или тесноты корреляций,

-       построение уравнения корреляции или уравнения регрессии. Первая задача решается методами корреляционного анализа, вторая — методами регрессивного анализа.

При решении первой задачи были установлены значимые связи УФС 1, УФС 2, показатели Z с батареей тестов физической подготовленности и с морфофункциональными показателями. Коэффициенты корреляции, соответственно, R1, R2, Rz. Критический коэффициент корреляции для нашего объёма выборки, Rкрит.= 0,23. Данные представлены в таблице.

Таблица 1

Связи между показателями физической подготовленности и морфофункциональными показателями

Уровни физического состояния

Тесты физической подготовленности

Морфофункциональные показатели

УФС 1

R1= 0,55

R11= 0,93

УФС 2

R2 = 0,41

R21 = 0,88

Z

Rz =0,73

Rz1 = 0,76

Расчет коэффициентов корреляции R1и R2 с тестами физической подготовленности показал, что они равны, соответственно, 0,55 и 0,41. Между показателем Z и батареей тестов физической подготовленности также существует тесная связь, R =0,73. Следовательно, полученную нами субъективную оценку Z, можно рассматривать как объективный показатель.

Для определения величины вклада изучаемых показателей рассчитан коэффициент детерминации.

В первом случае с определением УФС по методике Пироговой Е. А. [6], D = 27 %, во втором, с определением УФС по методике Апанасенко Г. Л. [1], D = 17 %. Коэффициент детерминации по показателю Z составляет 53 %. Это значит, что при оценке уровня физического состояния по показателю Z, доля физической подготовленности составляет более 50 %.

Далее было построено уравнение регрессии. Подставляя данные тестов физической подготовленности и морфофункциональные показатели в уравнение регрессии, мы можем определить уровень физического состояния Z любого студента по пятибалльной системе.

Составленные номограммы позволяют определять уровень физического состояния Z студентов по наборам разных показателей.

Таким образом, в результате проведенной работы получен показатель Z, который помогает проследить динамику физической подготовленности и физического состояния студентов.

Литература:

1.      Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев: Здоровья, 1985.

2.      Баевский Р. М., Берсенева А. П., Палеев Р. Н. Оценка адаптивного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения: Экспресс-информация. — М.: ВНИИМИ, 1987, № 10.

3.      Белов В. И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки. Автореф. дис. …докт. пед. наук. — М.,1996.

4.      Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. Учебное пособие. М: Прометей,1993.

5.      Ильинич В. И. Основные направления совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию в вузах //Физическая культура личности студента. Сб. статей. — М.: МГУ, 1991.

6.      Пирогова Е. А. Физическое состояние мужчин различного возраста и его коррекция с помощью направленных программ оздоровительной тренировки. Автореферат дисс. … докт. мед. наук — Киев, 1985.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая подготовленность, физическое состояние, показатель, физическая работоспособность, уравнение регрессии, субъективная оценка, студенческая молодежь, коэффициент детерминации, физическое воспитание, батарея тестов.


Ключевые слова

физическая работоспособность, физическая подготовленность, уровень физического состояния

Похожие статьи

Взаимосвязь показателей физической подготовленности...

Для решения поставленной задачи проводилось тестирование физической подготовленности: бег на 30 м с ходу (для оценки максимальной скорости в беге); оценка способности к ориентированию в пространстве (тест на ловкость); 12- минутный бег...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Оценка физического состояния и подготовленности определялась с помощью батареи тестов. Для оценки физического состояния испытуемых использовались специфические тесты для мини-футболистов

Мониторинг интегральной подготовленности при...

Оценка физического состояния. С целью определения уровня физического состояния УФС рекомендует применять уровень регрессии.

физическая подготовленность., жировая масса тела, активная масса тела.

Исследование объективных показателей физического здоровья...

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Статья посвящена выявлению взаимосвязи между показателями физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния девушек для определения и научного обоснования направления коррекции образовательного процесса по физическому...

Автоматизированный контроль показателей физической...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

В батарею тестов вошли следующие: - прыжок в длину с места; - бег 60 м

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи. Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, физическое развитие, физическая подготовленность, педагогический контроль, жировая и активная масса тела.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимосвязь показателей физической подготовленности...

Для решения поставленной задачи проводилось тестирование физической подготовленности: бег на 30 м с ходу (для оценки максимальной скорости в беге); оценка способности к ориентированию в пространстве (тест на ловкость); 12- минутный бег...

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности...

Оценка физического состояния и подготовленности определялась с помощью батареи тестов. Для оценки физического состояния испытуемых использовались специфические тесты для мини-футболистов

Мониторинг интегральной подготовленности при...

Оценка физического состояния. С целью определения уровня физического состояния УФС рекомендует применять уровень регрессии.

физическая подготовленность., жировая масса тела, активная масса тела.

Исследование объективных показателей физического здоровья...

В статье приводятся результаты исследования объективных показателей физического здоровья и двигательной подготовленности студенток, проведена оценка и сравнение полученных данных.

Влияние гендерного фактора на оценку функционального...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Особенности взаимосвязи данных физического развития...

Статья посвящена выявлению взаимосвязи между показателями физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния девушек для определения и научного обоснования направления коррекции образовательного процесса по физическому...

Автоматизированный контроль показателей физической...

Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена.

В батарею тестов вошли следующие: - прыжок в длину с места; - бег 60 м

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков...

Влияние занятий физической культурой на уровень физической подготовленности студенческой молодежи.

Комплексная оценка интегральной подготовленности студентов

В статье рассматриваются методы оценки интегральной подготовленности студенческой молодёжи. Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, физическое развитие, физическая подготовленность, педагогический контроль, жировая и активная масса тела.

Задать вопрос