Особенности негативных этнических стереотипов подростков в образовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 18.04.2014

Статья просмотрена: 1715 раз

Библиографическое описание:

Дуйсенбекова, М. М. Особенности негативных этнических стереотипов подростков в образовательной школе / М. М. Дуйсенбекова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 508-510. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10379/ (дата обращения: 11.12.2024).

В современном мире отмечается рост межэтнических контактов. В условиях все более интенсивного межкультурного сотрудничества и взаимодействия культур особую актуальность приобретают проблемы, связанные с образованием и воспитанием ребенка в обществе. Особое место в сфере межэтнического взаимодействия занимают такие проблемы, связанные с феноменами межэтнической стереотипизации.

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) это совокупность людей, которая исторически сложилась на определенной территории, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием [2, с. 320].

Стереотип (от греч. stereos — твердый typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых представлений, принятых в обществе [1, с. 345]. Впервые этот термин появился в 1922, в книге «Общественное мнение» У. Лимпмана.

При взаимодействии с представителями разных национальностей важной составляющей выступает этнический стереотип. Изучением этнических стереотипов занимались следующие ученые В. Г. Крысько, Т. Г. Стефаненко, А. П. Садохин, Г. У. Солдатова. В учебном пособии «Этнопсихология» Т. Г. Стефаненко этнические стереотипы называет одним из социальных стереотипов, а именно такие, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними [4, с. 26].

Этнические стереотипы разделяются:

-          автостереотипы — это мнения, суждения, оценки, относимые с своей этнической общности ее представителями;

-          гетеростереотипы — совокупность оценочных суждений о других народах [3, с. 140].

Анализ психологической литературы показал, что на формирование и изменение стереотипов влияют следующие факторы:

-          условия и особенности социализации человека (формирование стереотипов отдельного индивида зависит от изменяющихся общественных условий, развития и совершенствования духовной составляющей жизни, политики, культуры, а также от семьи, семейных ценности, особенностей воспитания, опыта взаимодействия с другими и т. д.);

-          уровень образования и интеллектуального развития (чем выше уровень образованности и интеллектуальное развитие человека, тем меньше он подвержен влиянию общества, в частности предрассудкам, движущим этой этнической группой);

-          личный опыт контактов и взаимодействия со стереотипизируемым объектом (непосредственный контакт и взаимодействие с представителями стереотипизируемой общности снижает уровень стереотипичности оценок и суждений).

Так же огромное влияние на формирование стереотипов влияют эмоции и аффекты. Положительный аффект снижает тенденцию к стереотипизации. Стереотипы могут изменяться вследствие драматических или ярких событий, которые происходят со стереотипизируемой группой [4, с. 142]. Многие факторы, влияющие на формирование и развитие стереотипов, происходят вследствие социализации человека. Она сопровождаются процессом инкультурации, частью, которой являются такие психические составляющие как, этническая идентичность, этническое самосознание.

Для эмпирического исследования этнических стереотипов подростков в образовательной школе были использованы следующие методики:

-          методика Дж. Финни;

-          шкальный опросник О. Л. Романовой для исследования этнической идентичности детей и подростков;

-          диагностический тест отношений (Г. У. Кцоева- Солдатова).

Исследование проводилось среди учащихся 9 классов г. Владимира, в количестве 40 человек.

Диагностика показала, что по шкальному опроснику О. Л. Романовой получились следующие данные (рис. 1):

-          чувство принадлежности к своей этнической группе — 55 %;

-          значимость национальности при общении — 47 %;

-          взаимоотношения этнического большинства и меньшинства — 61 %;

-          использование того или иного языка — 20 %.

Рис. 1. Результаты шкального опросника О. Л. Романовой

Полученные данные свидетельствуют о том, что этническая идентичность к собственной группе не ярко выражена, но для учащихся важна национальность при общении. Также испытуемые отметили, что для них важны взаимоотношения с этническими группами. Небольшой процент подростков считает, что использование разных языков играет огромную роль при межэтническом взаимодействии.

По результатам проведенной методики Дж. Финни нами были получены следующие результаты:

-          выраженность когнитивного компонента этнической идентичности составляет 19 % от общего числа испытуемых;

-          выраженность аффективного компонента — 25 %.

Рис. 2. Результаты методики Дж. Финни

Интерпретируя полученные результаты можно сделать вывод, что испытуемые мало знакомы со своими этническими корнями и особенностями этногруппы, поэтому такой небольшой процент по шкале когнитивного компонента. Также они не дают оценку качествам собственной общности и членству в ней, что отразилось на шкале выраженности аффективного компонента. По результатам этих шкал средний показатель этнической идентичности невысок. Результаты диагностического теста отношений (Г. У. Кцоева — Солдатова) представлены следующим образом (рис 2):

1.                 Амбивалентность (измерение степени эмоциональной определенности стереотипа)

-          Шкала Самооценка — 42 %;

-          Шкала Оценка «Идеал» — 45 %;

-          Шкала Автостереотипы — 43 %;

-          Шкала Гетеростереотипы — 47 %.

2.                 Выраженность (характеризует силу стереотипа).

-          Шкала Самооценка — 54 %;

-          Шкала Оценка «Идеал» — 57 %;

-          Шкала Автостереотипы — 50 %;

-          Шкала Гетеростереотипы — 58 %.

3.                 Направленность (эмоциональная направленность субъекта по отношению к объекту при оценке всех качеств теста):

-          Шкала Самооценка — 35 %;

-          Шкала Оценка «Идеал» — 38 %;

-          Шкала Автостереотипы — 35 %;

-          Шкала Гетеростереотипы — 35 %

Рис. 3. Результаты диагностического теста отношений (Г. У. Кцоева — Солдатова)

Полученные данные свидетельствуют о среднем уровне стереотипизации респондентов. По коэффициентам «амбивалентность» и «выраженность» наибольшие показатели наблюдаются в гетеростереотипах — 47 % и 58 %. По коэффициенту «направленность» наибольший показатель по шкале — Оценка «Идеал» — 38 %, эти данные показывают высокую позитивную эмоциональную направленность подростков к идеалу человека. Остальные данные по шкале «Направленность» — 35 %, т. е. отрицательной направленности у учеников по оставшимся шкалам не наблюдается.

Анализируя полученные результаты по проведенным методикам, можно утверждать, что для респондентов огромное значение при взаимоотношениях играет национальность. Она влияет на направленность эмоций, которые могут быть как позитивные, так и негативные, при взаимодействии представителей разных этносов. На особенности общения этногрупп непосредственное влияние оказывают стереотипы, которые формируют мнение и представления этносов друг о друге.

Литература:

1.                 Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 526 с.

2.                 Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / В. Г. Крысько. — М., 1999.– 343 c.

3.                 Крысько, В. Г. Этническая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Г. Крысько. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

4.                 Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): шкала, этническая идентичность, диагностический тест отношений, аффективный компонент, группа, когнитивный компонент, межэтническое взаимодействие, Оценка, формирование стереотипов, этническая группа.


Задать вопрос