Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Спирина Т. А., Горошко Е. А. Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 282-285. — URL https://moluch.ru/archive/153/43367/ (дата обращения: 22.04.2018).



В статье представлены результаты изучения трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Установлена значимость этничности для студентов-представителей разных национальностей; выявлена связь между актуальностью этничности и трансформациями этнической идентичности.

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность

В современных условиях человек сталкивается с проблемой сочетания противоположных тенденций: с одной стороны, — глобализации, интеграции, и с другой — актуализации различий, в том числе, этнических, расовых, религиозных. В связи с этим проблема этнической идентичности это — не только теоретическая проблема, но и вопрос определения субъектом своей позиции, характера взаимодействия в поликультурном мире, что особенно важно по отношению к студенческой молодежи.

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека. По мнению Л. М. Дробижевой, этническая идентичность это — не только самоотождествление, но и представление о своем народе, его языке, культуре, территории, интересах, а также эмоциональное отношение к ним [1].

Устойчивая и позитивная этническая идентичность — необходимые условия для ощущения группой своей психологической безопасности и стабильности [3]. Она означает принятие определенных групповых установок, сходный образ мыслей и разделяемые этнические чувства; определяет место субъекта в многонациональном обществе, а также характер и способы поведения внутри и вне своей группы [2].

Нами были изучены особенности трансформаций этнической идентичности студенческой молодежи. Мы ставили перед собой следующие исследовательские задачи:

  1. Изучить значимость этнической идентичности для студентов;
  2. Выявить отношение студентов к своему этносу и другим этническим группам;
  3. Проанализировать взаимосвязь между трансформациями этнической идентичности и сформированностью Я-этнического студентов.

В качестве методологической основы исследования мы рассматривали следующиетеоретические положения социально-психологической концепции межэтнических отношений Г. У. Солдатовой:

‒ Этничность — это присущий группе внутренний психокультурный ресурс, форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия;

‒ этничность — главная характеристика этнического самосознания, его когнитивно-мотивационное ядро, содержит в себе этническое бессознательное [2].

В нашем исследовании приняли участие 49 студентов 1 курса Института естественных наук и математики и Института филологии и межкультурной коммуникации Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. По результатам анкетирования студенты отнесли себя к следующим этническим группам: русские, хакасы. Респонденты из национально-смешанных семей идентифицировали свою этничность как русско-татарскую, русско-якутскую, немцы-чуваши-цыгане-поляки-белорусы. Основаниями для определения этнической идентичности были названы: национальность отца, матери, язык, личный выбор.

Важной характеристикой позитивной этнической идентичности является ее актуальность и значимость для человека. С помощью теста М.Куна и Т.Макпартленда «Кто Я?» нами была изучена значимость категории «этничность» в структуре «личностного Я». Респондентам предлагалось дать 20 ответов на вопрос «Кто Я?», назвав наиболее важные для него характеристики. Обозначение респондентом своей этничности говорит о сформированности положительной этнической идентичности, принятии себя как представителя определенного этноса. Важен, также ранг категории этничности в тексте ответов (в начале, середине, конце). Это определяет актуальность и значимость данной категории в самосознании человека.

Полученная в результате опроса совокупность характеристик была подвергнута контент-анализу. В качестве основной категории контент-анализа мы выделили этнорегиональную идентичность, которая включает в себя этническую, гражданскую идентичность (гражданин, россиянин и др.) и локальную, местную идентичность (из Абакана, житель Хакассии и т. д.). Контент-анализ показал, что наиболее важными для студентов характеристиками являются социальное положение (студент), пол, а также субъективные личностные характеристики (честный, привлекательный, умный, ленивый и т. д.). Свою этническую принадлежность указали только 16,28 % опрошенных (12,2 % хакасов и 2,04 % русских и студентов из национально-смешанных семей). При сопоставлении представленности категорий «этничность» и «гражданственность» (общероссийская) более значимой оказалось гражданственность. Локальную идентичность определили только 4,08 % опрошенных.

Таблица 1

Актуальность категории «этничность» для представителей разных национальностей (в%)

Категории

Русские

Хакасы

Студенты из национально-смешанных семей

Всего

Этническая идентичность

2,04

12,2

2,04

16,28

Гражданская идентичность

2,04

12,2

0

14,24

Локальная идентичность

4,08

0

0

4,08

Актуальность категории для представителей различных национальностей распределилась следующим образом: у русских и студентов из национально-смешанных семей этническая принадлежность занимает 16–18 место; у хакасов — 1–2 место.

Таким образом, можно заключить, что этническая принадлежность для большинства студентов не является значимой. С чем это связано? Актуальность этничности для индивида зависит от многих факторов: жизненных приоритетов и ценностей, общей культуры, воспитания, а также внешних факторов. По мнению Г. У. Солдатовой в более или менее спокойной социально-политической обстановке категория этничности не является доминирующей [2]. Более высокий уровень актуальности этничности у хакасов, как представителей небольшой этнической группы, может быть связан со стремлением повышать и укреплять свою этническую идентичность.

В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность свойственна подавляющему большинству. Она предполагает толерантное отношение как к собственной, так к и другим этническим группам, в то время как акцентированная этническая идентичность выражается в готовности к любым действиям во имя интересов своей национальности. Мы исследовали трансформации этнической идентичности с помощью методики «Типы этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова)

Методика содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности. Этнонигилизм — одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы. Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, неактуальность этничности. Норма (позитивная этническая идентичность) — сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление различных форм этнической нетерпимости. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида [2].

Результаты диагностики показали, что для 85,71 % опрошенных характерна позитивная этническая идентичность (уровень нормы), предполагающая толерантное отношение к собственной и другим этническим группам, Уровень нормы является необходимым условием самостоятельности и стабильного существования отдельных этнических групп, с одной стороны, и обеспечивает мирное межкультурное взаимодействие в полиэтническом мире — с другой.

Доля респондентов этнически индифферентных, отнесших себя к типу людей, которые «никогда серьезно не относились к национальным проблемам», составила 6,12 %. На последнем месте находятся этнонигилистические установки — 2,05 %. Вместе с тем, гиперидентичные тенденции продемонстрировали 10,22 %. Это люди, которых раздражает общение с другими национальностями или они не одобряют межнациональные браки, ощущают превосходство своей национальности. Таким образом, доля негативно настроенных на межэтническое взаимодействие людей среди студентов относительно невысока, однако, безусловно, требует внимания педагогов и психологов.

Рис 1. Трансформации этнической идентичности студентов

Была установлена взаимосвязь между значимостью для личности категории этничности и трансформациями этнической идентичности. Респонденты, для которых этничность актуальна, характеризуются в большей степени позитивным отношением и к другим этносам (16,28 %). У опрошенные, для которых этничность не значима, отмечается склонность к негативным трансформациям этнической идентичности: у 10,2 % выявлены гиперэтничные установки (этноэгоизм и этнофанатизм).

Рассмотренные в работе особенности этнической идентичности студентов, выявленные проблемы и взаимосвязи между типами этнической идентичности и значимостью этничности могут явиться основой психолого-педагогической работы по развитию культуры межэтнических отношений.

Литература:

  1. Дробижева Л. М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М. К. Горшков. — Вып.7. — М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 214–228.
  2. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998, 389 с.
  3. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М: Институт социологии, 1993.
Основные термины (генерируются автоматически): этнической идентичности, этническая идентичность, позитивная этническая идентичность, трансформациями этнической идентичности, этнической идентичности студентов, этническим группам, значимость этнической идентичности, проблема этнической идентичности, этнической идентичности студенческой, позитивной этнической идентичности, определения этнической идентичности, положительной этнической идентичности, этнической группы, размывание этнической идентичности, типам этнической идентичности, Трансформации этнической идентичности, «Типы этнической идентичности, трансформации этнической идентичности, трансформациям этнической идентичности, типами этнической идентичности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос