Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза

В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.
Поделиться в социальных сетях
829 просмотров
Библиографическое описание

Корниенко, А. В. Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза / А. В. Корниенко, В. Г. Ерофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43403/ (дата обращения: 01.08.2021).



В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: межкультурная сенситивность, социально-психологическая сенситивность, этническая идентичность, межкультурная коммуникативная компетентность, типы этнической идентичности

The article examines the phenomenon of intercultural sensitivity, substantiates the relevance of its study and presents the results of an empirical study of the relationship between intercultural sensitivity and types of ethnic identity among students. The levels of development of intercultural sensitivity have been revealed, and the specifics of the types of ethnic identity in adolescence have been described.

Keywords: intercultural sensitivity, socio-psychological sensitivity, ethnic identity, intercultural communicative competence, types of ethnic identity

В условиях общемировой глобализации, приводящей к постоянному взаимодействию и интеграции различных этносов и культур, от современного специалиста требуется не только мобильность, знание иностранных языков, но и коммуникативная и межкультурная компетентность [2, с.61].

Межкультурная сенситивность представляет собой один из компонентов социально-психологической сенситивности и представляет собой способность личности к перцептивной оценке, пониманию и способностью структурировать этнические характеристики представителей других национальных групп и на этой основе эффективно прогнозировать поведение других людей [3, с. 171].

Начало изучению исследуемого феномена было положено в шестидесятых годах XX века в работах У. Бронфенбренера, Дж. Хардинга и М. Гелвея. Они выделили два вида сенситивности, сенситивность к «обобщённому» другому и сенситивность к индивидуальным различиям, как специфические виды способностей при социальной перцепции [6]. Сенситивность к обобщённому другому (generalized other) представляет собой особый вид чувствительности к социальным нормам и требованиям аутгруппы, сенситивность к индивидуальным различиям помогает дифференцировать индивидуальные характеристики отдельных людей [6]. Межкультурная сенситивность аналогична межличностной чувствительности, как отмечают Бронфенбренер и коллеги. Р. П. Харт и Д. М. Бёркс и Р. Л. Харт, Р. Е. Карлсон и В. Ф. Иди [1] определяют сенситивность как один из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия.

Согласно Г. М. Чену, межкультурная сенситивность может быть определена как «способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации» [3, с.75].

Основываясь на трёх стадийной модели межкультурного тренинга В. Б. Гудикунста и М. Р. Хаммера [6], М. Беннет предложил понимать межкультурную сенситивность как развивающийся процесс, в котором человек способен трансформироваться аффективно, когнитивно и поведенчески от этноцентрической стадии к этнорелятивистской [5].

В отечественной психологии феномен межкультурной сенситивности в большинстве случаев рассматривается как компонент межкультурной компетентности. Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию.

Согласно определению Л. Г. Почебут, межкультурная сенситивность представляет собой специфическую чувствительность личности к культурным и этническим различиям, предполагающая способность к восприятию множественных вариант этнических ценностей, аттитюдов, особенностей, присущих различным нациям и этносам [4]. Межкультурная сенситивность является одним из компонентов социальной сенситивности личности, позволяющей индивиду ориентироваться в социальном пространстве и быть компетентным в социальном взаимодействии.

О. Е. Хухлаев также рассматривает феномен межкультурной сензитивности как один из компонентов межкультурной компетентности, способствующей эффективному взаимодействию в полиэтнической среде.

Таким образом, межкультурная сенситивность разными учёными рассматривается как:

а) компонент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к дифференциации культурно обусловленных стимулов окружающей среды и оценке их влияния на совместное взаимодействие (О. Е. Хухлаев, Л. Г. Почебут);

б) из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия (Р. П. Харт);

в) динамический процесс, в котором личность способна к аффективной, поведенческой и когнитивной трансформации ментальных структур для повышения эффективности взаимодействия в поликультурной среде и переходу от этноцентрической стадии к этнорелятивистской (В. Б. Гудикунст и М. Р. Хаммер, М. Беннет);

г) способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации (Г. М. Чен).

Исследуемый феномен межкультурной сенситивности определяется нами как элемент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к идентификации культурных различий и чувствительности к распознаванию перцептивных и коммуникативных нюансов общения в полиэтнической среде.

Для реализации цели и задач исследования нами был проведен пилотажный эксперимент, с целью установления взаимосвязей между межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Цель: изучить и выявить взаимосвязь межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Объект: межкультурная сенситивность как особая способность личности реагировать на культурно обусловленные этнические различия.

Методы исследования

  1. Теоретические: анализ и систематизация теоретических подходов к рассмотрению феноменов «межкультурной сенситивности» и «этнической идентичности».
  2. Эмпирические: методика «Диагностика межкультурной сенситивности» О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой; опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова.
  3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ полученных результатов, корреляционный анализ Пирсона, вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS v. 20.

Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 49 человек, студенты 1 курсов ИФиМКа и ИЕНиМа, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Русский язык. Литература; Хакасский язык и литература; Безопасность жизнедеятельности; Биология. Химия.

Анализ уровней развития межкультурной сенситивности по методике О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой показал, что по шкале «Принятие» у 53 % студентов преобладает низкий уровень межкультурной сенситивности. По шкале «Преуменьшение» у большинства испытуемых средние значения (74 %); по шкале «Абсолютизация» у студентов так же преобладает средний уровень (84 %) и по шкале «Амбивалентность» у 82 % испытуемых выявлены средние значения.

Анализ результатов исследования по методике «Типы этнической идентичности Г. У. Солдатова и С. В. Рыжовой показал следующие результаты: у 82 % испытуемых (40 чел.) преобладает позитивная этническая идентичность; по шкале «Этноэгоизм» 8 % испытуемых имеют высокие баллы; по шкале «Этническая индифферентность» только 6 % испытуемых имеют высокие баллы. По шкале «Этнонигилизм» у 4 % испытуемых были отмечены высокие показатели.

Для установления взаимосвязи между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности нами был использован корреляционный анализ Пирсона. Данный вид анализа является параметрическим и может быть использован только для выборки с нормальны распределением.

Сформулируем статистическую гипотезу:

H0 не существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности;

H1 существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности.

В результате проведения корреляционного анализа нами были установлены следующие значимые взаимосвязи:

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Амбивалентность», r = 0,550 (p≤0,01) показывает, что большинство респондентов выборки характеризуются двойственным отношением к роли культурных различий во взаимодействии. Это может проявляться в том, что они, с одной стороны, замечают, воспринимают этнические различия, принимают факт их существования, но, с другой стороны, склонны преуменьшать значимость их влияния на процесс межкультурного общения;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Индифферентность», r = 0,468 (p≤0,01), что может означать, что чем больше противоречивых установок, тем в большей степени характерно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Этнофанатизм», r = — 0,333 (p≤0,05). Можно предположить, что чем выше развита способность оценивать возможность контролировать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в меньшей степени личность готова идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями.

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Преуменьшение» и «Позитивная идентичность», r = 0,360 (p≤0,05), что может означать, что чем меньше развита способность оценивать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в большей степени личности свойственна позитивная идентичность;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Индифферентность», r = 0,349 (p≤0,05) показывает наличие противоречивых установок в процессе взаимодействия с чужим этносом и связь с безразличным отношением к этническим различиям;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Этнофанатизм», r = 0,407 (p≤0,01), можно предположить, что двойственность и противоречивость установок к чужому этносу приводит к снижению дискриминационных форм межэтнических отношений.

Соответственно, можно сделать вывод, что статистическая гипотеза H1 о том, что существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности подтвердилась.

Межкультурная сенситивность имеет тесную связь с этнической идентичностью, проявляется в ситуациях межкультурного взаимодействия и влияет на конструктивность диалога в полиэтнической среде образовательного пространства и должна иметь высокий уровень развития у современных студентов.

Следовательно, из вышесказанного можно видеть, что между изучаемыми феноменами «межкультурной сенситивностью» и «этнической идентичностью» установлены многочисленные корреляционные взаимосвязи, что может говорить о взаимовлиянии и обусловленности данных категорий, и требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки проблемы.

Литература:

  1. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л. А. Карпенко. — М.: Пер Сэ, 2006. — 784 с.
  2. Логашенко Ю. А. Сравнительный анализ развития межкультурной сенситивности у студентов вуза в условиях поликультурной среды // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2011. — № 11. URL: ttp://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-mezhkulturnoy-ensitivnosti-u-studentov-vuza-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy (дата обращения: 11.04.2017).
  3. Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014. — № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvitelnost-k-kulturnym-razlichiyam-u-studentov-s-raznym-opytom-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 14.04.2017).
  4. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2007. — № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 10.04.2017).
  5. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // Cross-cultural orientation: New conceptualizations and applications. New York: University Press of America, 1986. — P.27–70.
  6. Gudykunst W. B., Hammer M. R. Basic training design: Approaches to intercultural training // Handbook of intercultural training. New York: Pergamon, 1983. — Vol. 1. — P. 118–154.

основные термины

генерируются автоматически
межкультурная сенситивность, социально-психологическая сенситивность, этническая идентичность, межкультурная коммуникативная компетентность, типы этнической идентичности
Похожие статьи
Супрунов Семён Евгеньевич
От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению
Педагогика
2017
Саломова Гули Шодимурадовна
Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста
Психологические науки
2013
Кондюрина Ирина Михайловна
Пути к успешной межкультурной коммуникации
Спецвыпуск
2016
Жукова Валерия Игоревна
Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов
Педагогика
2016
Афанасьева Алёна Евгеньевна
Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку
Педагогика
2017
Холжигитова Дилбар Баходир кизи
Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания
Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
2017
Морозов Иван Анатольевич
Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения
Педагогические науки
2011
Ашимова Айдана Кайратовна
Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации
Филология, лингвистика
2018
Супрунов Семён Евгеньевич
От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению
Педагогика
2017
Саломова Гули Шодимурадовна
Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста
Психологические науки
2013
Кондюрина Ирина Михайловна
Пути к успешной межкультурной коммуникации
Спецвыпуск
2016
Жукова Валерия Игоревна
Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов
Педагогика
2016
Афанасьева Алёна Евгеньевна
Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку
Педагогика
2017
Холжигитова Дилбар Баходир кизи
Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания
Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
2017
Морозов Иван Анатольевич
Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения
Педагогические науки
2011
Ашимова Айдана Кайратовна
Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации
Филология, лингвистика
2018
публикация
№19 (153) май 2017 г.
дата публикации
май 2017 г.
рубрика
Психология
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Супрунов Семён Евгеньевич
От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению
Педагогика
2017
Саломова Гули Шодимурадовна
Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста
Психологические науки
2013
Кондюрина Ирина Михайловна
Пути к успешной межкультурной коммуникации
Спецвыпуск
2016
Жукова Валерия Игоревна
Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов
Педагогика
2016
Афанасьева Алёна Евгеньевна
Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку
Педагогика
2017
Холжигитова Дилбар Баходир кизи
Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания
Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
2017
Морозов Иван Анатольевич
Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения
Педагогические науки
2011
Ашимова Айдана Кайратовна
Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации
Филология, лингвистика
2018
Супрунов Семён Евгеньевич
От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению
Педагогика
2017
Саломова Гули Шодимурадовна
Межкультурная компетентность как обязательная сторона будущего специалиста
Психологические науки
2013
Кондюрина Ирина Михайловна
Пути к успешной межкультурной коммуникации
Спецвыпуск
2016
Жукова Валерия Игоревна
Исследование уровня сформированности межкультурной компетенции студентов
Педагогика
2016
Афанасьева Алёна Евгеньевна
Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку
Педагогика
2017
Холжигитова Дилбар Баходир кизи
Социокультурное и межкультурное измерение языкового обучения и преподавания
Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
2017
Морозов Иван Анатольевич
Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения
Педагогические науки
2011
Ашимова Айдана Кайратовна
Многозначность фразеологической единицы в аспекте межкультурной коммуникации
Филология, лингвистика
2018