Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 15.05.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Корниенко А. В., Ерофеева В. Г. Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 279-282. — URL https://moluch.ru/archive/153/43403/ (дата обращения: 24.06.2018).



В статье рассматривается феномен межкультурной сенситивности, обосновывается актуальность его изучения и представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности у студентов. Выявлены уровни развития межкультурной сенситивности, описаны особенности типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Ключевые слова: межкультурная сенситивность, социально-психологическая сенситивность, этническая идентичность, межкультурная коммуникативная компетентность, типы этнической идентичности

The article examines the phenomenon of intercultural sensitivity, substantiates the relevance of its study and presents the results of an empirical study of the relationship between intercultural sensitivity and types of ethnic identity among students. The levels of development of intercultural sensitivity have been revealed, and the specifics of the types of ethnic identity in adolescence have been described.

Keywords: intercultural sensitivity, socio-psychological sensitivity, ethnic identity, intercultural communicative competence, types of ethnic identity

В условиях общемировой глобализации, приводящей к постоянному взаимодействию и интеграции различных этносов и культур, от современного специалиста требуется не только мобильность, знание иностранных языков, но и коммуникативная и межкультурная компетентность [2, с.61].

Межкультурная сенситивность представляет собой один из компонентов социально-психологической сенситивности и представляет собой способность личности к перцептивной оценке, пониманию и способностью структурировать этнические характеристики представителей других национальных групп и на этой основе эффективно прогнозировать поведение других людей [3, с. 171].

Начало изучению исследуемого феномена было положено в шестидесятых годах XX века в работах У. Бронфенбренера, Дж. Хардинга и М. Гелвея. Они выделили два вида сенситивности, сенситивность к «обобщённому» другому и сенситивность к индивидуальным различиям, как специфические виды способностей при социальной перцепции [6]. Сенситивность к обобщённому другому (generalized other) представляет собой особый вид чувствительности к социальным нормам и требованиям аутгруппы, сенситивность к индивидуальным различиям помогает дифференцировать индивидуальные характеристики отдельных людей [6]. Межкультурная сенситивность аналогична межличностной чувствительности, как отмечают Бронфенбренер и коллеги. Р. П. Харт и Д. М. Бёркс и Р. Л. Харт, Р. Е. Карлсон и В. Ф. Иди [1] определяют сенситивность как один из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия.

Согласно Г. М. Чену, межкультурная сенситивность может быть определена как «способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации» [3, с.75].

Основываясь на трёх стадийной модели межкультурного тренинга В. Б. Гудикунста и М. Р. Хаммера [6], М. Беннет предложил понимать межкультурную сенситивность как развивающийся процесс, в котором человек способен трансформироваться аффективно, когнитивно и поведенчески от этноцентрической стадии к этнорелятивистской [5].

В отечественной психологии феномен межкультурной сенситивности в большинстве случаев рассматривается как компонент межкультурной компетентности. Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока, аккультурации поставил перед исследователями вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию.

Согласно определению Л. Г. Почебут, межкультурная сенситивность представляет собой специфическую чувствительность личности к культурным и этническим различиям, предполагающая способность к восприятию множественных вариант этнических ценностей, аттитюдов, особенностей, присущих различным нациям и этносам [4]. Межкультурная сенситивность является одним из компонентов социальной сенситивности личности, позволяющей индивиду ориентироваться в социальном пространстве и быть компетентным в социальном взаимодействии.

О. Е. Хухлаев также рассматривает феномен межкультурной сензитивности как один из компонентов межкультурной компетентности, способствующей эффективному взаимодействию в полиэтнической среде.

Таким образом, межкультурная сенситивность разными учёными рассматривается как:

а) компонент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к дифференциации культурно обусловленных стимулов окружающей среды и оценке их влияния на совместное взаимодействие (О. Е. Хухлаев, Л. Г. Почебут);

б) из типов мышления, который человек неосознанно использует в своей жизни для понимания, осознания и восприятия других людей в процессе межкультурного взаимодействия (Р. П. Харт);

в) динамический процесс, в котором личность способна к аффективной, поведенческой и когнитивной трансформации ментальных структур для повышения эффективности взаимодействия в поликультурной среде и переходу от этноцентрической стадии к этнорелятивистской (В. Б. Гудикунст и М. Р. Хаммер, М. Беннет);

г) способность индивида развивать эмоции к пониманию и оценке культурных различий, что способствует правильному и эффективному поведению в межкультурной коммуникации (Г. М. Чен).

Исследуемый феномен межкультурной сенситивности определяется нами как элемент межкультурной коммуникативной компетентности, и определяется как интегративная способность личности к идентификации культурных различий и чувствительности к распознаванию перцептивных и коммуникативных нюансов общения в полиэтнической среде.

Для реализации цели и задач исследования нами был проведен пилотажный эксперимент, с целью установления взаимосвязей между межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Цель: изучить и выявить взаимосвязь межкультурной сенситивности и типов этнической идентичности в юношеском возрасте.

Объект: межкультурная сенситивность как особая способность личности реагировать на культурно обусловленные этнические различия.

Методы исследования

  1. Теоретические: анализ и систематизация теоретических подходов к рассмотрению феноменов «межкультурной сенситивности» и «этнической идентичности».
  2. Эмпирические: методика «Диагностика межкультурной сенситивности» О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой; опросник «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова.
  3. Интерпретационно-описательные: количественный и качественный анализ полученных результатов, корреляционный анализ Пирсона, вычисления проводились с помощью статистической программы SPSS v. 20.

Эмпирическая база исследования: ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», 49 человек, студенты 1 курсов ИФиМКа и ИЕНиМа, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Русский язык. Литература; Хакасский язык и литература; Безопасность жизнедеятельности; Биология. Химия.

Анализ уровней развития межкультурной сенситивности по методике О. Е. Хухлаева и М. Ю. Чибисовой показал, что по шкале «Принятие» у 53 % студентов преобладает низкий уровень межкультурной сенситивности. По шкале «Преуменьшение» у большинства испытуемых средние значения (74 %); по шкале «Абсолютизация» у студентов так же преобладает средний уровень (84 %) и по шкале «Амбивалентность» у 82 % испытуемых выявлены средние значения.

Анализ результатов исследования по методике «Типы этнической идентичности Г. У. Солдатова и С. В. Рыжовой показал следующие результаты: у 82 % испытуемых (40 чел.) преобладает позитивная этническая идентичность; по шкале «Этноэгоизм» 8 % испытуемых имеют высокие баллы; по шкале «Этническая индифферентность» только 6 % испытуемых имеют высокие баллы. По шкале «Этнонигилизм» у 4 % испытуемых были отмечены высокие показатели.

Для установления взаимосвязи между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности нами был использован корреляционный анализ Пирсона. Данный вид анализа является параметрическим и может быть использован только для выборки с нормальны распределением.

Сформулируем статистическую гипотезу:

H0 не существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности;

H1 существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности.

В результате проведения корреляционного анализа нами были установлены следующие значимые взаимосвязи:

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Амбивалентность», r = 0,550 (p≤0,01) показывает, что большинство респондентов выборки характеризуются двойственным отношением к роли культурных различий во взаимодействии. Это может проявляться в том, что они, с одной стороны, замечают, воспринимают этнические различия, принимают факт их существования, но, с другой стороны, склонны преуменьшать значимость их влияния на процесс межкультурного общения;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Индифферентность», r = 0,468 (p≤0,01), что может означать, что чем больше противоречивых установок, тем в большей степени характерно размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Абсолютизация» и «Этнофанатизм», r = — 0,333 (p≤0,05). Можно предположить, что чем выше развита способность оценивать возможность контролировать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в меньшей степени личность готова идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями.

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Преуменьшение» и «Позитивная идентичность», r = 0,360 (p≤0,05), что может означать, что чем меньше развита способность оценивать влияние культурных различий на общение с представителями других культур, тем в большей степени личности свойственна позитивная идентичность;

– прямая корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Индифферентность», r = 0,349 (p≤0,05) показывает наличие противоречивых установок в процессе взаимодействия с чужим этносом и связь с безразличным отношением к этническим различиям;

– обратная корреляционная взаимосвязь между шкалами «Амбивалентность» и «Этнофанатизм», r = 0,407 (p≤0,01), можно предположить, что двойственность и противоречивость установок к чужому этносу приводит к снижению дискриминационных форм межэтнических отношений.

Соответственно, можно сделать вывод, что статистическая гипотеза H1 о том, что существует взаимосвязь между межкультурной сенситивностью и типами этнической идентичности подтвердилась.

Межкультурная сенситивность имеет тесную связь с этнической идентичностью, проявляется в ситуациях межкультурного взаимодействия и влияет на конструктивность диалога в полиэтнической среде образовательного пространства и должна иметь высокий уровень развития у современных студентов.

Следовательно, из вышесказанного можно видеть, что между изучаемыми феноменами «межкультурной сенситивностью» и «этнической идентичностью» установлены многочисленные корреляционные взаимосвязи, что может говорить о взаимовлиянии и обусловленности данных категорий, и требует дальнейшей теоретической и эмпирической разработки проблемы.

Литература:

  1. История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л. А. Карпенко. — М.: Пер Сэ, 2006. — 784 с.
  2. Логашенко Ю. А. Сравнительный анализ развития межкультурной сенситивности у студентов вуза в условиях поликультурной среды // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2011. — № 11. URL: ttp://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-razvitiya-mezhkulturnoy-ensitivnosti-u-studentov-vuza-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy (дата обращения: 11.04.2017).
  3. Логашенко Ю. А. Чувствительность к культурным различиям у студентов с разным опытом межкультурного взаимодействия // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2014. — № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvitelnost-k-kulturnym-razlichiyam-u-studentov-s-raznym-opytom-mezhkulturnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 14.04.2017).
  4. Почебут Л. Г. Теория межкультурной коммуникативной компетентности // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2007. — № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentnosti (дата обращения: 10.04.2017).
  5. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // Cross-cultural orientation: New conceptualizations and applications. New York: University Press of America, 1986. — P.27–70.
  6. Gudykunst W. B., Hammer M. R. Basic training design: Approaches to intercultural training // Handbook of intercultural training. New York: Pergamon, 1983. — Vol. 1. — P. 118–154.
Основные термины (генерируются автоматически): межкультурная сенситивность, этническая идентичность, межкультурное взаимодействие, различие, шкала, обратная корреляционная взаимосвязь, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникативная компетентность, корреляционный анализ, полиэтническая среда.


Похожие статьи

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Понятие коммуникативной межкультурной компетенции является универсальным явлением независимо от места и времени [Супрунов 2016, 13].

обучение языкам, иностранный язык, общение, взаимодействие, межкультурная компетенция.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог». Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Такое взаимодействие получило название межкультурного общения. Межкультурное общение— это новая онтология для

Здесь важную роль играет понятие «межкультурная компетентность», которое, как правило, связывают с понятием коммуникативной...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

− умение устанавливать межкультурные контакты, осуществлять межкультурную коммуникацию и продуктивное взаимодействие в межкультурной среде.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Социокультурное и межкультурное измерение языкового...

В преподавании языка понятие «коммуникативная компетентность» учитывает это, подчеркивая

Межкультурная коммуникация — это общение на основе уважения личности и равенства прав

− как социальные идентичности являются частью всего взаимодействия

Этнокультурная компетентность и стандарты общего...

– 2005. – № 3. – с. 35–42. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, внеурочная...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Современные направления в исследовании фразеологизмов выдвигают необходимость комплексного анализа этнокультурной специфики и универсальных

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации.

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Понятие коммуникативной межкультурной компетенции является универсальным явлением независимо от места и времени [Супрунов 2016, 13].

обучение языкам, иностранный язык, общение, взаимодействие, межкультурная компетенция.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог». Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Такое взаимодействие получило название межкультурного общения. Межкультурное общение— это новая онтология для

Здесь важную роль играет понятие «межкультурная компетентность», которое, как правило, связывают с понятием коммуникативной...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

− умение устанавливать межкультурные контакты, осуществлять межкультурную коммуникацию и продуктивное взаимодействие в межкультурной среде.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Социокультурное и межкультурное измерение языкового...

В преподавании языка понятие «коммуникативная компетентность» учитывает это, подчеркивая

Межкультурная коммуникация — это общение на основе уважения личности и равенства прав

− как социальные идентичности являются частью всего взаимодействия

Этнокультурная компетентность и стандарты общего...

– 2005. – № 3. – с. 35–42. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, внеурочная...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Современные направления в исследовании фразеологизмов выдвигают необходимость комплексного анализа этнокультурной специфики и универсальных

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Понятие коммуникативной межкультурной компетенции является универсальным явлением независимо от места и времени [Супрунов 2016, 13].

обучение языкам, иностранный язык, общение, взаимодействие, межкультурная компетенция.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог». Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Такое взаимодействие получило название межкультурного общения. Межкультурное общение— это новая онтология для

Здесь важную роль играет понятие «межкультурная компетентность», которое, как правило, связывают с понятием коммуникативной...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

− умение устанавливать межкультурные контакты, осуществлять межкультурную коммуникацию и продуктивное взаимодействие в межкультурной среде.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Социокультурное и межкультурное измерение языкового...

В преподавании языка понятие «коммуникативная компетентность» учитывает это, подчеркивая

Межкультурная коммуникация — это общение на основе уважения личности и равенства прав

− как социальные идентичности являются частью всего взаимодействия

Этнокультурная компетентность и стандарты общего...

– 2005. – № 3. – с. 35–42. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, внеурочная...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Современные направления в исследовании фразеологизмов выдвигают необходимость комплексного анализа этнокультурной специфики и универсальных

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации.

От межкультурной коммуникации к межкультурному обучению

Понятие коммуникативной межкультурной компетенции является универсальным явлением независимо от места и времени [Супрунов 2016, 13].

обучение языкам, иностранный язык, общение, взаимодействие, межкультурная компетенция.

Межкультурная компетентность как обязательная сторона...

Межкультурная сенситивность и этническая идентичность в поликультурной среде вуза. Психологическая компетентность педагогов в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог». Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах...

Пути к успешной межкультурной коммуникации

Такое взаимодействие получило название межкультурного общения. Межкультурное общение— это новая онтология для

Здесь важную роль играет понятие «межкультурная компетентность», которое, как правило, связывают с понятием коммуникативной...

Исследование уровня сформированности межкультурной...

− умение устанавливать межкультурные контакты, осуществлять межкультурную коммуникацию и продуктивное взаимодействие в межкультурной среде.

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, межкультурная компетенция, компетентностный подход.

1) intercultural attitudes (межкультурные отношения), включающие открытость, любопытство, готовность отказаться от предубеждений относительно...

Социокультурное и межкультурное измерение языкового...

В преподавании языка понятие «коммуникативная компетентность» учитывает это, подчеркивая

Межкультурная коммуникация — это общение на основе уважения личности и равенства прав

− как социальные идентичности являются частью всего взаимодействия

Этнокультурная компетентность и стандарты общего...

– 2005. – № 3. – с. 35–42. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, этнокультурная компетентность, этническая идентичность, внеурочная...

Многозначность фразеологической единицы в аспекте...

Современные направления в исследовании фразеологизмов выдвигают необходимость комплексного анализа этнокультурной специфики и универсальных

Лингвокультурологическая интерференция как коммуникативная помеха в процессе межкультурной коммуникации.

Задать вопрос