В последнее время существенно возросло количество чрезвычайных ситуаций социального характера. Статистика говорит о том, что социальные опасности и угрозы самым негативным образом отражаются на традициях, единении нации и народа. Вместе с этим, необходимо отметить, что именно социальная безопасность населения является важнейшей составной частью общенациональной, мировой безопасности.
Категория «социальная безопасность» еще недостаточно изучена в науке и является предметом изучения целого ряда исследователей. Социальная безопасность все чаще анализируется в контексте глобализации тех вызовов и угроз национальным, экономическим и социально-политическим системам, которые сопровождают процесс развития современного мира [1].
Вопросам, связанным с социальной безопасностью и социологией безопасности посвящены работы И.Я. Богданова, Н.П. Ващекина, В.И. Добреньковой, В.Н. Иванова, В.Н. Кузнецова, В.К. Левашова, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, Р.Г. Яновского и др. [1].
Вопросы подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности и социальной безопасности затрагивались в работах Л.А. Михайлова, В.П. Соломина, Е.Н. Боярова, Э.М. Ребко, Е.Ю. Молодцовой, А.В. Старостенко, Э.М. Киселевой, С.В. Абрамовой, Т.А. Беспамятных, Г.И. Сопко и др.
Авторы и исследователи определяют социальную безопасность человека как ключевое научное направление подготовки будущего бакалавра образования, потому как только лишь человек обладающий культурой социальной безопасности может гармонично жить в современном мире. Научное направление «социальная безопасность человека» легла в основу деятельности кафедры социальной безопасности РГПУ им. А.И. Герцена, которая занимается подготовкой будущих педагогов образования в области безопасности жизнедеятельности. Социальные опасности и угрозы, а также способы противодействия им в современном мире – предмет научных интересов многих студентов и преподавателей кафедры и факультета в целом.
Научный интерес в области данного вопроса позволил нам разработать и предложить траекторию формирования компетенций в области культуры социальной безопасности будущих бакалавров образования и ориентировал на серьезное исследование. Начать данное исследование мы решили с опроса студентов по вопросам социальной безопасности. Прежде всего, нас заинтересовали вопросы: «Как студенты факультета безопасности жизнедеятельности относятся к вопросам социальной безопасности»? «Каков уровень их знаний в области противостояния социальным опасностям и угрозам?», «Какие из всех социальные опасности и угрозы являются наиболее актуальными?».
За основу опроса мы взяли анкету П.А. Кислякова, предложенную в монографии «Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи». Анкета «Студенты о социальной безопасности в вузе и образе жизни», включающая 36 вопросов заинтересовала нас объективностью и логичностью (последовательностью) изложенных пунктов и положений.
В проведенном нами исследовании приняли участие 60 студентов факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им.А.И. Герцена. Из них: 12 юношей и 48 девушек второго и третьего курса. Студенты отвечали на вопросы анкеты, анализируя ответы которой мы сделали следующие выводы. Большинство опрошенных (70%) оценивают состояние охраны общественного порядка и уровень социальной безопасности в своем городе/районе «удовлетворительно», 20% - «хорошо» и 10% - неудовлетворительно. На вопрос, какие опасности социального характера тревожат больше всего и представляются наиболее опасными, ответы респондентов представлены на диаграмме (в процентах): Диаграмма 1
Анализируя ответы респондентов на вопрос, с какими негативными социальными явлениями они сталкивались за истекший год наиболее часто, мы сделали следующие выводы:
Диаграмма 2
Наиболее часто встречающимся негативным социальным явлением является появление в близости пьяного, так ответили преобладающее большинство – 54 человека. Далее по «популярности» стоит ответ «появление в близости активных попрошаек» - 45 человек. Студенты также часто сталкивались за прошедший год с хулиганством – 39 человек, являлись свидетелями проявления нетерпимости к представителям другой национальности – 30 человек, ощущали раздражительность из-за некорректного поведения приезжих – 27 человек.
На вопрос о знании правил поведения в случае возникновения опасных ситуаций ответы анкетируемых распределились следующим образом:
Таблица 1
Самоопределение студентами уровня знаний об опасных ситуациях
Опасные ситуации |
Имею практические навыки |
Знаю теоретически |
Слышал, поверхностно знаком |
Не знаю, что делать |
Кража |
20% |
55% |
25% |
- |
Грабеж |
15% |
60% |
25% |
- |
Насилие |
15% |
65% |
15% |
5% |
Захват в качестве заложника |
- |
75% |
25% |
- |
Взрыв в здании, на улице |
- |
90% |
10% |
- |
Перестрелка на улице, в здании |
15% |
65% |
20% |
- |
Активные действия сектантов по отношению к вам |
35% |
35% |
15% |
15% |
Давка в толпе, массовая паника |
30% |
60% |
10% |
- |
На вопрос об источниках знаний в данной области ответили следующим образом:
Диаграмма 3
80% анкетируемых на вопрос, заботятся ли они о своей безопасности, ответили, что заботятся в достаточной мере и 20% - заботятся недостаточно.
На вопрос: «В чем проявляется Ваша забота о безопасности в окружающем социуме, что именно вы делаете?» 28% респондентов ответили, что проявляют бдительность по отношению к окружающему (обращают внимание на подозрительных людей, бесхозные вещи); 23% говорят, что избегают потенциально опасных мест (неосвещенные улицы, митинги и т.д.); 21% опрошенных ответили, что избегают контактов с людьми, представляющими опасность ( алкоголики, наркоманы, экстремисты и т.д.), 15% - соблюдают правила личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях; 9% - избегают вредных привычек (пьянство, наркотики), стараются от них избавится и 4% изучают правила личной безопасности: читают специальную литературу, смотрят программы и тренируются.
75% опрошенных оценивают состояние обучения по профильным предметам (ЧС природного/социального характера, Пожарная безопасность, Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, Профилактика наркозависимости в молодежной среде и т.д.) в РГПУ им. А.И. Герцена (факультет безопасности жизнедеятельности) как «хорошо, полезно, интересно» и 25% - «удовлетворительно». Ответов «неудовлетворительно» нет.
Проведённое анкетирование студентов позволило нам более объективно оценить ситуацию с отношением самих учащихся в вопросам социальной безопасности. Также в полной мере сложилось мнение о том, какие социальные опасности и угрозы наиболее актуальны для изучения, требуют особого внимания при подготовке к занятиям.
Теоретический анализ литературы по вопросам социальной безопасности, а также анкетирование студентов позволило нам определить пути совершенствования подготовки будущих бакалавров в области социальной безопасности через:
- совершенствование существующих курсов и программ, в том числе в образовательном модуле «Социальная безопасность человека»;
- разработка сопутствующих дистанционных курсов в поддержку очному образованию;
- совершенствование существующего дистанционного курса «Социальная безопасность человека в городе-мегаполисе», разработанного на базе Moodle.herzen.spb.ru;
- совершенствование сайта по Антитеррору для широких слоев населения с учетом отдельной вкладки для будущих бакалавров образования.
Данная работа запланирована на 2014 – 2017 года и будет иметь свое научное отражение в статьях, материалах конференций, магистерской диссертации, практической деятельности. Каждый этап реализации данного исследования будет отражен для ознакомления и заимствования материалов иными специалистами, занимающимися подготовкой будущих бакалавров образования в области социальной безопасности.
Литература:
1. Кисляков П.А. социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи / П.А. Кисляков. – М.: Шуйский государственный педагогический университет; Логос, 2011. – 236 с.