Увеличивающийся объем современной информации и неограниченный доступ к ней всех пользователей создает ситуации не контролируемого потока информации в сети Интернет, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема организации технологий обеспечения информационной безопасности молодежи. В связи с чем, одной из основных задач современного образования выступает обучение школьников работе с информацией. С одной стороны, это обусловлено развитием и расширением информационного пространства школьника, а с другой — отсутствие сформированной системы информационной самозащиты, в то время как доступ к информационным ресурсам не ограничен для всех пользователей.
На основе проведенного теоретического анализа философской, психологической педагогической литературы мы определили направления становления и развития информационной безопасности: содержание наполняемости информационной среды и ее влияние на информационную безопасность [3,4,6]; построение образовательного процесса и введение в процесс обучения элементов информационной безопасности [1,2,7].
Проведенный теоретический анализ выявил большое значение угроз информационной безопасности в общей структуре инфосферы для молодежи. Современная наука рассматривает разработку технологий в области детской информационной безопасности, как важную составляющую образовательного процесса обучения, обеспечивающего заполнение информационного вакуума школьника в области безопасной информации.
В связи с этим,социализирующим механизмом формирования инфосферы личности, выступает постоянный приток информации, где информационная связь с окружающим миром, социальной средой, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Жизнедеятельность современных подростков становиться все более зависимой от информации и развивающихся информационных технологий, вследствие чего «человек разумный» становится «человеком информационным». Следует отметить, что подросток с несформированной системой психологической защиты и отсутствием жизненного опыта является уязвимым для информационно-психологического воздействия. Нами выделено два основных фактора, усиливающих негативное информационное влияние на несовершеннолетних. Одним фактором является деятельность различных социальных субъектов, например, издающих организаций, владельцев коммерческих информационных узлов, в ходе, которой игнорируются интересы и права несовершеннолетних. Другим таким фактором является отсутствие психологической, социально-правовой помощи школьникам со стороны педагогов и психологов, а также родителей [7].
Важную роль в обеспечении информационно-психологической безопасности ребенка играет современная система образования, которая выступает гарантией безопасности существования и развития личности. Предоставляя ребенку знания, как средства для самозащиты, педагоги должны помнить о том, что обучение — это передача конечного, а воспитание — бесконечного опыта человека [5]. Одним из важнейших условий повышения медиаграмотности школьников в учебном процессе является организация школьного курса ОБЖ и развитие знаний в области информационной безопасности, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию к учебной деятельности в целом.
Интегральный характер знаний современного курса ОБЖ в области информационной безопасности, ее направленность на удовлетворение жизненных потребностей современного школьника обусловливают необходимость включения молодых людей в разрешение проблемных ситуаций. Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и целесообразно использовать полученную информацию, принимать правильные решения по ее использованию.
В связи с этим, нами был проведен социологический опрос, направленный на определение поведения школьников в Интернете, особенностей использования учащимися ресурсов мировой сети.
Данные опроса представлены ниже. На вопрос анкеты, «Какую информацию нельзя разглашать в интернете?», большинство респондентов (70 %) ответили, что нельзя разглашать данные о своем домашнем адресе, остальные (30 %) учащихся не задумываются о конфиденциальности личной информации (рис.1).
Рис. 1. Результаты ответов на первый вопрос
Согласно результатам данного ответа на вопрос, нами было выявлено, что далеко не все школьники знают, какую информацию о себе можно разглашать в сети.
Ответы респондентов на следующий вопрос показали, что большинство учащихся знают об опасности заражения компьютера вирусом или взломе 61 %, однако всего 35 % из них знают о том, что их данные могут быть украдены и использованы (рис.2).
Рис. 2. Результаты ответов на второй вопрос
На следующий вопрос о виртуальных знакомствах 22 % старшеклассников ответили, что могли бы пойти в одиночку на встречу, которую предложил собеседник в интернете, 74 % пошли бы с другом, и только 4 % попросили бы совета родителей. Это говорит о непричастности родителей к контролю своих детей во время их пребывания в интернете. Кто знает, какая опасность может ждать детей при знакомстве в Интернете, поэтому родители должны соблюдать меры предосторожности и контролировать время препровождение своего ребенка в сети интернет (таблица 1).
Таблица 1
Ответы опроса |
Результаты ответов |
Пойду один |
74 |
Пойду с другом |
22 |
Совет родителей |
4 |
На вопрос о знании школьниками нормативной базы в области информационной безопасности анкетирования 22 % респондентов ответили, что законом запрещается размещать и использовать информацию других без их согласия. Большая же часть опрашиваемых 76 % знает что, копирование и использование лицензионных файлов запрещена законом об авторских правах. И ни один респондент не ответил, что закон запрещает использовать информацию о себе, что является верным ответом (рис.3).
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос о знании нормативной базы в области информационной безопасности
Согласно данным рисунка, отмечаем, что школьники имеют недостаточно знаний о нормативно-правовой базе связанной с интернетом, следовательно, не знают о преступлениях, совершаемых с помощью интернета и наказаниях за эти преступления.
В опросе 71 % респондентов ответили, что хотели бы видеть полезную для них информацию, связанную с учебной деятельностью, в созданной в социальной сети «В контакте» группе. 22 % участников хотели бы видеть в другой социальной сети «Инстаграм». И всего 7 % хотели бы видеть на отдельном, специализированном сайте, который раскрывал бы в полной мере все аспекты учебной деятельности и информировал детей о существующих угрозах в Сети Интернет. Результаты ответа также свидетельствуют и об актуальности выбора социальных сетей.
На предложенный вопрос о повышении уровня медиаграмотности: 94 % респондентов ответили, что не знают, что это такое и всего 5 % хотели бы повысить свой уровень медиаграмотности. К сожалению 1 % опрошенных устраивает их уровень знаний в области информационной безопасности
В следующем вопросе анкеты мы выступили с предложением, хотели бы школьники посетить уроки направленных на повышение уровня знаний в области информационной грамотности (рис.4).
Рис. 4. Результаты ответов об интересе школьников вопросам информационной безопасности
Согласно данным рисунка, 51 % опрошенных ответили, что им безразлично, 41 % опрошенных считает нужным проведение подобных мероприятий и 8 % считают не нужным. Однако, одним из составляющих элементов медиаграмотности школьники отмечают правила этикета в Сети Интернет, как отражение нравственности по отношению к другим людям в Сети. Так 23 % опрошенных считают, что Интернет-свободное от правил пространство и 35 % что правила этикета необходимо применять только в особых случаях. Меньше половины детей 42 % считают соблюдение правил этикета в Сети равнозначным реальной жизни.
В заключение опроса нами было выявлено, что 85 % респондентов умеют очень хорошо пользоваться всей новой техникой в школе для продуктивного и наглядного получения знаний. Умеют, но плохо 12 % и всего 3 % ответили, что не умеют пользоваться, что свидетельствует о высокой компьютерной грамотности школьников.
Обобщая вышеизложенное, мы отмечаем, что большинство школьников не обладают достаточными знаниями в области информационной безопасности, вследствие чего они могут быть подвержены опасностям, которые существуют в Сети Интернет. Следовательно, необходимо найти такие методы, технологии, которые повышали бы готовность личности противостоять информационным опасностям различного характера, управлять ими. В связи с этим, школа как компонент системы образования и составная часть системы повышения квалификации имеет сегодня большое влияние на овладение учащимися знаниями и умениями в области информационной безопасности.
Таким образом, мы полагаем, что проведение занятий на повышение уровня медиаграмотности в школе, позволяют развить и сформировать знания школьников о вредном информационном воздействии и выработке алгоритмов защиты от него. В связи с этим показателями удовлетворительной степени безопасности информационной среды для школьников выступают:
1. эмоциональный комфорт ребенка: комфортной будет та информационная среда, которая учитывает и отражает его возрастные потребности и обеспечивает ему возможность для личностного развития;
2. удовлетворенность информационных потребностей — это субъективная нужда личности в информации по конкретной проблеме, выраженная суммой вопросов, вытекающих из особенности темы и готовности личности к ее познанию.
Литература:
1. Авдеева Н. В. Сборник заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». — СПб, РГПУ, 2013. — 109с.
2. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе /И. А. Баева. — СПб.: Речь, 2002.
3. Желязков Е. И., Авдеева Н. В. Анализ современного состояния изучения вопросов информационной безопасности в школьном курсе ОБЖ // Молодой ученый. — 2013. — № 6. — С. 666–669.
4. Журин А. А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика 2001. — № 4. — С.48–54.
5. Ленский Б. В., Матрюхин Г. И. Роль детской книги в современных информационных потоках /Б. В. Ленский, Г. И. Матрюхин //Педагогика. — 2000. — № 3. — С.89–97.
6. Налимова О. О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности — //Молодой ученый. — 2014, № 5–1 (64). — С.48–50.
7. Саттарова Н. И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении. — СПб., 2003.