В сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов и предоставления новых образовательных сервисов, в том числе, сетевых [5]. Образование переходит к ступени, где педагог выступает уже не в роли транслирующего знания, а как некий координатор действий по его поиску и применению. На этом пути, огромную помощь ему, оказывают развивающиеся высокими темпами информационные технологии. Информационные ресурсы становятся сопоставимы, по важности, с любыми другими ресурсами нашей планеты. Современному педагогу, необходимо знать, какие существуют информационные ресурсы, и обладать набором знаний навыков и умений, позволяющих уверенно и безопасно пользоваться ими. Тем самым упрощая, дополняя и преобразовывая весь учебный процесс.
Данный процесс сопряжен с рядом проблем, одной из них является недостаточная готовность студентов и преподавателей использовать информационные ресурсы на практике, так как они не знают, какие из них можно использовать в образовательном процессе без больших затрат и высокого уровня владения информационными технологиями.
Существуют различные формы работы со студентами. Проведенное нами исследование среди студенческой молодежи показали, что большую значимость в образовательном процессе студентов имеет научно-исследовательская работа, которая способствует формированию компетенции студентов как творческих личностей, способных обоснованно и эффективно решать возникающие теоретические и прикладные профессиональные задачи. Особое внимание необходимо обратить на синтез теоретического и практического обучения в этой области с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, исследования. Особую роль в научно-исследовательской работе играют научно-практические конференции – это форма учебной и внеучебной деятельности, представления результатов учебно-исследовательской работы студентов.
Современные информационные технологии позволяют проводить такие конференции не только в конкретном помещении, но и на расстоянии с высоким уровнем организации и привлечением заинтересованных лиц.
Нами были проанализированы информационные ресурсы обеспечения студенческих научно-практических конференций. Особое внимание привлекли те, в которых есть видеоконференцсвязь и возможность транслировать весь процесс онлайн. Также необходимо отметить, что зачастую, внутренние студенческие конференции не имеют финансирования и требуют бюджетного подхода во всем процессе организации. Особенно это затрагивает уровень обеспечения информационными ресурсами и технологиями. Многие студенческие научно-практические конференции вынуждены проходить в узком кругу, а материалы со временем становится проблематично найти.
В данной работе мы проанализировали различные многофункциональные информационные ресурсы, использование которых возможно даже при низком бюджете, а так же рассмотрели способы их применения в обеспечении студенческих научно-практических конференций в области безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что изучение теоретической литературы по вопросам дистанционной поддержки образовательного процесса позволяет утверждать, что понятие "информационные ресурсы" было впервые использовано в первой половине XX века. Одними из первых исследователей информационных ресурсов были кибернетики: Н. Виннер, К. Шеннон, У. Эшби, А. Н. Колмогоров. Они исследовали количественный аспект информации и информационных ресурсов, используя математический аппарат [4].
Первая отечественная монография об информационных ресурсах была издана в 50-х годах нашего века. Ее автор, Громов Г.Р., дал толкование сущности и свойств информационных ресурсов. Он отождествлял понятия информации и информационных ресурсов. Современные авторы Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. рассматривают информационные ресурсы как индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации [4].
Для классификации информационных ресурсов по определенным видам или категориям можно использовать различные признаки. Наиболее обобщенным признаком служит признак формы представления или фиксации информации. В соответствии с этим признаком классификация информационных ресурсов представлена в таблице [4]:
Таблица 1
Классификация информационных ресурсов
В данной работе мы приводим анализ популярных сервисов предоставляющих видеоконференцсвязь, по версии ресурса livebusiness.ru [3]:
Skype. Наиболее распространенный в мире мессенджер с закрытым протоколом. Предоставляет видеосвязь и видеоконференции до 10 человек. Позволяет звонить на обычные телефоны, принимать звонки. Есть версии для мобильных устройств.
Google Hangouts. Бесплатный сервис для чата, звонков и групповой видеосвязи. Позволяет расшаривать (от англ. слова share – делиться) экран, совместно рисовать на доске, совместно редактировать документы в Google Docs, проводить широковещательные вебинары. Доступен на мобильных платформах.
GoToMeeting. Онлайн сервис для веб-конференций. Позволяет проводить неограниченное число встреч за фиксированную месячную плату: рассылать приглашения, показывать презентацию и совместно работать над документами и приложениями, записывать и воспроизводить ход встречи. Есть встроенная HD видеосвязь на 6 человек. Интеграция с MS Office.
ooVoo. Бесплатный сервис для видео и аудио конференций. Позволяет организовывать многопользовательские конференции, записывать ход встречи, пересылать видеосообщения и файлы. Требует установки клиента
Conferendo. Приложение плюс сервис для видеосвязи. Позволяет организовывать бесплатные многоточечные видеоконференции 3-на-3 и вебинары до 20 участников
Tango. Сервис видеочата для iPhone, Android, планшетов. Работает через Wi-fi и 3G. Есть Windows-клиент. Не требует регистрации, только ввода номера телефона
Meetings.io. Простой сервис для видеовстреч на базе flash. Не требует установки ПО и регистрации. Предоставляет чат и блокнот. Бесплатный на 5 участников
Mail.Ru. Агент Российский мессенджер с возможностями голосовой и видео связи, звонков на обычные телефоны, отправки SMS, обмена файлами. Поддерживает ICQ протокол.
Рассмотрим подробнее возможности Google+ Hangouts, так как на наш взгляд этот ресурс обладает функциями полноценного сервиса web-конференций. Google+ Hangouts обладает необходимыми возможностями [2]:
- расшаривать свой экран (Screen-sharing); возможность совместно рисовать на экране (Whiteboard);
- совместно редактировать документы Google Docs.
- устраивать видеотрансляции (вебинары) на неограниченное количество зрителей (число активных участников может быть до 10).
- вести видеочат Google Hangouts работает теперь и на Android-смартфонах.
- использовать официальный API (интерфейс программирования приложений) для Hangouts.
Для видеоконференцсвязи важным является функция Google+ Hangouts On Air, которая позволяет организовывать онлайн встречи в формате вебинара. В недавнем прошлом компания Google объявила, что теперь организовывать вебинары с неограниченным числом участников сможет каждый (и бесплатно). Разумеется, эта возможность пригодится многим компаниям для организаций корпоративных собраний и вебинаров/презентаций для клиентов, и так же, подойдет для организации студенческих научно-практических конференций. On Air отличается от обычной онлайн встречи в Google Hangout тем, что в ней есть точка организатора/модератора (который является ведущим), а все остальные могут присоединяться в качестве зрителей. Запись вебинара можно сразу выложить на YouTube, чтоб его увидели те, кто не успел посетить его в прямом эфире [1].
С одной стороны корпоративные системы видеоконференций (Polycom, Tandberg) стоят десятки и сотни тысяч долларов, а их установка и обслуживание - достаточно сложная задача. С другой стороны бесплатные сервисы видеосвязи (например Skype, GoToMeeting) не обеспечивают того эффекта присутствия, который позволит полностью отказаться от физического присутствия участников. Что же касаемо студенческих конференций, то возможностей предоставляемых Интернет-ресурсами, вполне достаточно для того чтобы повысить эффективность студенческих конференций.
В дальнейшем будет проведена работа по апробации возможностей ресурса Google+ Hagouts в обеспечении студенческой научно-практической конференции на факультете безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И. Герцена.
Литература:
1. Google+Hangouts, электронный ресурс - http://www.google.ru/hangouts/
2. Google Hangouts - сервис для видеосвязи и чата от Google, электронный ресурс - http://www.webmeetings.ru/tags/GOOGLE_HANGOUTS/
3. Информационные портал LiveBussines электронный ресурс - www.livebussines.ru
4. Блюмин А.М., Феоктистов. Н.А. Мировые информационные ресурсы. Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
5. Цветкова М. С. «Компетенции педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе», электронный ресурс, http://metodist.lbz.ru/lections/5/files/kompetention_pedagogs.doc