Аспекты изучения вопросов экологической безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 14.04.2014

Статья просмотрена: 821 раз

Библиографическое описание:

Налимова, О. О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности / О. О. Налимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5.1 (64.1). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10306/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сегодня много внимания уделяется вопросам охраны и бережного отношения к окружающей среде. Эти вопросы не случайно стали занимать одно из ведущих мест. Если посмотреть на статистические данные изменений окружающей среды, то становится понятно, что условия жизни человека и всех остальных живых организмов становятся неблагоприятными.

Основная часть населения и производства в России концентрируется примерно на 15 процентах территории, что приводит к неудовлетворительному качеству окружающей среды на данных территориях. Урбанизационный процесс привел к тому, что 55 миллионов человек проживает в городах, которые являются основными промышленными центрами и в них степень загрязненности воздушного и водного бассейнов оцениваются как высокая и очень высокая. Такая ситуация проявляется наиболее ярко в Поволжье, Кузбассе, на Урале и Северном Кавказе [1].

В России за последние десять лет также наблюдался значительный рост образования отходов, при этом всё меньше отходов утилизировалось и обезвреживалось. Остро в связи с этим встала проблема их захоронения, только санкционированных мест размещения отходов насчитывается более 14,7 тысяч на территории общей площадью порядка 4 миллионов гектар. Под размещение отходов ежегодно выделяется около 400 тысяч гектаров земли. Этих территорий не хватает, что приводит к постоянному выявлению и ликвидации несанкционированных свалок. В результате прошлой хозяйственной деятельности накоплено 31,6 миллиард тонн отходов производства и потребления, которые образуют городские свалки [1].

Возрастающая антропогенная нагрузка на окружающую среду создает угрозу сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов, а также формируют существенные потери здоровья населения страны в виде дополнительных случаев смерти и заболеваний, что вызывает сокращение ожидаемой продолжительности жизни. В целом груз болезней населения в России оценивается в размере 18,9%, при этом на долю экологических факторов приходится одна треть общего бремени болезней населения в возрасте 0 - 19 лет и порядка 20 - 25% болезней всего населения [1].

Эти факты вызвали необходимость, обсудить неблагоприятную экологическую ситуацию в Российской федерации, и 2 - 4 декабря 2013 года в Москве состоялся IV Всероссийский съезд по охране окружающей среды. Большинство экологических проблем не имеют четко очерченных границ, возникая на конкретной территории, они могут распространиться затем на значительные расстояния, чему способствуют воздушная и водная среды. Эти особенности экологических вопросов объясняют большое количество участников съезда (свыше 3 тысяч человек) и их представительство – федерального, регионального и муниципального уровня власти, международные организации, общественные, научные и образовательные организации, крупные компании - природопользователи.

Результатом IV Всероссийского съезда стала резолюция, в которой рассмотрены как экологическая политика до 2030 года, так и экономико-правовые аспекты, обеспечивающие экологическую безопасность и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. В данной резолюции особое место занимает вопрос о внедрении принципов «зеленой» экономики, который требует изменения образовательного процесса на всех уровнях. В резолюции предлагается ввести в качестве базового компонента высшего образования дисциплину «Экология» [1].

В Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена в образовательные программы большинства факультетов в качестве дисциплины по выбору включены «Экология», «Глобальная экология», «Биология с основами экологии». Данные дисциплины позволяют создать условия для активизации познавательного интереса у студентов для изучения условий их проживания и особенностей питания, что является так же экологическими проблемами. Данные экологические вопросы напрямую связаны с состоянием здоровья населения.

На факультете безопасности жизнедеятельности большое внимание уделяется вопросам экологической безопасности, в учебные планы очной и заочной форм обучения бакалавриата включен ряд учебных дисциплин «Биология с основами экологии», «Глобальная экология», «Экология Северо-Западного региона», «Социальная экология».

Изучение данных дисциплин позволяет студентам понять, какие экологические особенности характеризуют каждую среду обитания, различные биогеоценозы, разнообразные сообщества; какие экологические проблемы в них могут возникать. При изучении экологических факторов студенты осознают, какой вклад в изменение окружающей среды вносят антропогенные факторы, всегда ли их влияние приводит к изменению благоприятных условий жизни на неблагоприятные для живых организмов.

Поскольку человек сегодня является одной из главных геологических сил, которые преобразуют окружающую среду, то он должен помнить, что не только различные живые организмы, но и он сам является составной частью природы. Поэтому человеческая деятельность должна быть не просто природосообразной, но и высокотехнологичной [4].

Учебные дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», «Защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них», «Глобальные проблемы человечества», преподаваемые бакалаврам по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», позволяют студентам более подробно разобрать какие аварии и чрезвычайные ситуации вызывают или связаны с экологическими проблемами, и как можно минимизировать их последствия.

В процессе преподавания дисциплин, связанных с экологической направленностью, раскрывается дополнительная возможность для формирования некоторых навыков, таких как, умение анализировать информацию о состоянии окружающей среды и отдельных её компонентов, умения собирать данные о состоянии окружающей среды.

Выполняя домашние задания, студенты знакомятся с информацией в разнообразных источниках (печатных – книги и журналы, электронные – актуальная информация экологических сайтов и официального сайта Министерства природных ресурсов Российской Федерации), которая обязательно предъявляется в процессе проведения учебного занятия, это определяется тем, что особенно на сайтах очень часто бывают представлены недостоверные факты. Во время занятия собранная информация может быть реализована различным образом, как в виде сообщения, так и при решении проблемных вопросов или задач.

Для более глубокого проникновения в наиболее актуальные проблемы студентам предлагается использовать собственные наблюдения и впечатления, на основе которых в дальнейшем в результате анализа выстраивается картина представляющая ситуацию в конкретном регионе или для конкретного населенного пункта. Такой вид работы позволяет не только лучше понимать какие экологические проблемы существуют и что способствует их возникновению, но и каким образом можно изменить ситуацию в лучшую сторону, что может сделать каждый человек.

Специфика города Санкт-Петербурга определяется тем, что данный населенный пункт является городом мегаполисом, где одним из основных видов деятельности является образовательная деятельность, в городе работает более 120 ВУЗов. Студенты приезжают из разных городов и регионов России, что позволяет более объективно рассматривать экологические аспекты различных территорий, опираясь не только на официальные данные, но и используя личные наблюдения. Эта особенность проживания, определяемая адресом прописки и временной регистрацией в Санкт-Петербурге, позволяет осуществлять дополнительный сравнительный анализ экологической ситуации в разных регионах страны с опорой на личный опыт студентов.

Обучение бакалавров по направлению «Педагогическое образование» по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» связано с изучением вопросов, раскрывающих различные аспекты обеспечения безопасного существования. Дисциплины экологической направленности позволяют рассматривать понятие «экологическая безопасность», которое определяется как одна из составляющих национальной безопасности, совокупность природных и других условий, обеспечивающих качество жизни и безопасность жизнедеятельности проживающего, либо работающего на данной территории населения и обеспечение устойчивого состояния биогеоценоза (биотопа), естественных экосистем [2, 3, 4].

Литература:

  1. Резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды http://www.mnr.gov.ru/regulatory/

2.      Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

3.      Экологическая безопасность раздел «Экологического портала Санкт-Петербурга» (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности) http://www.infoeco.ru/

4.      Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Россия, Всероссийский съезд, данные, дисциплина, населенный пункт, проблема, Российская Федерация, экологическая безопасность, экологическая направленность.


Задать вопрос