В основе комплексного применения средств обучения лежат взаимодействие различных психических процессов, психологические закономерности ощущения, восприятия и переработки информации, соответствие характера средств обучения поставленным целям и задачам, связь применяемых средств обучения с практикой и жизненным опытом учащихся.
В познании окружающего мира человек использует зрение, слух, тактильные ощущения, вкус и запах. Для учебного процесса наиболее важны первые три. В соответствии с ними можно выделить три основных канала получения информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Помимо этих трех каналов, действующих у каждого человека с рождения, со временем появляется еще один – логический или дискретный, позволяющий воспринимать информацию с помощью схем, моделей, графиков. Каждый человек имеет свой преимущественный канал, по которому он наиболее эффективно получает информацию. Отличия между различными типами людей с разными преобладающими каналами восприятия (визуалы, кинестетики, аудиалы, дигиталы) могут наблюдаться в разных проявлениях: в особенностях памяти, мышления, склонности к тем или иным формам, методам и средствам обучения.
Для улучшения восприятия изучаемого материала также необходим учет важнейшего методического принципа – принципа варьирования несущественных признаков, позволяющего наиболее эффективно использовать средства обучения. В связи с этим необходимо использование в учебном процессе различных средств обучения, дающих возможность варьировать несущественные признаки и выделять наиболее важные.
Особая ситуация складывается при определении принципов обучения и отбора учебного оборудования в условиях комплексного применения традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий. Здесь требуется не только учет уже существующих принципов обучения, разработанных как в условиях традиционного образовательного процесса, так и применительно к компьютерному обучению; но и выработка принципов в ситуации двух совершенно разных дидактических сред: традиционной и виртуальной.
Применительно к комплексному применению традиционных средств обучения и средств новых информационных технологий можно выделить следующие принципы.
Принцип рационального управления учебной деятельностью заключается в дидактически и методически обоснованном отборе содержания для подачи с помощью традиционных средств, с одной стороны, и компьютерных, с другой. Здесь также важно определить последовательность использования тех и других средств с учетом принципов обучения и требований, предъявляемых к учебному оборудованию. Этот принцип обобщает многое из того, что определено нижеописанными принципами. Формулировка данного принципа является довольно обобщенной и может быть применена к планированию и описанию любого учебного процесса, но в нашем случае важно четко спланированное, оптимальное сочетание средств обучения, способствующее снижению временных и прочих затрат. Безусловно, рассмотрение взаимодействия двух дидактически различных групп средств обучения должно осуществляться в рамках системного подхода, учитывая внутри- и межсистемные связи. Комплекс средств обучения, обладая определенным уровнем целостности, имеет определенную структуру, тесно связанную со структурой учебного содержания школьного предмета.
При реализации принципа дублирования информации существенным является определение того, какая информация может быть представлена ученику только с помощью одной системы средств обучения, а какая может (должна) быть преподнесена как традиционными, так и компьютерными средствами.
При реализации данного принципа очень важно учитывать психофизиологические закономерности в восприятии человеком различных видов информации и их сочетаний, возрастных особенностей учащихся. Взаимное сочетание различных типов информации тесно связано с интенсификацией обучения. Как указывают В. П. Соломин и З. И. Тюмасева, «проблема интенсификации приобретает принципиально иное содержание, а именно, – подбор таких типов информации, одновременное усвоение которых не только не мешало бы усвоению каждого из них, но, по возможности, способствовало бы этому. В таком случае интенсификация процесса усвоения комплекса разнотипной информации выразится в одновременной оптимизации усвоения информации каждого из типов, образующих данный комплекс» [1, с. 254]. Принцип дублирования информации тесно связан с описанным ниже принципом смены раздражителей.
Принцип соответствия виртуального образа конкретному объекту должен выразиться в учете того, насколько экранный образ должен соответствовать натуральному объекту. Известно, что между восприятием реального и виртуального объектов существует значительное различие, на что неоднократно указывалось в психолого-педагогической и методической литературе. Задача разработчика программной продукции в данному случае – максимально приблизить за счет средств мультимедиа изображаемое к конкретному. С другой стороны, компьютерные средства предоставляют нам массу разнообразных возможностей для моделирования абстрактных объектов и ситуаций. При разработке методик использования компьютерных средств обучения и программного обеспечения к ним необходимо определить в каких ситуациях и насколько виртуальный образ должен копировать, а в каких моделировать реальные и абстрактные объекты и ситуации.
Принцип смены раздражителей. Наиболее эффективное усвоение учебного материала возможно, если осуществляется дублирование информации поступающей на один из анализаторов или группу анализаторов информацией, поступающей на другие анализаторы. Так, например, для учащихся 5 – 9 классов, у которых для познания окружающего мира чрезвычайно важны двигательная активность и тактильные ощущения, в связи с чем налицо необходимость подкрепления звуковых, графических, текстовых блоков информации, получаемых с компьютера объемными пособиями, и особенно – натуральной наглядностью. Для учащихся 10 – 11-х классов большее значение приобретает теоретическая информация, следовательно, содержание и структура предоставляемой ученику информации будут другими и соотношение средств обучения может быть иным.
Принцип оптимальной загрузки ученика логически вытекает из предыдущего принципа. Благодаря тому, что компьютерные средства, используемые в учебном процессе позволяют интенсифицировать процесс получения, контроля и закрепления знаний, изменяется и время работы с конкретным информационным блоком или может быть изменен объем материала, изучаемого за определенный отрезок времени. Учет этого момента позволяет оптимизировать учебную нагрузку, либо более фундаментально рассматривать какой-либо вопрос школьной программы, либо высвободить время на изучение нового материала. Применение данного принципа связано с реализацией двух важнейших дидактических принципов – дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип содержательной доминанты. Разнообразие дидактических (особенно иллюстративно-наглядных) возможностей тех или иных средств обучения не должно маскировать информацию, отодвигать на второй план учебный материал. Логика использования учебного оборудования должна соответствовать логике учебного содержания и не отвлекать от изучаемого материала. С другой стороны, в некоторых учебных ситуациях возможно иное: новое высокотехнологичное средство обучения способствует развитию интереса не только к себе самому, но стимулирует более заинтересованное и активное отношение ученика к биологическому материалу. При планировании учебного процесса необходимо учитывать эти моменты и конструировать систему средств обучения для определенного этапа учебно-воспитательного процесса с приоритетом предметных знаний, умений и навыков.
Принцип единого источника информации заключается в таком использовании различных средств обучения, при котором учебная информация, поступающая через эти средства обучения идет к ученику единым потоком, а не сразу несколькими. Это необходимо для максимальной концентрации внимания на определенном учебном материале, так как трудно, а то и невозможно эффективно усвоить информацию, одновременно работая с учебником и, например, просматривая учебный видеофрагмент, часто переключая внимание от одного средства обучения к другому, в результате теряя логику представления учебного материала. Применительно к комплексному использованию традиционных и компьютерных средств обучения о д н о в р е м е н н а я работа с компьютером и традиционной натуральной наглядностью (за исключением некоторых видов учебной деятельности, подразумевающих компьютерную поддержку работы с натуральными объектами, например, определение видов растений или животных, используя электронный определитель) или учебником достаточно проблематична в силу уже указанной причины, а также чисто организационных значительных и незначительных трудностей (например, на небольшом компьютерном столе расположить, помимо компьютера и подключенных к нему устройств, натуральный раздаточный материал, учебник, школьно-письменные принадлежности и т. д.).
Принцип взаимодополняемости и непротиворечивости указывает на то, что учебная информация, предоставляемая учащимся с помощью одних средств не должна противоречить информации, поступающей через другие средства, здесь речь идет не столько о фактических несоответствиях (хотя и такое часто наблюдается в учебном процессе), сколько об адекватности изображаемым натуральным объектам и явлениям и понятности компьютерных имиджей и моделей (впрочем, как и традиционных изобразительных пособий).
Принцип разделения и дополняемости дидактических возможностей состоит в том, что рациональное и одновременно эффективное применение разнородных средств обучения возможно при условии четкого разграничения и учета тех дидактических возможностей, которые данные средства предоставляют.
Принцип рационального пошагового деления учебной информации. Как уже отмечалось ранее, в основе технологии комплексного использования средств обучения лежит дробление материала на отдельные компоненты-шаги, непосредственно для которых определяются методы и средства обучения, что указывалось в работах ряда исследователей. На наш взгляд, это можно выделить в отдельный принцип. Применительно к комплексному применению традиционных и компьютерных средств обучения при планировании учебного процесса на урок необходимо помнить о имеющихся различиях двух групп средств (не только в дидактическом аспекте, но и в чисто организационном: как конкретно будет происходить переход от одного вида учебного оборудования к другому или намечена работа с двумя или несколькими средствами). При этом чередование средств обучения, предоставляющих информацию в разных видах и для разных анализаторов приобретает особую важность.
Литература:
1. Соломин В. П., Тюмасева З. И. Методология биологической подготовки учителя. – СПб.: ВВМ, 2005. – 360 с.