Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве
Авторы: Бауржан Акерке Бауржанкызы, Чинпулатов Жаркынбай Жумабайулы, Жумабаев Абдисаттар Куанышбекулы, Суюнжанова Улпан Пернебайкызы, Бейсенов Хасенкожа Исмаилулы
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 07.12.2016
Статья просмотрена: 1794 раза
Библиографическое описание:
Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве / А. Б. Бауржан, Жаркынбай Жумабайулы Чинпулатов, Абдисаттар Куанышбекулы Жумабаев [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1707/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки. Требования к высшему учебному заведению в нынешнее время определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед учебными заведениями — обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, качественной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. «Для многих государственных структур, банков, фирм становятся необходимы не просто инженеры, экономисты, менеджеры, а «специалисты по решению проблем». Работа по подготовке таких специалистов в сочетании с широкой консультативной деятельностью может стать одной из «точек роста» в развитии отечественной высшей школы» [1, с. 160].
С одной стороны, педагогические технологии — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Педагогические технологии — системная категория, структурными составляющими которой являются:
– цели обучения;
– содержание обучения;
– средства педагогического взаимодействия;
– организация учебного процесса;
– субъекты обучения;
– результат педагогической деятельности [2, с. 4].
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Благодаря проведённым системным преобразованиям, КазНУ им. аль-Фараби, демонстрирует поступательное продвижение в мировых университетских рейтингах. Так, по итогам исследования признанного международного рейтингового агентства QS (Великобритания), опубликованным 15 сентября 2015 года КазНУ им. аль-Фараби вошёл в топ-300 университетов, заняв 275 место среди 800 лучших мировых университетов. В связи с этим хотелось бы на примере преподавателей кафедры теплофизики и технической физики физико технического факультета Казахского Национального университета имени аль-Фараби рассмотреть современный этап развития образования в высших учебных заведениях. Для успешного функционирования педагогической системы тщательно продумана «отладка» всех ее составляющих. Современная педагогическая технология, используемая на кафедре, представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Для преподавательского состава кафедры теплофизики и технической физики важно, таким образом, выстроить свои действия, чтобы они привели к реализации конкретно поставленной задачи. Важно определить систему действий, которая была бы направлена на решение поставленных задач. Однако, необходимо помнить, что в сфере социальной деятельности, заданность (технологичность) действий всё же должна носить рекомендательный характер, а не сугубо исполнительский. От преподавателей кафедры выстраивающих свою деятельность на основе конкретных технологий, требуется не только знание конкретных действий и их последовательности, но еще и умение «чувствовать» ситуацию, студентов, особенности изучаемого материала и самой учебной дисциплины.
В отличие от технологических процессов на производстве, где возможно выполнение чётких и последовательных действий (операций), предписываемых инструкциями и нормативами, в педагогической деятельности педагог в первую очередь должен осмыслить значимость каждого действия для достижения поставленной цели, соотнести эти конкретные педагогические действия с основными характеристиками процесса обучения, особенностями развития личности, спецификой учебного предмета и др. Все действия педагога должны быть целесообразны, а потому педагог, реализующий педагогические технологии, должен быть не просто их исполнителем, а, прежде всего, субъектом, умеющим адаптировать их к конкретным условиям, в которых протекает процесс обучения. Педагогическое сознание и самосознание выступают важнейшим условием грамотного использования наработанных в педагогической науке педагогических технологий [3, c. 4].
Исследование показало, что в образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета (методика преподавания предметов, методика работы преподавателя).
Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей воспитательно-образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [4, c. 256]
Для достижения образовательных целей формирования выпускника кафедры как субъекта будущей профессиональной деятельности, собственного развития, а также субъекта межличностных отношений в коллективе и рынка труда необходимо чтобы личность в образовательном процессе рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.
Деятельностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. Смысл этой технологии в том, что обучение какой-либо профессиональной деятельности может успешно осуществляться посредством моделирования в нем предметного и социального содержания предстоящей деятельности.
При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и методов обучения. Чем большее количество аспектов учитывается при их выборе, тем выше получаемые результаты обучения.
Чтобы выбрать среди множества методов оптимальный вариант, преподаватели кафедры руководствуются их соответствием:
- Закономерностями и вытекающими из них принципами обучения.
- Целями и задачами обучения.
- Содержанием и методами данной науки вообще и данного предмета в частности.
- Учебными возможностями обучающихся:
а) возрастными (физическими, психическими);
б) уровнем подготовленности (в обучении и воспитании);
в) особенностями коллектива (группы) в которой проводится обучение.
- Особенностями внешних условий (географических, производственного окружения и пр.).
- Возможностями самих преподавателей: их предшествующим опытом, знанием типичных ситуаций процесса обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов, уровнем их теоретической и практической подготовленности, способностями применения определенных методов, средств, умениями избрать оптимальный вариант, личностными качествами и пр.
В связи с переходом высшей школы на работу по новым образовательным стандартам, нацеленным на формирование компетенций студентов, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, следует говорить о необходимости реализации в вузе технологического подхода. Однако, как показывают анализ профессиональной деятельности кафедры, достаточно обоснованной, с точки зрения современной науки и практики, и надежной системной технологии, обеспечивающей реализацию данной концепции, пока нет, поэтому в педагогической практике кафедры используются наиболее разработанные и доступные для применения в массовой практике технологии (см. таблицу 1).
Таблица 1
Технологии формирования профессиональных компетенций студентов кафедры теплофизики итехнической физики
Деятельности |
Виды технологий |
Формы итехнологии |
Традиционная учебная деятельность |
Традиционная технология: лекционно-семинарская система обучения. |
Лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы |
Квазипрофессиональная деятельность |
Неимитационные, неигровые технологии |
Технология проблемного обучения. Практикумы: социокультурные, производственные. Проектная технологмия. Индивидуальные и групповые проекты, монопредметные и межпредметные; краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты; информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты; виртуальные сетевые проекты. Кейс-технология. Подготовка и защита курсовых и выпускных работ Технологии организации исследовательской деятельности студентов: студенческие научные общества, студенческие научные и научно-практические конференции, научные студенческие дискуссии. |
Неимитационные, игровые технологии |
Рефлексивно-ролевые игры Организационно-деятельностные игры Экспертные игры, включая компьютерные Технологии мозгового штурма: «обратный мозговой штурм», «двойной мозговой штурм», «конференция идей». |
|
Комбинированные технологии |
Технология «Критическое мышление» Психологические и социально-психологические тренинги |
|
Имитационные, неигровые технологии |
Занятия на тренажерах |
|
Имитационные, игровые технологии |
Технология «Дебаты» Технология имитационных игр: деловые игры, ролевые игры, имитационные игры с тренажерами |
|
Учебно-профессиональная деятельность |
Технологии формирования опыта профессиональной деятельности |
Практика по специальности Стажировка, заграничная стажировка |
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности студентов |
Научный семинар НИР студентов Авторская мастерская Студенческая исследовательская лаборатория Научно-исследовательские экспедиции Гранты на выполнение самостоятельных исследовательских работ Научные стажировки студентов Научно-исследовательская практика Научные публикации |
Анализ педагогической практики преподавателей нашего факультета позволяет сделать иной вывод: если понимать технологию только лишь как совокупность известных методов и форм работы, то такой подход не меняет сути педагогической деятельности. Главные характеристики (признаки) педагогической технологии — это концептуальность и инструментальность, т. е. степень разработанности действий, следуя которым можно достичь заданного результата.
Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы. Современные образовательные технологии, использующиеся на педагогической практике нашего вуза, дают возможность решить эти задачи.
Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся — это реальный путь современной организации процесса обучения в новых социально-экономических условиях. Поэтому появилась реальная потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых выступать не только в роли преподавателя-методиста, но и в роли преподавателя-технолога. Именно преподаватель технолог способен не только дать общее представление об изучаемом предмете или явлении действительности, но и научить современным способам переработки информации, грамотно подходить к изучаемому материалу и оперировать данными умениями в сходных учебных ситуациях, а также творчески перерабатывать и интерпретировать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.
Литература:
- Ильин, Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). — М., 2002.
- Касаткина Н. Э., Градусова Т. К., Жукова Т. А., Кагакина Е. А., Колупаева О. М., Солодова Г. Г., Тимонина И. В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза. — Кемерово, 2011.
- Международный ежегодник по технологиям образования и обучения, 1978- 1979 [Текст] — Лондон. — Нью-Йорк, 1978.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.