Библиографическое описание:

Вилейто Т. В., Седюк Н. Н. Повышение уровня экологической культуры учащихся в школах Красносельского района Санкт-Петербурга // Молодой ученый. — 2014. — №5.1. — С. 9-11.

В настоящее время в условиях углубления многих проблем современности, в том числе экологической, как никогда актуальна становится проблема воспитания личности, способной ответственно относится к своему здоровью и окружающей среде, разумно подходить к потреблению ресурсов, находить пути решения в техносферных условиях существования. В современной России формирование экологической культуры все чаще называется как одно из приоритетных направлений развития образования.

Формирование экологической культуры тесно связано с экологизацией мировоззрения. Современная концепция экологического образования (1991 г.) реализует междисциплинарный подход в экологизации мировоззрения. По мнению В.В.Николиной, экологизация мировоззрения выступает как система компонентов содержания образования (экологических знаний, опыта осуществления действия - умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности). Экологизация мировоззрения осуществляется различными путями, например, через создание специального учебного предмета и его сочетание с экологизацией содержания других предметов, а также интегрированное содержание тематических модулей в других предметах [1].

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле [3]. Формирование экологической культуры осуществляется непрерывно через процесс обучения, воспитания и развития личности. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Исходя из этого, решаются три основные задачи:

1.                  по формированию экологических знаний.

2.                  по формированию системы интеллектуальных и практических умений и навыков по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды.

3.                  по формированию отношения к природе, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на сохранение окружающей среды.

Формирование всех обозначенных и взаимосвязанных между собой компонентов осуществляется через систему экологического образования, которое реализуется во всех районах города Санкт-Петербурга. Система экологического образования в Красносельском районе включает пять основных направлений деятельности, направленной на повышению уровня экологической культуры школьников: экологические уроки, внеурочная деятельность, экологические мероприятия, организованные методическим советом учителей географии, биологии и ОБЖ, районный экологический фестиваль, международное сотрудничество по формированию экологической культуры учащихся.

В содержании экологического образования различают два вида компонентов: во-первых, связанные с формированием мировоззренческих и нравственных основ, во-вторых, конкретные экологические знания и умения, которые лежат в основе экологической культуры. Из этого следует вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Необходимо отметить, что на сегодняшний день возможны три модели экологического образования в урочной деятельности (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суровегина, H.H. Родзович).

Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного направлений. В этом случае экологическая проблематика рассредоточивается по различным образовательным областям. Экологические вопросы соотносятся с учебным материалом и логикой изучения отдельных предметов, входят в учебные программы.

Однопредметная модельоснована на изучении экологии в рамках самостоятельного предмета. Такой подход рекомендован Всемирной хартией охраны природы, в которой отмечено, что экологические курсы должны стать составной частью общей системы образования. Содержание предмета "Экология" объединяет знания о различных видах сложных взаимодействий: эколого-биологических, эколого-биосферных, социально-экологических.

Смешанная модель предполагает изучение экологии в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности. Смешанная модель считается наиболее перспективной. В этой модели содержание экологических знаний рассматривается с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также в отдельных курсах, которые разрабатываются для каждого этапа обучения. За счет вариативной части учебного плана вводятся предметы, интегрирующие экологические аспекты различных образовательных областей, факультативы и спецкурсы, посвященные проблемам экологии.

Представляется, что в настоящий момент экологическое образование в России ближе всего к многопредметной модели, которая предполагает экологизацию школьных дисциплин, то есть включение в их содержание экологических понятий и выделение в учебных программах тем, посвященных экологии [2].

Проблемы природопользования и охраны природы несомненно  носят  и мировоззренческий характер, так как наблюдается противоречие между необходимостью использования природных богатств человеком и активным воздействием на окружающую среду. Попытаться разрешить эти противоречия можно на уроках разного типа: семинарах, диалогах, дискуссиях, конференциях. Урок-суд, урок-экспертиза также помогут учащимся разобраться в вопросах природопользования и охраны природы, экологического состояния окружающей среды, установлении основных источников загрязнения, определении путей улучшения экологической обстановки. В старших классах целесообразно добавить лекционно-семинарскую систему занятий.

Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений.

Во-первых, проведение различных экологических мероприятий в школах района. Приведем несколько примеров. В качестве дополнительного образования для совершенствования экологической грамотности учащихся в Школе экономики и права предлагаются разные спецкурсы. Так, в содержании спецкурса «Экология и этика» большое внимание уделяется этическим нормам и правилам поведения человека в природе. Спецкурс «Основы экологических знаний и рационального природопользования» знакомит учащихся с прикладной ролью экологии в целях рационального использования природных ресурсов, даёт фактическое обоснование необходимости бережного и разумного отношения к окружающему человека органическому  и неорганическому миру.

Во многих школах проводятся научно-практические конференции, которые также помогают решать проблему экологического образования. При подготовке к конференции школьники выполняют исследовательские работы, например проекты, по самым разнообразным экологическим проблемам, например: «Биоритмы человека», «Экологический портрет кабинета биологии», «Исследование особенностей восприятия пространства» и т.д. Примером такого рода деятельности может служить  и проект «Сохраним город, в котором живем», целью которого является изучение локальных экологических проблем на примере почвы, воды, воздуха и определение путей их решения.

Ведущая идея – от личной ответственности каждого зависит, каким станет наш город. Данный проект ориентирован на учеников 7–8 классов (и более старшего возраста). Основной формой организации учебной деятельности является групповая (по 5–7 человек в группе). Число групп определяется по числу блоков проекта: санитарно-гигиеническая характеристика Санкт-Петербурга (Красносельского района), охрана воздуха, санитарная охрана почв, гигиена питьевого водоснабжения, утилизация отходов, санитарный надзор за физическими факторами и т.д. В ходе работы проводится эксперимент, который ребята выполняют не только в школе, но и в центрах санэпидемнадзора Санкт-Петербурга и Красносельского района, в парках, в специализированных лабораториях, используя информацию сайта Комитета по рациональному природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга. Экспериментальная часть включает: гигиену источников водоснабжения, гигиену источников купания, гигиену колодцев и родников, почву (пришкольного участка или прилегающей территории), мониторинг состояния атмосферы, влияние кислотности водного раствора на поглощение растениями ионов тяжелых металлов, имитацию экологических катастроф и изучение их влияния на жизнедеятельность живых организмов. По каждому из предложенных направлений исследования учащимися могут быть составлены рабочие таблицы, графики, диаграммы, отражающие состояние среды Санкт-Петербурга [1, 3].

Все эти работы дают возможность не только получить знания в результате проведённого экологического эксперимента по оценке состояния окружающей среды, но и развивают у учащихся умения и навыки работы с приборами, с лабораторным оборудованием, умения сравнивать полученные данные с нормативными показателями и делать соответствующие выводы.

Во всех школах проводится Неделя экологии, День Земли.

В школе №242 издаётся ежемесячная школьная экологическая газета «Звонок. Петрушка»; в школе №383 – «Памятники природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Во-вторых, под руководством методического совета учителей географии Красносельского района (методист Кузнецова Елена Евгеньевна) ежегодно проводится конференция «Летопись добрых дел по сохранению природы». Большинство школ в разной форме представляют результаты своей работы в этом направлении:

Ø    Презентации: «Природа – наше богатство» (школа №252), «Охрана озёр Красносельского района» (школа №247), «Полежаевский парк» (ШЭиП);

Ø    Видеоролики: «Природные источники питьевой воды в районе и проблемы их сохранения» (школа №200), «Экологический десант по уборке мусора и озеленению пришкольной территории» (школа №352);

Ø    Фотовыставки (школы №352, №247), коллекции плакатов и рисунков (школа №414);

Ø    Проект восстановления исторического ландшафта на территории бывшей усадьбы Демидовых; (лицей №395);

Ø    Сценарии экологических спектаклей.

В-третьих, экологический фестиваль, который ежегодно проводится по инициативе Отдела благоустройства и дорожного хозяйства Администрации Красносельского района. Участие в фестивале стало традицией во многих школах района. И по объёму работы, успешно выполненной за этот срок, по положительным отзывам многочисленных участников-школьников наших образовательных учреждений, можно сделать вывод: этот проект оказался успешным и оказал положительное влияние на повышение экологической культуры молодёжи. В рамках проекта выделяется несколько направлений: экологический дозор, экологическая фотография, экорифма, экокомикс, экофильм, научно-практическая конференция для старшеклассников.

Вопросы охраны окружающей среды не имеют границ. Решение проблемы в отдельно взятой стране не решит проблему в целом. Поэтому школы Красносельского района участвуют в международных экологических проектах: Российско-Великобританский проект: «Театр климатического действия» (школа №352); Российско-Финский проект: «Укрепление российско-финского сетевого взаимодействия по экологическому и культурному образованию» (лицей №395).

Таким образом, сочетая разнообразные формы обучения  и организации деятельности, учебно- и научно-исследовательскую работу по экологическому образованию, в Красносельском районе создаются хорошие предпосылки для повышения уровня экологической культуры учащихся.

Литература:

1.             Вилейто Т.В., Нормантович Н.Д. О формировании основ экологической культуры в курсе «основы безопасности жизнедеятельности / Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: сборник материалов  X Межвузовской студенческая научно-практическая конференция: 12 апреля 2011 года. Санкт-Петербург. – СПб: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2011. – 183 с.

2.             Горбачев С.В. Формирование экологической культуры школьников на основе межпредметной интеграции; / Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции 23 ноября – СПб.: Лема , 2010 – 193 с.

3.             Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. Природа Санкт-Петербурга: Учебно-методическое пособие: Книга для учителя / Авторы: Нестеров Е.М., Соломин В.П., Верещагина Н.О., Вилейто Т.В. – СПб.: ООО «ТЕССА», 2007. – 95 с.

Основные термины (генерируются автоматически): экологической культуры, экологической культуры учащихся, экологического образования, Красносельского района, окружающей среды, Формирование экологической культуры, уровня экологической культуры, экологических знаний, состояния окружающей среды, экологической культуры школьников, Красносельского района Санкт-Петербурга, формированию экологической культуры, формирование экологической культуры, Вилейто Т.В, основе экологической культуры, экологической культуры молодёжи, основ экологической культуры, формирования экологической культуры, охраны природы, экологической грамотности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос