В статье рассматриваются изменения нормативно-правового регулирования труда работников Крайнего севера и приравненных к ним местностях. В этой связи анализируются различные концепции в аспекте предлагаемой темы. Автор обосновывает утверждение о том, что в настоящее время порядок и условия предоставления северных льгот регулируются Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 и ранее изданными нормативными актами Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей указанному Закону.
Ключевые слова: нормативные правовые акты; гарантии и компенсации; Крайний север; пространственная локализация; льготы, вредные условия труда.
Нормативные правовые акты, регулирующие труд работников, работающих и проживающих на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начали формироваться в послереволюционный период в эпоху строительства социализма. В это время индустриализации страны появляется необходимость развития Северных регионов. Для того, чтобы привлечь работников в регионы со сложным и климатическими условиями необходимо было разработать особое нормативно-правовое регулирование труда в этих районах.
В 1924 году появляются декреты ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации» [6, с.14] и «О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости» [7, с.9].
Льготы работникам, переселяющимся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, регулировались многочисленными нормативными актами, в том числе Указами Президиума Верховного Совета СССР 1960 года и 1967 года, упорядочивающими и расширяющими систему льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним; Постановлениями Совета Министров СССР, устанавливающими порядок их применения. Так, работникам, осуществляющим свой труд во вредных условиях предоставлялся дополнительный отпуск продолжительностью от 6 до 36 дней в соответствии со списком, утвержденным ГКТ СССР и ВЦСПС по согласованию с Министерством здравоохранения СССР от 24 декабря 1960 г. Для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера, предусматривался дополнительный отпуск продолжительностью 18 рабочих дней, а работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 12 рабочих дней [9, с.16].
С начала 60-х годов ХХ в. начинают активно изучаться правовые основы охраны труда. В этот период рассматриваются также особенности правового регулирования трудовых отношений работников отдельных отраслей хозяйства, работающих на Крайнем Севере. Опираясь на научные исследования, в СССР были установлены достаточно жесткие и обоснованные ограничения по применению труда женщин и подростков. В этой части трудовое законодательство было прогрессивным и социально направленным [2, с.12].
В 1970 г. появляется общесоюзный кодифицированный акт о труде — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде [8, с.18]. Основы стали итогом грандиозной работы советских ученых и работников-практиков. Большинство норм этого нормативно-правового акта улучшали положение работников и ограничивали права администрации (увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, запрет необоснованного отказа в приеме на работу и др.).
В 1971 г. принимается КЗоТ РСФСР [1]. По объему он почти в два раза превысил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. КЗоТ РСФСР имел первоначально 18 глав и 256 статей. В него впервые были включены нормы, регулирующие труд работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В начале 90-х годов в связи с началом нового этапа в освоении северных территорий получает дальнейшее развитие нормативно-правовая база, регулирующая труд северян. Это Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2, которым была утверждена инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». Это Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года № 166/10–85, от 11 ноября 1989 года М 359/21–20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3–111, которые регулировали порядок исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жительство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также лица, прибывшие из других областей самостоятельно, льготами обычно не пользовались.
В связи с этим появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. Таким актом стал Федеральный закон от 24 мая 1996 г № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации» [10] с последующими изменениями и дополнениями. Он был направлен на достижение оптимального сочетания интересов РФ и субъектов Федерации, территории которых относятся к Северу, создание благоприятных условий для эффективной хозяйственной деятельности, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей природной среды, обеспечение достойной жизни населения и устойчивое развитие этого региона.
Закон предусматривал, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территории и отраслям хозяйства и определяется государственными приоритетами, природно-климатическими условиями, уровнем социального и экономического развития Севера. Указанный закон в настоящий период не действует.
19 февраля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» [4], который начинает действовать с 1 июня 1993 года. Данный закон действует и в настоящий период (с последующими изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009г., 2 июля 2013г.). Первоначально им регламентировались предоставление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим на Севере, в области занятости, оплаты труда, отпусков, жилищных отношений, компенсаций транспортных расходов, социального страхования, пенсионного обеспечения и других гарантий и компенсаций. Значительным изменениям закон стал подвергаться с 2005г. Однако, из 38 статей Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» 22 признаны утратившими силу и 11 изложены в новой редакции. В настоящее время в Законе отсутствуют разделы о регулировании жилищных отношений, льготах для отдельных категорий населения, социальном страховании и пенсионном обеспечении. Гарантии и компенсации материального обеспечения и транспортных расходов уменьшились. В оставшиеся пять статей внесены существенные изменения. Фактически из всех гарантий и компенсаций, которые ранее гарантировались работникам, занятым в организациях, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохранены только районный коэффициент и процентная надбавка. Часть других компенсаций (в частности, по переезду) гарантируется только работникам федеральных государственных учреждений. Но все же, он устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Закон действовал одновременно с КЗоТ РСФСР и не должен был ему противоречить [5]. Не должны были применяться иные правовые нормы, противоречащие этому Закону.
В связи с начавшимся социально-экономическим кризисом, начавшимся с распадом СССР, сопровождавшимся гиперинфляцией, сокращением производства со временем стало очевидно, что развитие правового регулирования системы льгот для северян не достаточно. В условиях развития рыночной экономики прежние системы льгот оказались неэффективны. В результате из малообжитых районов севера переселенцы начали возвращаться к местам их прежнего проживания. Возникла необходимость разработки нового современного на тот период нормативно-правового акта, который произведет «ревизию» прежнего законодательства, регулирующего труд северян. Таким документом стал Трудовой кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ 2002г. [11] с последующими изменениями и дополнениями содержит специальную главу, посвященную особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В ней содержится значительное количество гарантий и компенсаций. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией, либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником до шести месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.
Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 16 календарных дней. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.
По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.
Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания. Гарантии медицинского обеспечения для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Гарантии медицинского обеспечения для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.
Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации: единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника; оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом; оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Необходимо отметить, что вопросы, не нашедшие разрешения в законодательстве Российской Федерации, продолжают решаться на основании законодательства бывшего СССР. Так, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный в 1967 г., продолжает действовать в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. [3], но с дополнениями и изменениями, внесенными уже российским законодательством.
Таким образом, в настоящее время порядок и условия предоставления льгот северянам регулируются Трудовым Кодексом РФ, Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520–1 и ранее изданными нормативными правовыми актами Союза ССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству.
Еще один вывод можно сделать изучая исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Вся история нормативных правовых актов о труде северян наглядно демонстрирует, как законодатель с помощью правовых норм воздействует на те, или иные общественные отношения, решая актуальные экономические, политические и социальные задачи страны.
Литература:
1. Кодекс законов о труде РСФСР: утв. ВС РСФСР 09.12.1971 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. Ст. 1007 (утратил силу).
2. Лушников А. М., Лушникова М. В. Курс трудового права: учебник: В 2 т. Т. 1. Сущность трудового права и история его развития. Трудовые права в системе прав человека. Общая часть. М.: Статут, 2009. С. 181.
3. «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» Постановление СМ СССР от 3 января 1983 г. № 12 // Собрание постановлений СССР, 1983, № 5, ст. 21
4. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-I // «Российская газета» от 16 апреля 1993 г., № 73.
5. О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Постановление ВС РФ от 19 февраля 1993 г. № 4521–1
6. О порядке осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации: Декрет ВЦИК и СНК от 09.01.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 18. Ст. 180 (утратил силу).
7. О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости: Декрет ВЦИК и СНК от 16.06.1924 г. // СУ РСФСР. 1924. № 61. Ст. 605 (утратил силу).
8. Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (вместе с Основами законодательства): Закон СССР от 15.07.1970 г. // Ведомости ВС СССР. 1970. № 29. Ст. 265. (Утратил силу).
9. Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 24.12.1960 г. № 1353/28 // БГ СССР. 1961. № 3 (утратил силу).
10. Собрание законодательства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 26, ст. 3030
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ редакция от 25.11.2013г.