В Российской Федерации насчитывается 47 коренных малочисленных народов (КМН), общая численность которых составляет примерно 260 тысяч человек. Самым малочисленным народом в России считаются чамалалы, проживающие на Кавказе, численность которых составляет всего 24 человека [7]. В соответствии с законодательством Российской Федерации, коренными малочисленными народами признаются этнические группы, проживающие на территориях их традиционного расселения, сохраняющие и продолжающие образ жизни, хозяйственную деятельность и промысел, количество представителей которых не превышает 50 тысяч человек на территории РФ, а также осознающие себя как самостоятельные этнические общности по пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [3].
Согласно Конституции Российской Федерации, права коренных малочисленных народов гарантированы в соответствии с общепризнанными международными нормами и договорами страны. В целях реализации этого конституционного положения был принят ряд законов, предусматривающий особый правовой статус КМН, направленный на защиту их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Эти законы устанавливают особый правовой режим использования и охраны природных ресурсов, особенно земельных участков, в районах проживания КМН.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.05.2009 г. № 631-р, с последующими изменениями от 29.12.2017 г., утвержден перечень территорий традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, а также виды традиционной хозяйственной деятельности, включающее животноводство (в том числе кочевое оленеводство, коневодство, овцеводство), пчеловодство, земледелие (например, огородничество), а также строительство традиционных жилищ и иных сооружений, необходимых для осуществления соответствующих видов хозяйственной деятельности [6].
Использование земельных участков и иных природных ресурсов коренными малочисленными народами в рамках реализации традиционной хозяйственной деятельности (традиционного природопользования) регулируется комплексом нормативных правовых актов. В частности, регулирование данной сферы осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 7.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
На основании статьи 5 ФЗ № 49-ФЗ и пункта 5 статьи 97 Земельного кодекса РФ [2] территории, предназначенные для традиционного природопользования коренных малочисленных народов, квалифицируется как особо охраняемые природные территории. В результате указанных нормативных положений, земли, входящие в состав таких территорий, относятся к категории земель особо охранного режима. Порядок регулирования природопользования на этих территориях устанавливается федеральными законами.
Из положений данных нормативных актов можно выделить следующие проблемы регулирования правового режима этих земель.
Первой проблемой в вопросе регулирования правового режима данных территорий является недостаточность нормативного определения их статуса. В рамках ЗК РФ представляется целесообразным установить ясное закрепление порядка определения вида земель особо охранных территорий, перечисленных в статье 94, к которым относятся земли традиционного территориального природопользования. При этом необходимо выделение данных земель в отдельную нормативную категорию, либо четкое описание их правового статуса.
Вторую проблему, которую мы выделили это сложность порядка образования территорий традиционного природопользования.
В соответствии с положениями статьей 5–8 законодательства, территории традиционного природопользования образуются на основании решений Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также решений органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Эти акты утверждают границы ТТ различных видов, что регламентируется статьей 9 закона. Однако данное положение не соответствует норме пункта 5 статьи 97 ЗК РФ, в соответствии с которой территорий традиционного природопользования подлежат определению исключительно Правительством РФ. Исходя из того, что ТТ могут иметь различное значение и создаваться органами различных уровней, целесообразнее было бы, с точки зрения логики правового регулирования, установить, что именно эти же органы — органы исполнительной власти федерального или субъектного уровня — утверждают границы соответствующих ТТ. Таким образом, существует необходимость уточнения правового статуса установления границ территорий традиционного природопользования с учетом соответствующих полномочий различных органов власти.
Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод о том, что данный вид земель имеет ограниченные возможности и недостаточное правовое регулирование, что влечет сложности в определении статуса территорий традиционного природопользования. Отдельные нормативные положения, которые раскрывали бы подробнее основы этого вида земель предопределили бы недопущение ошибок в решении проблем по определению их статуса и порядка формирования.
Представляется важным обратить внимание на данные проблемы, поскольку формирование естественной зоны традиционного проживания коренных малочисленных народов является одним из ключевых положений Конституции нашей страны.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8–ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) // Российская газета. — № 211–212. — 2001.
- Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. — № 90. — 1999.
- Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — № 20. — 2001. — Ст.1972.
- Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Российская газета. — № 142. — 2000.
- Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р (ред. от 21.07.2023) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — № 20. — 2009. — Ст.2493.
- Назван самый малочисленный народ России / Победа радио «МИР». URL: https://mir24.tv/news/16497696/nazvan-samyi-malochislennyi-narod-rossii (дата обращения: 22.11.2025).

