Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы регулирования правового режима земельных участков коренных народов России

Научный руководитель
Юриспруденция
01.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы регулирования правового режима земельных участков коренных народов России. Были отмечены пробелы и недостаточность законодательства в нормативной основе статуса и формирования земель территорий традиционного проживания.
Библиографическое описание
Ильина, Е. А. Проблемы регулирования правового режима земельных участков коренных народов России / Е. А. Ильина, А. Э. Мухамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130718.


В Российской Федерации насчитывается 47 коренных малочисленных народов (КМН), общая численность которых составляет примерно 260 тысяч человек. Самым малочисленным народом в России считаются чамалалы, проживающие на Кавказе, численность которых составляет всего 24 человека [7]. В соответствии с законодательством Российской Федерации, коренными малочисленными народами признаются этнические группы, проживающие на территориях их традиционного расселения, сохраняющие и продолжающие образ жизни, хозяйственную деятельность и промысел, количество представителей которых не превышает 50 тысяч человек на территории РФ, а также осознающие себя как самостоятельные этнические общности по пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [3].

Согласно Конституции Российской Федерации, права коренных малочисленных народов гарантированы в соответствии с общепризнанными международными нормами и договорами страны. В целях реализации этого конституционного положения был принят ряд законов, предусматривающий особый правовой статус КМН, направленный на защиту их исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры. Эти законы устанавливают особый правовой режим использования и охраны природных ресурсов, особенно земельных участков, в районах проживания КМН.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.05.2009 г. № 631-р, с последующими изменениями от 29.12.2017 г., утвержден перечень территорий традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, а также виды традиционной хозяйственной деятельности, включающее животноводство (в том числе кочевое оленеводство, коневодство, овцеводство), пчеловодство, земледелие (например, огородничество), а также строительство традиционных жилищ и иных сооружений, необходимых для осуществления соответствующих видов хозяйственной деятельности [6].

Использование земельных участков и иных природных ресурсов коренными малочисленными народами в рамках реализации традиционной хозяйственной деятельности (традиционного природопользования) регулируется комплексом нормативных правовых актов. В частности, регулирование данной сферы осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами, в том числе Федеральным законом от 7.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

На основании статьи 5 ФЗ № 49-ФЗ и пункта 5 статьи 97 Земельного кодекса РФ [2] территории, предназначенные для традиционного природопользования коренных малочисленных народов, квалифицируется как особо охраняемые природные территории. В результате указанных нормативных положений, земли, входящие в состав таких территорий, относятся к категории земель особо охранного режима. Порядок регулирования природопользования на этих территориях устанавливается федеральными законами.

Из положений данных нормативных актов можно выделить следующие проблемы регулирования правового режима этих земель.

Первой проблемой в вопросе регулирования правового режима данных территорий является недостаточность нормативного определения их статуса. В рамках ЗК РФ представляется целесообразным установить ясное закрепление порядка определения вида земель особо охранных территорий, перечисленных в статье 94, к которым относятся земли традиционного территориального природопользования. При этом необходимо выделение данных земель в отдельную нормативную категорию, либо четкое описание их правового статуса.

Вторую проблему, которую мы выделили это сложность порядка образования территорий традиционного природопользования.

В соответствии с положениями статьей 5–8 законодательства, территории традиционного природопользования образуются на основании решений Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, а также решений органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Эти акты утверждают границы ТТ различных видов, что регламентируется статьей 9 закона. Однако данное положение не соответствует норме пункта 5 статьи 97 ЗК РФ, в соответствии с которой территорий традиционного природопользования подлежат определению исключительно Правительством РФ. Исходя из того, что ТТ могут иметь различное значение и создаваться органами различных уровней, целесообразнее было бы, с точки зрения логики правового регулирования, установить, что именно эти же органы — органы исполнительной власти федерального или субъектного уровня — утверждают границы соответствующих ТТ. Таким образом, существует необходимость уточнения правового статуса установления границ территорий традиционного природопользования с учетом соответствующих полномочий различных органов власти.

Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод о том, что данный вид земель имеет ограниченные возможности и недостаточное правовое регулирование, что влечет сложности в определении статуса территорий традиционного природопользования. Отдельные нормативные положения, которые раскрывали бы подробнее основы этого вида земель предопределили бы недопущение ошибок в решении проблем по определению их статуса и порядка формирования.

Представляется важным обратить внимание на данные проблемы, поскольку формирование естественной зоны традиционного проживания коренных малочисленных народов является одним из ключевых положений Конституции нашей страны.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7–ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8–ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет–портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.07.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025) // Российская газета. — № 211–212. — 2001.
  3. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Российская газета. — № 90. — 1999.
  4. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. — № 20. — 2001. — Ст.1972.
  5. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 20.10.2022) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»// Российская газета. — № 142. — 2000.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р (ред. от 21.07.2023) «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — № 20. — 2009. — Ст.2493.
  7. Назван самый малочисленный народ России / Победа радио «МИР». URL: https://mir24.tv/news/16497696/nazvan-samyi-malochislennyi-narod-rossii (дата обращения: 22.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 225-226):
Часть 4 (стр. 209-275)
Расположение в файле:
стр. 209стр. 225-226стр. 275
Похожие статьи
Правовые проблемы защиты экологических прав коренных малочисленных народов
К вопросу о земельных правах коренных малочисленных народов РФ
Некоторые аспекты проблематики правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера: сравнительно-правовой аспект
Российское и зарубежное законодательство в отношении коренных малочисленных народов Севера
Актуальные проблемы правового положения коренных малочисленных народов Севера
Проблемы правового режима земель сельскохозяйственного назначения
Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации
Правовой режим земель сельскохозяйственного значения
Обычаи как источник земельного права и их применение на практике в Российской Федерации

Молодой учёный