Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Правовой режим земель сельскохозяйственного значения

Научный руководитель
Сельское хозяйство
25.04.2023
919
Поделиться
Библиографическое описание
Салаватов, Д. Р. Правовой режим земель сельскохозяйственного значения / Д. Р. Салаватов, М. З. Адильханов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101923/.


В данной статье рассматривается вопрос, касающийся правового режима земель сельскохозяйственного значения, а также производиться правовой анализ регулирования данного института земельного права в Российской Федерации. Данный институт рассматривается со стороны фактической эффективности в современном мире.

Ключевые слова: правовой режим земель сельскохозяйственного значения, правовое регулирование, сельскохозяйственные угодья, земельное законодательство.

В начале хотелось бы уточнить, насколько важное значение имеют земли сельскохозяйственного назначения не только для субъектов Российской Федерации, но и для всей страны в целом. Исторически, так сложилось что на протяжении 19 в. и по сей день вопросы и споры касающееся получения и предоставлении земли, а в частности земель сельскохозяйственного назначения, не прекращались. Стоит также упомянуть о том, что Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет состав земель, среди которых земли сельскохозяйственного назначения расположены во главе списка [1]. Земли сельскохозяйственного назначения охватывают более 40 % территории нашей страны и поэтому обладают особенной важностью и ценностью общенародном хозяйстве. Особое положение этой категории определено не только надобностью обеспечения функционирования товарного изготовления как такового, и тем, что их действенное и рациональное использование должно гарантировать одну из разновидностей стратегической безопасности государства — продуктовую защищенность.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения разработан для защиты земель от негативных последствий ненадлежащего использования субъектами. В конечном итоге, если эти земли используются неподобающим образом, в их структуре могут произойти значительные изменения, такие как, снижение качество почвы и плодородия земли, загрязнения и истощения земли.

Говоря о обороте земель сельскохозяйственного назначения, хотелось бы выделить два типовых вида проблем. С одной стороны, это проблемы, касающееся некачественного проведения мероприятий по охране земель, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, или вовсе отсутствие проведения таких мероприятий на земельном участке. С другой стороны, это проблема использования сельскохозяйственных земель не по назначению. То есть использование сельскохозяйственных земельных участков для постройки домов, многоэтажных комплексов и т. д. В связи с наличием градостроительных нарушений, постепенно количественный и качественный состав земель сельскохозяйственного назначения постепенно сокращается. Нам известно, что за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения у нас предусмотрено административная ответственность по статье 8.8 КоАП [2]. В настоящее пожары на сельскохозяйственных землях тоже являются проблемой. Они приводят к уничтожению защищенных лесных насаждений и потери плодородия почвы. Пожары на таких землях возникают, не только из-за высоких температур, но и вследствие нарушения правил пожарной безопасности.

Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [3] направлен на поддержку сохранения сельскохозяйственных земель. Однако следует также отметить, что для более эффективной защиты сельскохозяйственных земель необходимо введение подзаконных актов для субъектов и для страны в целом. Имеющееся на данный момент законодательство в этой области фактически недостаточно. На местном уровне субъекта должно проводиться разъяснительные бесы с населением в отношении правового положения земель сельскохозяйственного назначения, а также санкций последующих за невыполнение предписаний земельного законодательно. Граждане РФ должны осознавать, что фактическое выполнение нормативно-правовых актов в дальнейшем может сберечь не только их от несения ответственности за земельные правонарушения, но и сберечь от экологических проблем, будут угрожать их жизнедеятельности.

Следует также отметить, что для повышения эффективности формирования земельной собственности необходимо разработать механизм выявления незарегистрированных и бесхозных земель и экономически обоснованную модель реализации сельскохозяйственных земель.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения устанавливает ряд особенностей в отношении их использования и продажи, а также регулирует состав субъектов [7], которые могут иметь права и обязанности в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Следует отметить, что особенности в использовании и оборота сельскохозяйственных земель на прямую обусловлены особым статусом таких земель, как одной из важнейших и основополагающих сфер национальной экономики и безопасности. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, возможно представить, как взаимосвязанную систему, органов различного уровня власти с субъектами данных правоотношений (хозяйственными товариществами; некоммерческими организациями; общинами коренных народов малочисленных народов севера и т. д.). И от того насколько качественно будет проходить их взаимодействие — зависит фактический уровень соблюдения земельного законодательства, позволяющих устранить имеющиеся нарушения режима использования земель и возвратить их в первоначальное состояние.

Таким образом, правовой режим для сельскохозяйственных земель сочетает в себе общие методы регулирования характерные для других категорий земель, так и специальные механизмы регулирования.

Литература:

1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023)

3. Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 N 101-ФЗ (последняя редакция)

4. Дугина Татьяна Александровна Проблемы развития земельных отношений в сельском хозяйстве России // Концепт. 2015. № S21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-zemelnyh-otnosheniy-v-selskom-hozyaystve-rossii (дата обращения: 06.04.2023).

5. И. А. Владимиров, Э. Р. Хайбуллина Правовой режим сельскохозяйственного назначения // Международный журнал гуманитарных и особых наук. 2019. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-1 (дата обращения: 06.04.2023).

6. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 N 4-ФЗ (последняя редакция)

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 N 312-ФЗ (последняя редакция)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
правовой режим земель сельскохозяйственного значения
правовое регулирование
сельскохозяйственные угодья
земельное законодательство
Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 167-169):
Часть 3 (стр. 159-229)
Расположение в файле:
стр. 159стр. 167-169стр. 229

Молодой учёный