В данной статье рассматривается вопрос, касающийся правового режима земель сельскохозяйственного значения, а также производиться правовой анализ регулирования данного института земельного права в Российской Федерации. Данный институт рассматривается со стороны фактической эффективности в современном мире.
Ключевые слова: правовой режим земель сельскохозяйственного значения, правовое регулирование, сельскохозяйственные угодья, земельное законодательство.
В начале хотелось бы уточнить, насколько важное значение имеют земли сельскохозяйственного назначения не только для субъектов Российской Федерации, но и для всей страны в целом. Исторически, так сложилось что на протяжении 19 в. и по сей день вопросы и споры касающееся получения и предоставлении земли, а в частности земель сельскохозяйственного назначения, не прекращались. Стоит также упомянуть о том, что Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет состав земель, среди которых земли сельскохозяйственного назначения расположены во главе списка [1]. Земли сельскохозяйственного назначения охватывают более 40 % территории нашей страны и поэтому обладают особенной важностью и ценностью общенародном хозяйстве. Особое положение этой категории определено не только надобностью обеспечения функционирования товарного изготовления как такового, и тем, что их действенное и рациональное использование должно гарантировать одну из разновидностей стратегической безопасности государства — продуктовую защищенность.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения разработан для защиты земель от негативных последствий ненадлежащего использования субъектами. В конечном итоге, если эти земли используются неподобающим образом, в их структуре могут произойти значительные изменения, такие как, снижение качество почвы и плодородия земли, загрязнения и истощения земли.
Говоря о обороте земель сельскохозяйственного назначения, хотелось бы выделить два типовых вида проблем. С одной стороны, это проблемы, касающееся некачественного проведения мероприятий по охране земель, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, или вовсе отсутствие проведения таких мероприятий на земельном участке. С другой стороны, это проблема использования сельскохозяйственных земель не по назначению. То есть использование сельскохозяйственных земельных участков для постройки домов, многоэтажных комплексов и т. д. В связи с наличием градостроительных нарушений, постепенно количественный и качественный состав земель сельскохозяйственного назначения постепенно сокращается. Нам известно, что за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения у нас предусмотрено административная ответственность по статье 8.8 КоАП [2]. В настоящее пожары на сельскохозяйственных землях тоже являются проблемой. Они приводят к уничтожению защищенных лесных насаждений и потери плодородия почвы. Пожары на таких землях возникают, не только из-за высоких температур, но и вследствие нарушения правил пожарной безопасности.
Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [3] направлен на поддержку сохранения сельскохозяйственных земель. Однако следует также отметить, что для более эффективной защиты сельскохозяйственных земель необходимо введение подзаконных актов для субъектов и для страны в целом. Имеющееся на данный момент законодательство в этой области фактически недостаточно. На местном уровне субъекта должно проводиться разъяснительные бесы с населением в отношении правового положения земель сельскохозяйственного назначения, а также санкций последующих за невыполнение предписаний земельного законодательно. Граждане РФ должны осознавать, что фактическое выполнение нормативно-правовых актов в дальнейшем может сберечь не только их от несения ответственности за земельные правонарушения, но и сберечь от экологических проблем, будут угрожать их жизнедеятельности.
Следует также отметить, что для повышения эффективности формирования земельной собственности необходимо разработать механизм выявления незарегистрированных и бесхозных земель и экономически обоснованную модель реализации сельскохозяйственных земель.
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения устанавливает ряд особенностей в отношении их использования и продажи, а также регулирует состав субъектов [7], которые могут иметь права и обязанности в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Следует отметить, что особенности в использовании и оборота сельскохозяйственных земель на прямую обусловлены особым статусом таких земель, как одной из важнейших и основополагающих сфер национальной экономики и безопасности. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, возможно представить, как взаимосвязанную систему, органов различного уровня власти с субъектами данных правоотношений (хозяйственными товариществами; некоммерческими организациями; общинами коренных народов малочисленных народов севера и т. д.). И от того насколько качественно будет проходить их взаимодействие — зависит фактический уровень соблюдения земельного законодательства, позволяющих устранить имеющиеся нарушения режима использования земель и возвратить их в первоначальное состояние.
Таким образом, правовой режим для сельскохозяйственных земель сочетает в себе общие методы регулирования характерные для других категорий земель, так и специальные механизмы регулирования.
Литература:
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023)
3. Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16.07.1998 N 101-ФЗ (последняя редакция)
4. Дугина Татьяна Александровна Проблемы развития земельных отношений в сельском хозяйстве России // Концепт. 2015. № S21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-zemelnyh-otnosheniy-v-selskom-hozyaystve-rossii (дата обращения: 06.04.2023).
5. И. А. Владимиров, Э. Р. Хайбуллина Правовой режим сельскохозяйственного назначения // Международный журнал гуманитарных и особых наук. 2019. № 9–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-1 (дата обращения: 06.04.2023).
6. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 N 4-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 14.07.2022 N 312-ФЗ (последняя редакция)