Библиографическое описание:

Цыпнятова К. М., Суханова С. Г. Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1129-1132.

В статье отражены психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста (10–11 лет), а так же показана роль школы, как основного учреждения для воспитания и развития подрастающего поколения.

Ключевые слова:учебная деятельность, психолого-педагогические особенности, младший подростковый возраст, возрастной этап.

Каждому возрасту как своеобразному и качественно специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей деятельности. Так по определению А. Н. Леотьева «…Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития» [11; 18].

Ведущая деятельность имеет следующие признаки:

1)                 в ее форме возникают и дифференцируются другие виды деятельности;

2)                 в ней формируются и пересматриваются частные психические процессы;

3)                 от нее зависят основные психологические изменения личности ребенка в данный возрастной период [12; 19].

Например, В. В. Давыдов отмечает, что учебная деятельность, хотя и характерна для всех школьных возрастов, но ведущей она является только в младшем возрасте. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Но, в то же время, у младших подростков еще наблюдается склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения [15].

Память в младшем подростковом возрасте становится более произвольной и более опосредованной. Причем появляющиеся элементы опосредованного запоминания и непосредственная память функционируют в ряде случаев независимо друг от друга, т. е. любой материал запоминается путем механического повторения и, только в случае невозможности запоминания, таким образом, ученик начинает искать другие способы обработки и запоминания информации.

Можно выделить следующие психолого-педагогические особенности учащихся младшего подросткового возраста:

-                   уровни сформированности учебной деятельности у разных учащихся 10–11 лет могут быть чрезвычайно разнообразными;

-                   учебная деятельность занимает существенную часть в жизни младших подростков;

-                   у учащихся младшего подросткового возраста возможно формирование теоретического мышления;

-                   учебная и игровая деятельность младших подростков очень близки и отличаются только своим мотивом;

-                   мнение товарищей для младших подростков гораздо более значимо, нежили мнение взрослого человека, учителя;

-                   младшие подростки могут проявлять стремление к настоящим глубоким знаниям, которое обуславливается не только возрастными интересами, но и желанием повысить свою общественную значимость. Такое стремление к знаниям создает предпосылки для перехода в учебной деятельности на более высокий уровень [13; 16; 20].

Их начинают интересовать явления окружающего мира на более высоком уровне осознания происходящего, чем ранее. Подростки начинают предпринимать попытки объяснения природных и социальных явлений, устанавливать причинно-следственные связи. В подростковых классах возрастает способность к продолжительной интенсивной учебной работе. Память в младшем подростковом возрасте становится более произвольной и опосредованной. У учащихся младшего подросткового возраста начинается процесс формирования теоретического мышления, появляется умение оперировать отвлеченными понятиями. Именно на данном возрастном этапе происходит знакомство с основами научного способа познания действительности.

Не менее значительной психологической характеристикой данного возраста, возрастающей в потребность, является поиск сопричастности к миру. Ребенок старается соотнести себя с миром, найти свое место в нем. Очень важно на этом возрастном этапе сформировать представление сопричастности человека к многочисленным процессам мира природного и социального. Только в этом случае может возникнуть чувство значимости собственного выбора, а значит и ответственности за него.

Индивидуальные различия в психологическом развитии учащихся 10–11 лет могут быть достаточно значительными. Практическое психологическое исследование, проведенное Д. Б. Элькониным и Т. В. Драгуновой, показало: «чрезвычайное разнообразие в уровнях развития подростков пятиклассников по всем параметрам. Это и есть одна из особенностей младшего подросткового возраста, которая вносит дополнительные трудности в организацию учебной деятельности в 5–6 классах, делая необходимым более полный учет индивидуальных особенностей конкретного ученика» [1; 6; 9; 14].

В младшем подростковом возрасте ведущей деятельностью учащихся является учебная деятельность, в процессе которой у них формируются основы теоретического отношения к действительности, умения ориентироваться в теоретических (идеальных) формах отношения вещей и взаимодействий людей, в частности, умение оперировать отвлеченными понятиями. Кроме этого, у подростков, в процессе учебной и общественно полезной деятельности, формируется умение строить и регулировать общение в разных его формах, умение оценивать и направлять свои действия с учетом позиции других людей.

Как уже отмечалось, значимой психологической характеристикой данного возраста является поиск сопричастности к окружающему. При этом отсутствие жизненного опыта, доверие к окружающей действительности, психологическая не зрелость, и в то же время желание действовать самостоятельно, «вырваться» из-под опеки взрослых делают подростков особенно уязвимыми к различным воздействиям негативного характера. Именно в этом возрасте отмечается усиление процесса формирования и развития зависимых форм поведения различной этимологии [2; 3; 5; 7;10]. По этому, так важно именно для лиц данной возрастной категории, разработать и внедрить систему мероприятий, направленных на профилактику различного рода зависимостей.

В этой связи следует отметить что, именно школа является основным институтом социализации подрастающего поколения. Соответственно и профилактические мероприятия, направленные на защиту от различных форм зависимого поведения целесообразно проводить именно на базе средних общеобразовательных учебных учреждений [4; 8; 17]. При этом такая деятельность должна носить плановый систематический характер, а не быть инициативой отдельных педагогов. Таким образом, для эффективной защиты подрастающего поколения от различных угроз и рисков данная система мероприятий должна стать необходимым, базовым компонентом предметных знаний.

Литература:

1.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

2.                  Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

3.                  Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию / Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). с. 16–19.

4.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. с. 242.

5.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6.                  Глазников, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

7.                  Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

9.                  Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

10.              Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа // Л. Г. Буйнов, В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.

11.              Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

12.              Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

13.              Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

14.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

15.              Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

16.              Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.

17.              Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.

18.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

19.              Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.

20.              Сыромятникова, Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

Основные термины (генерируются автоматически): младшего подросткового возраста, Молодой ученый, студентов педагогического, подростковом возрасте, психолого-педагогические особенности, познавательной деятельности, студентов педагогического вуза, активизации познавательной деятельности, способность к продолжительной интенсивной, жизни студентов педагогического, Профилактическая и клиническая медицина, государственный педагогический университет, учащихся младшего подросткового, изучении курса «естествознание», лиц младшего подросткового, школьниками младшего подросткового, младшего школьного возраста, учебная деятельность, учебной деятельности, особенностей младшего подросткового.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос