Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 25.12.2017

Статья просмотрена: 102 раза

Библиографическое описание:

Бутенко О. Л. Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №51. — С. 262-265. — URL https://moluch.ru/archive/185/47423/ (дата обращения: 15.12.2018).



В статье представлены результаты исследования структуры интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности. Отражено, что в результате исследования определены три группы подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности. Показано, что для подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности (высоким, средним и низким), характерны как различия, так и определенные сходства в интересах.

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная деятельность.

Одной из главных характеристик личности человека являются интересы. Они влияют на все стороны жизни, активизируя и побуждая его к деятельности. Л. С. Выготский определял проблему интересов как главную в психологическом развитии подростка [1, с.6]. Именно на данном возрастном этапе сфера интересов человека претерпевает кардинальные изменения как в содержательном, так и в количественном плане, а также в степени проявления интересов, и их влияния на активность подростков.

Исследуя интересы в подростковом возрасте, В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин выделили следующие их существенные особенности:

– расширение кругозора, обогащение жизненного опыта подростков способствует возникновению у них новых, самых разнообразных интересов;

– интересы подростков более осознанны и устойчивы, отличаются большей активностью, чем интересы младших школьников;

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47].

Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков. И. А. Зимняя под учебной деятельностью понимает «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку» [2, с. 192].

В исследовании Д. Б. Эльконина была выявлена зависимость между уровнем сформированности учебной деятельности подростков и их интересами: ученики, активные познавательные интересы которых сформировались в младшей школе и в пятом классе, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно в области привлекательных для них занятий более высокий уровень учебной деятельности, чем их одноклассники, у которых такие интересы не сложились [6, с. 265–266]. Таким образом, интересы способны оказывать влияние как на успешность учебной деятельности в целом, так и на отношение подростка к отдельным учебным предметам.

Нами было проведено исследование особенностей интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

База исследования — МБОУ «СОШ № 20» г. Белгорода. В нашем исследовании приняли участие 82 подростка в возрасте 13–14 лет.

В ходе исследования были применены следующие методики:

1) «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» (авторы Г. В. Репкина, Е. В. Заика). Позволяет определить уровень учебной деятельности через оценку сформированности пяти её компонентов (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка) по шестиуровневой шкале [4].

2) Для изучения интересов подростков мы воспользовались методикой «Карта интересов» А. Е. Голомшток (в модификации О. Г. Филимоновой). Опросник включает в себя 174 вопроса, которые отражают интересы к 29 сферам деятельности. Максимальный интерес выражается оценкой +10 баллов, отсутствие интереса оценкой -10 [5].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась в программе SPSS Statistics 17.0. Для выявления различий использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты

Результаты оценки уровней сформированности компонентов учебной деятельности позволили разделить выборку исследования на три группы. В первую группу вошли 26 подростков, у которых сформированность большинства компонентов находится на 5–6 уровне (высокий уровень сформированности учебной деятельности); во вторую группу — 35 подростков с 3–4 уровнем сформированности большинства компонентов учебной деятельности (средний уровень), и в третью группу — подростки с низким уровнем учебной деятельности) вошли школьники, сформированность большинства компонентов учебной деятельности которых находится на 1–2 уровне (21 человек). В каждой группе мы определили степень выраженности интересов к различным сферам.

Полученные данные показывают, что в целом, сформированность интересов подростков, вне зависимости от уровня их учебной деятельности, находится на среднем уровне (табл.1).

Таблица 1

Выраженность интересов кразличным сферам уподростков сразным уровнем сформированности учебной деятельности (ср. балл)

п/п

Сфера интересов

Высокий уровень уч. деятельности

Средний уровень уч. деятельности

Низкий уровень уч. деятельности

1.

Биология

3

0,9

1,1

2.

География

2,1

0,3

0,7

3.

Геология

1,6

-0,4

-0,8

4.

Медицина

2,9

1,2

1,1

5.

Легкая и пищевая промышленность

2,2

2,2

1

6.

Физика

2,2

-0,4

1,6

7.

Химия

1,1

0,9

1,3

8.

Техника, механика

1,6

-0,4

1

9.

Электро-, радиотехника,

0,5

-1,3

1

10.

Обработка материалов

0,2

-1,4

-0,1

11.

Информационные технологии

2,5

0,5

3,3

12.

Психология

3,4.

0,6

1,5

13.

Строительство

0,8

-1,3

-0,8

14.

Транспорт, авиация, морское дело

-0,6

-1,7

-0,6

15.

Военные специальности

2,4

0,9

2,6

16.

История

4,4

1,8

1,7

17.

Литература, филология

1,1

-0,9

-0,4

18.

Журналистика, реклама

3,3

0,7

0,9

19.

Социология, философия

2,2

0,1

-0,1

20.

Педагогика

1,9

0,4

1,2

21.

Право, юриспруденция

2,7

0,5

0,4

22.

Сфера обслуживания

1,9

0,4

1,6

23.

Математика

0,8

-2,8

-1,9

24.

Экономика, бизнес

0,8

-1,8

0,3

25.

Иностранные языки, лингвистика

1,6

-0,4

-2,5

26.

Изобразительное искусство

2,4

0,5

1,2

27.

Сценическое искусство

2,03

2

0,3

28.

Музыка

2

-0,7

-0,6

29.

Спорт

3,8

4,4

3

Max = 10; Min= — 10

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности характерен широкий круг интересов, в котором наибольшей выраженностью обладает интерес к истории. Также предпочтение отдается спорту, психологии, областям журналистики и биологии. В меньшей степени подростки проявляют интерес к сфере транспорта, авиации и морского дела, а также к деятельности, направленной на обработку материалов.

Главной сферой интересов подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности является спорт. Им также интересны области легкой и пищевой промышленности и сценическое искусство. На достаточно низком уровне находится выраженность интересов к большинству преподающихся в школе предметов (математика, физика, экономика, литература, иностранный язык). Подросткам также малоинтересны обработка металлов и строительство, электро-, радиотехника, и транспорт. В целом, можно сделать вывод, что уровень выраженности интересов у подростков со средним уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности преобладает интерес к информационным технологиям и спорту, также они интересуются военной сферой. Меньше всего эти подростки проявляют интерес к иностранным языкам и лингвистике, а также к математике. Им также малоинтересны сферы строительства, транспорта и музыки. Уровень выраженности интересов у подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности ниже, чем у подростков с высоким уровнем.

Математический анализ полученных результатов позволил выявить ряд статистически значимых различий в структуре интересов у подростков с разным уровнем сформированности учебной деятельности.

У подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности, по сравнению с подростками со средним уровнем, статистически значимо выше интерес к математике, журналистике и истории (p≤0,01), а также к физике, литературе, психологии, социологии, областям права и экономики, строительству и музыке (p≤0,05).

Между подростками с высоким и низким уровнями сформированности учебной деятельности также были обнаружены статистически значимые различия в выраженности интересов — у подростков первой группы более выражен интерес к журналистике, истории и иностранным языкам (p≤0,01), они также больше интересуются геологией, социологией, областями права и юриспруденции (p≤0,05).

Подростки, у которых сформированность учебной деятельности находится на низком уровне, обладают более высоким показателем выраженности интереса к сфере информационных технологий, чем подростки со средним уровнем учебной деятельности (p≤0,05).

Таким образом, в ходе исследования мы выявили следующие особенности интересов у подростков с разной сформированностью учебной деятельности:

  1. Для подростков, в независимости от уровня их учебной деятельности характерен средний уровень сформированности интересов.
  2. Круг интересов подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности отличается большим разнообразием предпочитаемых сфер; уровень выраженности интересов у подростков с высоким уровнем сформированности учебной деятельности выше, чем у подростков со средним и низким уровнем.
  3. У подростков с высоким уровнем учебной деятельности наибольшей выраженностью обладает интерес к истории, спорту, психологии и журналистике, у подростков со средним уровнем — к спорту, сценическому искусству и промышленности, у школьников с низким уровнем учебной деятельности — к информационным технологиям и спорту. Интерес к спорту может быть связан со спецификой подросткового возраста — занятия физической культурой способствуют самосовершенствованию подростка, а также дают возможность для самовыражения и самоутверждения.
  4. Подростки с высоким уровнем сформированности учебной деятельности проявляют значимо более высокий интерес к областям точных и гуманитарных наук, к строительству, геологии и музыке, по сравнению с остальными учащимися. У подростков с низким уровнем сформированности учебной деятельности значимо выше интерес к к сфере информационных технологий, чем у подростков со средним уровнем учебной деятельности.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский // Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.– 432 с.
  2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. — М.: Логос, 2004. — 384 с.
  3. Крутецкий, В. А. Психология подростка / В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. — М.: Просвещение, 1965. — 314 с.
  4. Репкина, Г. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов / Г. В. Репкина, Е. В. Заика. — Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  5. Филимонова, О. Г. Модификация карты интересов / О. Г. Филимонова // Газета «Школьный психолог». — 2007. — № 2.
  6. Эльконин, Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избр. психол. тр. — М.: Педагогика, 1989. — С. 265–267
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, уровень, высокий уровень, подросток, интерес, выраженность интересов, подростковый возраст, сценическое искусство, уровень выраженности интересов, большинство компонентов.


Похожие статьи

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Формирование интереса к учебной деятельности

При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Подростки с низкой успеваемостью имеют более высокий уровень косвенной агрессии.

То есть, есть зависимость между выраженностью у подростка потребности испытывать эмоции

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально...

Переживание субъективного одиночества на среднем уровне выраженности наблюдается в 18, 1% в группе одаренных и в 66, 7% случаев в группе обычных испытуемых. Высокого уровня субъективного одиночества в группе одаренных детей не выявлено...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают

Уровень выраженности псих. состояний.

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

Вероятно, наименьшая выраженность этого уровня одиночества связана с имеющимся негативным отношением у большинства подростков к этому состоянию, что приводит ко всяческому его непринятию и избеганию.

Особенности мотивационной сферы подростков

мотив, подростковый возраст, общий уровень мотивации, учебная деятельность, направление мотивов, деятельность, побуждение, подросток, последующая трудовая жизнь.

Структура самосознания подростков с разным уровнем...

Наконец, всего 3,2 % подростков обнаружили высокий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит о том, что данные

Выраженность депривации отдельных структурных звеньев самосознания подростков сразным уровнем конфликтологической культуры (ср.знач.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Познавательный интерес в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности. Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков.

Формирование интереса к учебной деятельности

При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Подростки с низкой успеваемостью имеют более высокий уровень косвенной агрессии.

То есть, есть зависимость между выраженностью у подростка потребности испытывать эмоции

Особенности интересов подростков с разной сформированностью учебной деятельности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник.

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально...

Переживание субъективного одиночества на среднем уровне выраженности наблюдается в 18, 1% в группе одаренных и в 66, 7% случаев в группе обычных испытуемых. Высокого уровня субъективного одиночества в группе одаренных детей не выявлено...

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают

Уровень выраженности псих. состояний.

Особенности переживания одиночества в подростковом возрасте

Вероятно, наименьшая выраженность этого уровня одиночества связана с имеющимся негативным отношением у большинства подростков к этому состоянию, что приводит ко всяческому его непринятию и избеганию.

Особенности мотивационной сферы подростков

мотив, подростковый возраст, общий уровень мотивации, учебная деятельность, направление мотивов, деятельность, побуждение, подросток, последующая трудовая жизнь.

Структура самосознания подростков с разным уровнем...

Наконец, всего 3,2 % подростков обнаружили высокий уровень развития конфликтологической культуры, что говорит о том, что данные

Выраженность депривации отдельных структурных звеньев самосознания подростков сразным уровнем конфликтологической культуры (ср.знач.)

Задать вопрос