Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.12.2015

Статья просмотрена: 593 раза

Библиографическое описание:

Агеева Л. Г., Костюнина Е. А. Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 864-868. — URL https://moluch.ru/archive/103/23946/ (дата обращения: 22.07.2018).

 

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы, проанализирована актуальность данной проблемы.

Ключевые слова: психические состояния, межличностное общение, старшие подростки.

 

В современном мире актуальным является рассмотрение проблемы взаимосвязи психических состояний и особенностей межличностного общения у детей в пубертатном периоде развития. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что процесс взаимосвязи психических состояний и характер межличностного общения по сравнению с другими психологическими явлениями изучен довольно мало. Интерес к таким исследованиям быстро возрастает, т. к. психические состояния и межличностное общение являются важными составляющими поведения человека. В педагогике и психологии подростковый возраст занимает центральное место, т. к. в подростковом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, оценивание себя, возникают рефлексия, самоконтроль и т. д. Однако, недостаточная изученность взаимосвязи психических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и свойствами, которые характерны для данного возраста, существенно уменьшает эффективность различных педагогических методов обучения и воспитания детей подросткового возраста. Подростковый возраст характеризуется тем, что он находится на рубеже перехода из детского возраста к взрослому образу жизни. По сути, это самая важная характеристика подросткового возраста. В этом возрасте поведение подростков претерпевает значительные изменения и во многом зависит от психического состояния и межличностного общения со сверстниками.

Сельские подростки существенно отличаются от городских подростков. Сельским подросткам характерна практичность, открытость, дружелюбность, общительность, эмоциональная устойчивость, присуща некая удовлетворенность положением каких-либо дел, можно сказать, что они более спокойные, склонные к групповой деятельности, существенно различаются условия труда села (огород). Городские подростки характеризуются более высокими показателями вербального и общего интеллекта. Например, городские подростки возбудимы, энергичны, в некоторой мере даже импульсивны, активны, у них может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, высокая тревожность. Городские жители характеризуются большим количеством населения, даже разными этносами. Существенно различается речь и поведение сельских подростков от городских. Обучение в городских школах положительно сказывается на интеллектуальном развитии подростков, но нельзя не учитывать присущую им тревожность, эмоциональную неустойчивость, которые могут в определенной степени препятствовать полноценному развитию интеллектуальных возможностей подростка [1, с. 56].

Таким образом, обучение в воспитание подростков в мало населенном пункте и городе по-разному влияют на показатели интеллектуального и личностного развития детей, на межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении и установлении взаимосвязи между психическим состоянием и особенностями межличностного общения старших подростков сельской школы.

Объектом исследования являются непосредственно психические состояния и особенности межличностного общения старших подростков сельской школе.

Предметом исследования является характер взаимосвязи межличностного общения старших подростков с их психическими состояниями.

Психическое состояние представляет собой как наиболее сложная, многофункциональная система, для которой характерно в различные возрастные периоды: усложнение внутреннего состояния подростка и самоконтроля, расширение каких-либо пространств, увеличение сложности их переживания, большая их осознанность. У подростков наблюдаются как отрицательные (тревожность, агрессивность, стресс, ригидность), так и положительные психические состояния (счастье, любовь и др.). Состояния, переживаемые подростком в данном возрасте характеризуются устойчивостью (по сравнению с младшими возрастами), противоречивостью, усложнением семантических пространств и др. Также подростковый возраст является одним из самых непростых переходных возрастных периодов, так в этом возрастном периоде перед ребенком стоит выбор, либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах, училищах. В подростковом возрасте в значительной степени изменяется поведение, характер общения подростка с окружающими, перестраивается психика в целом, изменяется общение со сверстниками, оно становится интимно-личностным, появляются новые формы взаимодействия со сверстниками [4, c. 18].

Итак, подростковый возраст является одним из важных периодов становления личности, когда дети проявляют как детские, так и взрослые черты. Особенности, которые свойственны только подростковому возрасту, можно заметить и при исследовании психических состояний. По мнению Е. П. Ильина психические состояния, которые переживают подростки, в наибольшей степени связаны с общением. При этом у детей подросткового возраста сохраняется отрицательное отношение к себе, из-за этого данный возраст характеризуется предрасположенностью к отрицательным эмоциям и изменениям в мотивационной сфере [2, с. 25].

Проблемами подросткового возраста, такими как взаимоотношения с окружающими и сверстниками, занимались многие отечественные и зарубежные ученые, такие как К. К. Платонов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. К. Маркова и т. д. Изучением подростков посвятили много времени и такие авторы, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, К. И. Давыдов и многие другие.

К особенностям подросткового возраста относится повышенная конфликтность, агрессивность, тревожность, зависимость от окружающих и сверстников, озабоченность вопросами пола, поиск своего «образа Я», чувство взрослости, рефлексия и многие другие. Ученые Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова считают подростковый кризис самым трудным, способствуют возникновению острой эмоциональной нестабильности подростка. В современных условиях общества к типичным проблемам подросткового возраста относится проблема постоянного усовершенствования учебной деятельности, которое выражается в появлении новых предметов, увеличении количества изучаемых предметов, общего объема информации, знание иностранных языков и необходимости достаточно раннего профессионального самоопределения (либо пойти учиться в старшие классы, либо продолжить обучение в техникумах и училищах). Трудность состоит также в том, что, начиная подготовку к профессиональной деятельности, подростки еще не готовы по-взрослому относиться к себе и, в частности, эффективно регулировать свои психические состояния, что не может не отразиться на продуктивности деятельности и на отношениях с окружающими. В большинстве случаев, выбор за подростка в данной ситуации принимают родители [3, с. 34].

Проблемой межличностного общения подростков занимались такие исследователи как Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и многие другие. Межличностные отношения представляют собой систему взаимодействия с окружающими, взрослыми и сверстниками. Стремление быстрее стать взрослым приводит часто к поиску собственного образа жизни подростка и его деятельности. Направления поиска могут быть различны, например, бросить школу, пойти учится в другое учебное заведение (техникум), начать зарабатывать деньги (подработки), некоторые подростки пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых: начинают курить, употреблять спиртные напитки в большом количестве, одеваться по взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями, для них очень характерно внимание к внешнему виду и т. д. Межличностное общение старших подростков играет значительную роль в формировании личности, развитии и воспитании подростка на каждом возрастном этапе. От того, как происходит взаимосвязь психических состояний и межличностного общения старших подростков, зависит успешность профессиональной деятельности, активность подростка в общественной жизни, происходит преодоление трудностей в процессе взросления. В особенности данная взаимосвязь мало изучена в сельских школах.

Таким образом, можно сказать, что взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы мало изучена, поэтому требует эмпирического исследования.

В нашем исследовании участвовало 20 старших подростков МБОУ Шараповской СОШ Шатковского района. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Диагностика самооценки психических состояний» Г. Айзенка; «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири.

Результаты диагностики психических состояний респондентов представлены в таблице 1 и графически на рис. 1.

 

Таблица 1

Результаты диагностики самооценки психических состояний (в %)

Уровень выраженности псих. состояний

Тревожность

Фрустрация

Агрессивность

Ригидность

Низкий

40 %

35 %

35 %

15 %

Средний

40 %

50 %

55 %

80 %

Высокий

20 %

15 %

10 %

5 %

 

Как видим из таблицы 1, низкий уровень тревожности выявлен у 40 % исследуемых, высокий — у 20 %, у остальных средний уровень. Низкий уровень фрустрации выявлен у 35 % исследуемых, высокий — у 15 %, у остальных 50 % средний уровень. Низкий уровень агрессивности выявлен у 35 % исследуемых, высокий уровень у 10 % исследуемых, средний уровень выявлен у 55 % исследуемых. Низкий уровень ригидности выявлен 15 % исследуемых, высокий уровень у 5 %, средний уровень выявлен у 80 % исследуемых.

Исследуемые, у которых обнаруживаются отрицательные черты характера (тревожность, агрессивность) нуждаются в психолого-педагогической помощи, направленной на преодоление разного рода трудностей. Таким детям присущи высокая тревожность, агрессивность, такие подростки избегают разного рода трудностей, фрустрированы, агрессивны, имеются трудности при общении и работе с окружающими, ригидны.

Рис. 1. Результаты диагностики самооценки психических состояний

 

Результаты диагностики особенностей межличностных отношений подростков представлены в таблице 2 и графически на рис. 2.

 

Таблица 2

Результаты психодиагностики межличностных отношений подростков (в %)

Типы

 

Уровень

Автори­тарный

Эгоис­тичный

Агрес­сивный

Подо­зритель­ный

Подчи­няемый

Зави­симый

Друже­любный

Альтруис­тический

Низкий

10 %

25 %

10 %

15 %

20 %

10 %

0 %

5 %

Умеренный

35 %

40 %

60 %

70 %

45 %

35 %

35 %

20 %

Высокий

40 %

35 %

25 %

15 %

25 %

35 %

50 %

45 %

Экстремальный

15 %

0 %

5 %

0 %

10 %

20 %

15 %

30 %

 

Рис. 2. Результаты диагностики межличностных отношений подростков

 

Как видим из таблицы 2, авторитарный тип межличностных отношений выявлен у 55 % испытуемых: у 40 % высокий уровень, у 15 % — экстремальный. Эгоистичный тип межличностных отношений выявлен с низким уровнем у 35 %. Агрессивный тип межличностных отношений выявлен у 30 % — у 25 % респондентов высокий уровень, у 5 % исследуемых экстремальный уровень. Подозрительный тип межличностных отношений выявлен у 15 %. Подчиняемый тип межличностных отношений выявлен у 35 % — у 25 % высокий уровень, у 10 % — экстремальный. Зависимый тип межличностных отношений выявлен у 55 % — высокий уровень у 35 %, экстремальный у 20 % исследуемых. Дружелюбный тип межличностных отношений выявлен в умеренной степени у 35 %, на высоком уровне у 50 %, у 15 % исследуемых чрезмерное дружелюбие. Необходимо отметить высокий уровень альтруистического типа межличностных отношений: умеренный у 20 %, высокий у 45 %, экстремально высокий у 30 % исследуемых.

Исследуемые, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружающими. Следовательно, для современных подростков, как городских, так и сельских школ, необходима психолого-педагогическая поддержка, направленная на преобразование взаимоотношений как в малых группах, так и между сверстниками.

Для проверки гипотезы о статистической значимости взаимосвязи психического состояния подростков и характера их межличностного общения была проведена математическая обработка эмпирических данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Для n=20 критические значения р0,05=0,43, р0,01=0,55.

В ходе математической обработки данных удалось обнаружить статистически значимые связи между исследуемыми признаками:

          подчиняемостью как характеристикой межличностного общения и такими психическими состояниями, как тревожность (р=0,53) и фрустрация (р=0,43);

          стремлением к доминированию как характеристикой межличностного общения и фрустрацией (р=-0,43);

          дружелюбием в межличностном общении и такими психическими состояниями, как тревожность (р=-0,45) и фрустрация (р=-0,54).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в состоянии повышенной тревожности и фрустрации подростки склонны к подчинению (прямо пропорциональная зависимость), а не к доминированию (обратно пропорциональная зависимость). Кроме того, в состоянии повышенной тревожности и фрустрации у подростков снижается дружелюбие в общении (обратно пропорциональная зависимость).

Полученные данные свидетельствуют о необходимости коррекционного психолого-педагогического сопровождения подростков, имеющих трудности в общении. Меры такого сопровождения должны быть направлены, в первую очередь, на коррекцию их психического состояния, обучения владеть собой и своими эмоциями, умения постоять за себя, развития готовности бесконфликтно отстаивать собственную точку зрения в разных ситуациях.

Таким образом, своевременная психолого-педагогическая помощь позволит подросткам избежать потери своего «Я», нарушения межличностных взаимоотношений с окружающими и сверстниками, так как даже небольшое отклонение от нормы в области межличностного общения чревато негативными последствиями.

 

Литература:

 

  1.      Дружинин В. Н. Психология общих способностей./ — СПб.: Питер, 2008, с. 98 2. Ильин Е. П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема. // Психологический журнал, 1981- № 5. — с. 35–41. 3. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я. Л. Коломинский. // Вопросы психологии. 2000.- № 2, — с. 124. 4. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — с. 34–36
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, межличностное общение, высокий уровень, межличностное общение старших подростков, подросток, отношение, психическое состояние, сельская школа, межличностное отношение подростков, пропорциональная зависимость.


Ключевые слова

психические состояния, межличностное общение, старшие подростки.

Похожие статьи

Особенности межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

Проблема формирования межличностных отношений со...

межличностные отношения, старшие подростки, юношество, семья, родители, сверстники, влияние, общение.

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

общение, взаимодействие подростковый возраст. взаимодействие подростковый возраст, общение.

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Возможности оптимизации межличностного общения...

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник, консультативно-просветительская деятельность, общеобразовательная школа...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа, уровень самоотношения, учащийся, педагогический коллектив, детский коллектив, воспитательная работа.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, отношение, совместная деятельность, подросток, психологическая профилактика, психологическая помощь, психологическая диагностика, особая актуальность...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности межличностного общения среди подростков

В подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. Именно в этом возрасте важно развитие организаторских и коммуникативных качеств личности. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило...

Проблема формирования межличностных отношений со...

межличностные отношения, старшие подростки, юношество, семья, родители, сверстники, влияние, общение.

Социально-психологические аспекты развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Соответственно, в процессе общения у подростков возникают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

общение, взаимодействие подростковый возраст. взаимодействие подростковый возраст, общение.

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Возможности оптимизации межличностного общения...

межличностное общение подростков, подростковый возраст, межличностное общение, подросток, класс, общение, сверстник, консультативно-просветительская деятельность, общеобразовательная школа...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, сверстник, отношение, современная школа, уровень самоотношения, учащийся, педагогический коллектив, детский коллектив, воспитательная работа.

Особенности межличностного общения подростков...

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков в условиях общеобразовательной школы.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

подростковый возраст, межличностное отношение подростков, отношение, совместная деятельность, подросток, психологическая профилактика, психологическая помощь, психологическая диагностика, особая актуальность...

Задать вопрос