Ранняя профилизация школьников | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Брык А. В., Ильяшенко А. А. Ранняя профилизация школьников // Образование и воспитание. — 2017. — №3.1. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2458/ (дата обращения: 16.12.2018).



Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений. Об этом неоднократно говорил президент страны В.В. Путин на различных форумах:

«Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста.

России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах»

По каким критериям сегодняшний выпускник выбирает себе будущую профессию: профтестирование в школе, советы друзей, настойчивые пожелания родителей.

Мы провели анализ выбора профессионального ОУ нашими выпускниками 9, 11-х классов за последние три года (приложение 1). И увидели общую тенденцию – наши выпускники предпочитают поступать в ВУЗы. Такая же картина и в других школах города.

У выпускников бытует мнение, подкрепляемое родителями, чтобы быть успешным в жизни, надо закончить ВУЗ, без высшего образования сейчас никуда!!!

Здесь можно увидеть конфликт амбиций: родитель – подросток. Родитель мотивирует ребенка на ВУЗ, а ребенок не хочет так долго учиться, ему это не интересно. Хочется быстрее «найти себя», получить специальность и пойти работать, чтобы стать самостоятельным, независимым от родителей, добиваться успехов в выбранной работе…

Но не все подростки способны понять себя и понять чего им хочется. По ежегодному тестированию старшеклассников в школе с целью определения сформированности профессионального плана и профессиональной направленности подростков мы выявили, что только 30-40 % обучающихся определились с выбором профессии и профессионального ОУ на конец 9-го и 11-го класса. Многие родители жалуются, что дети-подростки инфантильно ведут себя: не хотят учиться, ни к чему не стремятся, пассивны в выборе будущей профессии, им все равно где продолжать обучение после школы. И тогда родители подключаются к этому вопросу, считая своим родительским долгом дать ребенку достойное образование и «вывести в свет с профессией «в руках».

Советская школа формировала у подрастающего поколения установку: чтобы быть успешным и счастливым, человек должен чувствовать себя нужным, востребованным, приносить пользу обществу, Отечеству; «все профессии нужны, все профессии важны»; уважение к рабочим специальностям, «к людям труда»!

Правительство Ростовской области в постановлении № 80 от 15.02.2016 года утвердило Региональный перечень наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Это такие профессии как: автомеханик, каменщик, маляр, воспитатель детей детского сада, учитель начальных классов, парикмахер, повар, портной, продавец, слесарь и т.д.

А что получается? Выпускники, настроившись на высшее образование, теряют время на его получение, так как могли бы быть уже востребованными и успешными, если бы вовремя определились с тем, на сколько им необходимо это высшее образование!

Профилизация обучения в российской школе опирается на многолетний отечественный и зарубежный опыт. Общий подход к профилизации обобщённо можно выразить следующими позициями:

 общее образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным;

 как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

Тем не менее, существует и другой подход, предусматривающий гораздо более раннюю профилизацию.

Своим видением этой проблемы и накопленным нашим педагогическим коллективом опытом мы хотим поделиться.

Прежде всего, профилизация – это не разовое мероприятие, а стройная система работы, охватывающая практически всех участников образовательного процесса на протяжении всех образовательных периодов и всех направлений деятельности в различных формах.

Вопросы выбора профессии, как правило, интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет ее осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста.

Младший школьный возраст (7-11 лет) – это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми.

Важным вкладом ранней профилизации детей в начальной школе является работа педагогического коллектива, а именно интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Курсы внеурочной деятельности в начальной школе в МБОУ «Школа № 87»: «Мы дети России», «Школа здоровья», «Хочу все знать».

Содержание курса «Мы дети России»:

1 класс – «Маленькие Россияне» (66 часов);

2 класс – «Моя малая Родина» (68 часов);

3 класс – «Россия – Родина моя» (68 часов);

4 класс – «Я – гражданин России».

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты курса:

 развитие творческих способностей;

 осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

 способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

 осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Содержание курса «Школа здоровья»:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа Здоровья» составлена на основе программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» авторов Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов.

Цель программы: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников.

Задачи:

- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Содержание курса «Хочу все знать»:

I раздел. Математика. Информатика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», конкурса-игры «Кенгуру». Решение задач по информатике для 1-4 классов игры-конкурса «Инфознайка», дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

II раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.

Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива», игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.

Ранняя профилизация в начальной школе является подготовительным этапом в профильном обучении. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, а также ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и жизненного самоопределения. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе позволяет эффективно и системно вести работу по ранней профилизации.

Литература:

  1. Асланова А. В. Осуществление ранней профилизации учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
  2. Кудухова М.А. Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.

Приложение 1

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный интеллектуальный конкурс, класс, содержание курса, решение задач, выполнение заданий, здоровый образ жизни, русский язык, начальная школа, литературное чтение, высшее образование, окружающий мир.

Похожие статьи

Использование технологии проектных задач по литературному...

сказка, проектная деятельность, проектная задача, группа, этап урока, положение конкурса, начальная школа, литературное чтение, главный герой, результат работы.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная...

Дистанционные курсы: «Литературное чтение 4 класс». «Русский язык 4 класс».

Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

Новые подходы к литературному образованию младших...

Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий решение не только функциональных задач обучения, но и как более широкое литературное образование младших школьников...

Реализация проектных задач в рамках урока литературного...

С этой целью учителя начальных классов должны обогащать свою деятельность

Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо

Не выявлены условия применения таких задач в рамках урока литературного чтения.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Цель программы «Праздники, традиции и

занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

В статье раскрывается смысл использования на уроках окружающего мира дифференцированных заданий, предлагаются

Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов классов и школ, а внутренняя — организацию работы внутри класса.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

Занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5–7 классов.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочная деятельность, правильное питание, начальное общее образование, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, режим питания, содержание программы, область безопасности жизнедеятельности, продукт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование технологии проектных задач по литературному...

сказка, проектная деятельность, проектная задача, группа, этап урока, положение конкурса, начальная школа, литературное чтение, главный герой, результат работы.

Дистанционные курсы для начальной школы, как эффективная...

Дистанционные курсы: «Литературное чтение 4 класс». «Русский язык 4 класс».

Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения.

Новые подходы к литературному образованию младших...

Начальный курс литературного чтения рассматривается как предмет, обеспечивающий решение не только функциональных задач обучения, но и как более широкое литературное образование младших школьников...

Реализация проектных задач в рамках урока литературного...

С этой целью учителя начальных классов должны обогащать свою деятельность

Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, либо

Не выявлены условия применения таких задач в рамках урока литературного чтения.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии. Цель программы «Праздники, традиции и

занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

В статье раскрывается смысл использования на уроках окружающего мира дифференцированных заданий, предлагаются

Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов классов и школ, а внутренняя — организацию работы внутри класса.

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном...

Занимательные задачи по русскому языку: книга для учащихся 5–7 классов.

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!».

внеурочная деятельность, правильное питание, начальное общее образование, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, режим питания, содержание программы, область безопасности жизнедеятельности, продукт...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос